Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Одноклассники. Как дома. Компонентная акустика 6,5" по цене от 4100 до 7500 рублей.

    Это сравнение входило в исторически первый слоган журнала, его, кстати, никто не отменял. Слова «В автомобиле как дома» стояли на обложке «АЗ» до 2000 года, когда в гармонии с прогрессом уступили место адресу сайта.
    Тоже, между прочим, исторически первому: www.caraudio.ru. Который тоже никто не отменял, хотя спереть пробовали. Почему это вспомнилось сейчас, при подведении итогов очередного теста очередной акустики? Да вот почему.
    Прослушивание (и измерения) акустики для нашего журнала и для «Салона AV» происходит в одном и том же помещении, так что сотрудники двух редакций поневоле (а чаще — по воле, когда утихает любопытство, из аудиоотрасли надо валить) становятся взаимными свидетелями деятельности друг друга. Разве что словом «акустика» мы называем немного разные вещи, а потому проделываем немного разные операции для достижения тех же результатов. У нас акустика — это мидбас, пищалка и кроссовер, всё это ставится в ящик для измерений, потом в ящики (их, понятно, два) для прослушивания, болты, винты, провода, все дела. У них всё привинчено и соединено, уплочено, чего там.
    Но если любопытствовать регулярно, можно заметить: привинчено и соединено у них чаще всего то, что у нас называется шестидюймовой «разнесёнкой». В напольной домашней акустике этот калибр царит почти самодержавно, в полочной — делит власть с примерно «пятёрками», но большинство, если на глаз, сохраняет.
    Взаимное ознакомление с результатами измерений вызывает взаимное же удивление братьев по издательскому дому. Привинченная и соединённая изготовителями домашней акустики «разнесёнка» чаще всего демонстрирует АЧХ в диапазоне от ровной до неправдоподобно ровной. Мы на это смотрим и цокаем языками в понятном спектре эмоций. Потом в тех же условиях, только после установки в бокс объёмом с дверь автомобиля, измеряется акустика, которая не дома, а «как дома», где графики АЧХ нередко имеют форму «Кавказ подо мной», домашники на это смотрят с иным спектром эмоций и не упускают возможности прокомментировать, ироды...
    Да, нам известно, что условия работы акустики в комнате и в салоне автомобиля различны, где-то об этом писали. Но есть вещи, которых не должно быть на АЧХ ни там, ни там, а у нас они, по опыту, появляются чаще, чем у них.
    В этом смысле данный тест оказался интересным: если не повально, то вполне систематически акустика «как дома» вела себя... как дома. Потом увидите и оцените. Результаты прослушивания и субъективные оценки коррелируют с инструментальной фазой не лобовым образом, всё же звучание — это далеко не только АЧХ, но корреляция есть, и было бы удивительно, если бы не было.
    Вот синопсис результатов нынешнего теста, дающий немалые основания для оптимизма. Пятеро из десяти участников продемонстрировали аккуратное и даже породистое звучание, а двое из них реально удивили не только нас, но и тех, которые только дома как дома. Согласитесь, это не может быть случайностью. Конечно, попутно возникает вопрос: а действует ли та же закономерность и дальше? Ответ будет не совсем категоричным. Во многом — да. Но акустика по цене от 10 — 12 тысяч (действующих российских денег) — это уже авторская работа, а у любого автора могут быть и взлёты, и падения. И лично я не уверен, что в верхней ценовой категории решительно все способны безоговорочно переиграть упомянутых двоих-троих из сегодняшней группы. Хотя на стороне наиболее пафосных моделей акустики (которые проходят у нас по одиночным тестам) могут быть преимущества в удобстве инсталляции или долговечности — то есть по тем позициям, которые не удаётся оценить в ходе журнального теста.
    Кстати, об оценках. Одна из позиций, по которым мы до сегодняшнего дня оценивали акустику, стояла особняком от четырёх других, в том смысле, что она никак не была связана с качеством звука. В таблице она фигурировала как «Конструкция», хотя в пределах групповых тестов мы оценивали скорее качество исполнения, нежели конструкторские изыски. Разумеется, когда вещь приятно взять в руки, это немаловажно, но на звучание сей факт напрямую не влияет. К тому же всё, что находится позади фланца, владелец автомобильной акустики увидит только в подвенечном платье фабричной упаковки, а ведь дальше жить и жить...
    И ещё: условия современного производства таковы, что по качеству исполнения изделия разных брендов различаются не так уж сильно. Между тем есть показатель, который мы исправно (и довольно трудоёмко) измеряем, но который до сих пор не оказывал прямого влияния на итоговую оценку. Это нелинейные искажения. А от величины нелинейностей на средних частотах напрямую зависит прозрачность звучания. Сложность заключается лишь в том, как определить границы нормы. После изучения истории собственной трудовой деятельности и консультаций с признанными авторитетами для данного типоразмера были приняты такие границы. Если осреднённый показатель ниже 0,5%, он тянет на 9 баллов в графе «Линейность», если он заключён в пределах от 0,5 до 1,00 — на 8, а когда он выше 1%, оценка будет ещё на балл ниже. Искажения на верхнем басе мы по-прежнему фиксируем и приводим, но в итоговых оценках не учитываем на том основании, что, в отличие от средних частот, заранее неизвестно, что будет играть акустика, а что — сабвуфер, это — вопрос конкретной инсталляции и выбора параметров настройки системы в целом.
    Любопытно заметить: в этом тесте высшая оценка по вновь введённому параметру оказалась вовсе не такой уж редкостью, её заслужили четверо (из десяти, напомню) участников. Поэтому неудивительно, что победители пришли к финишу с результатом 43 балла — раньше такая оