Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! DVD-комплект Alpine. Джентльменский набор

    Люди опытные давно уже подметили, что «озвученный» салон автомобиля куда ближе к домашнему театру, чем домашняя стереосистема. Действительно: фронты есть, тылы тоже, да и сабвуфер чаще всего присутствует, а то и не один. Чего не хватает? Центрального канала, декодера, а также источника изображения вкупе с чем-то, что это изображение может воспроизвести...
    Задача создания в автомобиле домашнего, вернее сказать, мобильного театра при нынешнем уровне развития техники вполне решаема, и примеров тому уже не единицы. Многие крупные фирмы – производители автоаудиотехники предлагают свое решение тех или иных аспектов этой проблемы. Но, кажется, пока только Alpine делает это комплексно, то есть вы можете набрать полную систему из компонентов только одной марки. В активе будет полная совместимость аппаратов и, соответственно, максимум сервисных удобств. Правда, есть и пассив, поскольку даже у такой солидной фирмы, как Alpine, набор компонентов ограничен. Например, она не выпускает видеомагнитофонов, а театр (будь он мобильный или домашний, не суть) с единственным источником изображения – это как-то не совсем. Тем более что за пределами московской кольцевой ассортимент DVD, мягко говоря, недостаточно разнообразен. Хотя, с другой стороны, кроме как в Москве и Питере найдется, видимо, не так уж и много покупателей на такую систему, поскольку указанный в заголовке комплект с добавлением ТВ-монитора/ресивера IVA-M700R ($1989) потянет уже на четыре с лишним тысячи. И это без усилителей и акустики, на которых экономить при таком раскладе будет уже просто неприлично. Так что этот набор – для истинных джентльменов.
    Вышеупомянутый монитор/ресивер мы пока что отложим в сторонку до лучших времен – до видеоконтрольных устройств мы как-нибудь доберемся отдельно и там уже оттянемся по полной программе. А пока умерим свои аппетиты и займемся этими тремя, причем руководствуясь принципом, известным всякому марксисту: от простого к сложному и от необходимого к... (шутка).
    Впрочем, в каждой шутке есть доля истины. А истина заключается в том, что динамик центрального канала в автомобиле нужнее, чем в домашнем театре. Там его использование оправдано, лишь когда у вас сильно большой (проекционный) экран и/или положение слушателей (хотя бы некоторых) сильно смещено от центра. А здесь, каким бы экран ни был, и даже если его вовсе нет, большинство слушателей упорно не желают садиться по центру. Проблема центрального канала в автомобиле – это очень серьезная тема. Лучше посмотрим, как эту проблему решили специалисты Alpine. В комплект модуля центрального канала SBS-0515 входят одноканальный усилитель и динамик. С усилителем все просто: у него один RCA-вход и один же выход. Выходная мощность (RMS) 16,8 Вт. При выходной мощности 0,1 от номинальной нелинейные искажения составляют 0,5%. То есть по своим показателям усилитель центрального канала – типичный встроенный усилитель головного устройства, только с одним каналом. Впрочем, для центрального канала больше на практике и не требуется, сигнал там, как правило, небольшой, чтобы не было совсем уже перецентрованной сцены. С шумами усилителя все в порядке, отношение сигнал/шум – 100 дБА.
    Усилитель и динамик центрального канала.

    Динамик – произведение, имеющее мало аналогов. Двухдюймовая головка в отдельном корпусе может устанавливаться исходя из фантазии мастера. Любопытная АЧХ у этого динамика, посмотрите: от 300 Гц до 1,5 кГц АЧХ настолько ровная, что поначалу возникли подозрения в досрочной кончине самописца – такие кривые обычно фигурируют в фильмах про трудовые будни врачей-реаниматоров, причем именно когда у них что-то не получилось. Выше 1,5 кГц перо самописца, правда, ожило, но характеристика оказалась, тем не менее, далеко не из худших. Производители обещали рабочую полосу частот для центрального канала 400 – 20000 Гц, на практике, как вы уже сами увидели, она существенно шире: от 300 до 25000. Собственная резонансная частота динамика, замерили из любопытства – почти ровно 300 Гц. На этой же частоте начинается и спад АЧХ, но необычно крутой, потому что в дополнение к собственной АЧХ динамика здесь начинает действовать встроенный в корпус фильтр верхних частот первого порядка, не позволяющий центральному каналу звучать где не положено.
    Процессор и блок индикации и управления.

    Второй компонент джентльменского набора – процессор-декодер PXA-H510. По форме корпуса и даже по конструкции модуля управления и индикации «пятьсот десятый» – точная копия своего однофамильца, процессора звукового поля PXA-H600 – священной коровы дорогих профессиональных аудиоустановок. Но вот функции у PXA-H510 другие, их больше и они сложнее. Начнем с пройденного: функции «шестисотого» процессора реализованы и здесь, но в несколько сокращенном объеме. Это – регулируемая по каналам временная задержка, набор предустановок – имитаторов звукового поля, с реверберацией и всеми делами, ну, вы знаете, «Зал», «Стадион» и т.п. Параметрический эквалайзер – даже богаче, чем в PXA-H600. Четыре независимые полосы регулирования для фронта и тыла, две полосы для центрального канала и одна – для сабвуфера. Эквализируй, сколько душе угодно.
    Но главное все же другое – декодирование сигналов, в которых многоканальный звук зашифрован по системе многоканальной цифровой записи Dolby Digital или по аналоговой системе Dolby Pro Logic.
    Сигнал на вход может прийти или в аналоговой форме (одна пара входов), или в цифровой, для этого есть целых три оптических гнезда TosLink. В идеале можно головное устройство, чейнджер и DVD-проигрыватель подключить каждого к своему цифровому входу. Если же у кого-то нет цифрового выхода, то этот компонент переходит на аналоговый вход. Правда, только один, потому что лишних RCA-входов нет. Здесь же, на панели соединителей – два гнезда для подключения шины Ai-NET. Эта шина – предмет вполне обоснованной гордости Alpine. Логика ее работы больше всего напоминает принцип дооснащения современных компьютеров Plug and Play. Компоненты, соединенные через Ai-NET, хоть веером, хоть в цепочку, сами разберутся между собой, где у кого вход, где выход, а где сигналы управления, вам об этом и думать не надо.

    АЧХ центрального канала по звуковому давлению по оси и под углом 45 градусов.

    АЧХ по электрическому тракту фронтальных каналов в режиме LARGE (верхняя кривая) и SMALL (нижняя) и канала сабвуфера.

    АЧХ по электрическому тракту каналов SURROUND в режиме LARGE и SMALL. Завал частотной характеристики выше 7 кГц – это для центрального канала.


    Управление процессором может быть реализовано двояко. Часть функций примет на себя головное устройство (не первое попавшееся, разумеется, а то, на котором есть гнездо для подключения Ai-NET). Это касается в основном базовых регулировок, например усиления по каналам. А вот продвинутый регулировочный процесс может проводиться только с модуля индикации и управления. Этот модуль по виду – уменьшенная копия лицевой панели головного устройства: дисплей и кнопки. Их немного, и все они предназначены для навигации по меню, выскакивающему на экран дисплея. Что в меню? Прежде всего – стандартный, известный любителям домашнего театра (в немоторизованной форме) набор. Временные задержки по каналам тыла и центра. В режиме Pro Logic – от 15 до 30 мс, в Dolby Digital – от 0 до 15 мс. Унаследована от домашнего театра и функция выбора акустики. В позиции SMALL с фронтальных, тыловых и центрального каналов отфильтровывается сигнал ниже 80 Гц (стандарт домашнего театра) и добавляется в канал сабвуфера. В положении LARGE низкочастотный сигнал на сабвуфер продолжает поступать, но меньшей амплитуды, зато на фронт, тыл и центр идет сигнал полной полосы (по измерениям получилось -3 дБ на 20 Гц, это есть на графике). На практике в мобильной установке вся акустика попадает в разряд SMALL, иначе у вас на фронтальные 5-дюймовки отправятся частоты 30 Гц и ниже, а «пятерки» этого ох как не любят... Раз уж вы будете сейчас смотреть на графики, обратите внимание: АЧХ сабвуферного канала сделана не так, как принято в car audio, а так, как полагается в домашнем театре – с ярко выраженным подъемом к инфранизким частотам, где топают динозавры и взрываются торговые центры в американских мегаполисах. Впрочем, особенности мобильного театра не остались без внимания: стандарт предписывает фильтр сабвуферного канала 2-го порядка, а в процессоре PXA-H510 он выполнен 4-м, то есть локализация басов будет менее выражена (или, если все сложится удачно, не выражена совсем). АЧХ на выходе центрального канала на нижних частотах переключается тоже по стандарту домтеатра, но, как вы уже знаете, в этом комплекте ограничение полосы ниже 80 Гц ни на чем не скажется: центральный канал комплекта воспроизводит только частоты выше 300 Гц. В Dolby Pro Logic сигнал центра дополнительно ослабляется выше 7 кГц – так положено по стандарту кодирования.
    Измеренные характеристики звукового тракта процессора (как было не измерить, самим ведь интересно) оказались заметные. Входная чувствительность у процессора не регулируется, а сигнал перегрузки на входе у нас загорелся при напряжении 2,7 В (RMS), что на грани возможностей большинства головных устройств. Отношение сигнал/шум в режиме «стерео» – 94 дБ, проникновение между каналами – 77 дБ (левый – правый) и 69 дБ (фронт – тыл). Специфическая для многоканального воспроизведения характеристика – ослабление синфазного сигнала в тыловых каналах – 85 дБ, это существенно больше, чем во многих домашних процессорах такого же назначения.
    Ну а теперь – о главном. Вернее – головном. Декодировать многоканальный сигнал удобно тогда, когда он есть, а появляется он при воспроизведении DVD-дисков. Для этого предназначен третий компонент джентльменского набора – DVD-проигрыватель DVA-5205P. Общая характеристика, самая краткая из возможных: совершенно обычный DVD-проигрыватель совершенно необычных размеров. То есть размеры – обычные для car audio, 178 х 50 мм по фронту, как у любой магнитолы, только несколько больше по глубине: 185 мм. И все. Зато возможностей – хоть отбавляй. Как и все предыдущие компоненты, DVA-5205P, в принципе, практически автономен, если у вас нет ничего, кроме этого аппарата. (Как это вы дошли до жизни такой? Телик-то у вас есть? Ну, слава богу, тогда подключаемся.) Впрочем, еще до телика можно кое-что сыграть. Если зарядить DVA-5205P обычным компакт-диском, на аналоговых выходах появится звуковой сигнал, а на цифровом – понятно, цифровой (PCM), который можно подать на любой ЦАП или, кстати, на тот же процессор-декодер PXA-H510, предварительно выбрав на нем режим «стерео». Идем дальше. Video-CD приведет к появлению сигнала на соответствующем выходе стереосигнала на аналоговых выходах и PCM же на выходе цифровом. Тут его можно «разобрать» декодером Dolby Pro Logic (DPL) – хоть по аналоговому, хоть по цифровому входу (лучше, конечно, по «цифре» – надежнее и удобнее подключать). И, наконец, если использовать DVA-5205P по прямому назначению и загрузить в него все-таки нормальный DVD, то на аналоговом выходе опять же появится «собранный» двухканальный (стерео) сигнал, который можно так и слушать, ежели без декодера, а можно «развести» декодером DPL. Да только это будет вроде как из пушки по воробьям – ради чего, собственно, огород-то городили? Если ради Dolby Digital – то надобно воспользоваться цифровым сигналом AC-3 и подать его на процессор-декодер PXA-H510. Так что с этим теперь, наверное, все ясно.
    Отметьте сразу факт, проверенный экспериментально: записанные «болванки» CD-R и CD-RW аппарат не читает. Наотрез. Включая фирменные аудио (Philips, например). Надо отметить еще вот что: в отличие от домашних DVD-проигрывателей (все время приходится сталкивать лбами эти два вида аппаратуры – аналогов в области мобильной техники немного), на задней панели DVA-5205P есть только выход композитного видеосигнала. То, что нет привычного RGB-выхода, еще понятно: во-первых, его обычно встраивают в многоконтактный разъем SCART, а для него просто нет места на малогабаритном устройстве. Во-вторых, мобильные мониторы с RGB-входом нам не встречались. Может, они и есть, но не встречались, уж не обессудьте. А вот отсутствие выхода в стандарте S-VHS (отдельно яркость, отдельно – цветность) объяснить трудно: разъем маленький, опция недорогая и небесполезная.
    На передней панели проигрывателя, и этим он разительно отличается от домашних коллег, нет практически ничего, кроме узкой дверцы, закрывающей загрузочную щель для диска и индикаторов режима работы. Даже кнопки выброса диска нет: аппарат включается, когда дверцу сдвигают вниз, а в гнездо досылают диск, а выброс диска – при повторном открывании дверцы. Как у автомобильного CD-ресивера, даже проще. Управление всеми функциями проигрывателя осуществляется с пульта ДУ, причем для того чтобы развязать руки в отношении размещения проигрывателя на борту, приемник ИК-излучения сделан выносным, на длинном шнуре. Вариант расположения приемника системы ДУ, который просто напрашивается – на потолке в центре машины, впрочем, вариантов тут не счесть, и очень здорово, что алпайновцы это предусмотрели. Пульт интересен тем, что может управлять и другой аппаратурой, тем же головным устройством, скажем. Для этого надо перевести переключатель на пульте из положения DVD в AUDIO, и тогда DVD-проигрыватель перестанет реагировать на команды с пульта, а «голова», наоборот, начнет.
    Экранное меню, без которого DVD не DVD, здесь несколько упрощенное, поскольку нет управления многочисленными выходами, как в обычном DVD-проигрывателе. Зато крупные символы легче будет читать на небольшом экране мобильного монитора, и это тоже реальный плюс.
    Буква «P» в индексе, по нашему разумению, означает PAL. Разумение базируется на знании факта, что «американо-японская» модель, без «P», была представлена в прошлом году и могла воспроизводить только записи в системе NTSC. «Наша» понимает и NTSC, и PAL, только не автоматически: надо вручную переключить аппарат с одного стандарта на другой. С пульта, поэтому труд невелик.
    Параметры, касающиеся звука: выходное напряжение – 0,85 В (0 дБ); неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) – -0,5 дБ/0 дБ, то есть, считайте, никакой; отношение сигнал/шум – 94 дБА. Переходное затухание – 54 дБ. Последняя характеристика оказалась, прямо скажем, не поражающей воображение.
    Среди ортодоксальных хай-эндщиков распространено мнение, что хорошо звучащий аппарат непременно должен быть большим и тяжелым. DVA-5205P этот стереотип рушит до основания: при подключении к тракту домашней аудиосистемы (по цифровому оптическому кабелю) звук по самым строгим «домашним» меркам оказался большой, открытый и прозрачный, с отличной передачей сцены. Переключение на аналоговый тракт сразу показало: цифровая передача данных придумана не зря. Звук заметно потускнел и как бы «сплюснулся», правда, это заметно, если сравнивать с почти безукоризненным цифровым эталоном. В «абсолютном зачете» звучание оставалось, тем не менее, на уровне лучших источников.
    Изобразительные возможности проигрывателя проверялись на Video-CD и DVD. С первым из носителей ситуация оказалась небезынтересной. Для домашней техники, учитывая ограниченную широкополосность VCD, производители прибегают к перекоррекции сигнала с целью повышения четкости. Ценой определенных искажений, заметных на экране. Здесь, учитывая, что ожидаемый размер экрана небольшой, от перекоррекции отказались, и изображение получилось смягченным, что на небольшом экране вообще вряд ли будет заметно. При воспроизведении динамичных сцен с VCD наблюдалось явное отставание звука от картинки. VCD – носитель капризный, и дефекты изображения на них не редкость. Обычно проигрыватели, встретив дефект на видеодорожке, пытаются с ним справиться, картинка дробится, корчится, но смотреть все же можно, пока не будет пройден дефектный участок. DVA-5205P, встретившись с дурным местом на диске, цепенеет, и вернуть его к нормальному трудовому ритму можно только переключившись на следующий трек. Для мобильной техники это, наверное, не лучшая черта характера.
    Картинка при воспроизведении DVD – изумительная, поскольку другой она не имеет права быть по фундаментальным свойствам стандарта. Это пока все идет по накатанной дорожке. Реакция же на дефекты, которые могут быть и на самом современном цифровом носителе, тоже несколько необычная. Большинство DVD-проигрывателей после нескольких безуспешных попыток сыграть «битый» фрагмент переходят в ближайшему полноценному и продолжают воспроизведение. DVA-5205P при встрече с цифровым «ухабом» тушуется, переходит в режим покадрового показа и остается в нем до принудительного перехода вперед по диску.

    Мед & Деготь

    Джентльменский набор оказался почти неисчерпаем по функциям, типам носителей информации и режимам работы. Установка такого комплекса в машину своими силами (а ведь надо еще как минимум один монитор поставить, иначе зачем с DVD затеваться?) равносильно проекту оснащения двигателя собственного автомобиля турбонаддувом в условиях охраняемой автостоянки. Верстовой перечень достоинств комплекта, увы, время от времени разнообразят отдельные «кое-где у нас порой». Это не удивительно. Лет пять назад о мобильном комплекте аппаратуры с такими функциями и подумать было нельзя. То есть подумать-то можно, только одному и негромко, а то не поймут. Сегодня это реальность, данная нам не просто в ощущениях, согласно марксистской теории, а в ощущениях многоканальных, цифровых, с отличной эргономикой. Реальность недешевая по меркам car audio. Но не столь уж заоблачно дорогая по меркам домашнего театра. Так что резон есть, однозначно.

    Alpine: DVD-проигрыватель DVA-5205P – $1399; процессор-декодер PXA-H510 – $609; модуль центрального канала SBS-0515 – $179


    Источник: журнал Автозвук, 12/2000. Марк Гасанов
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa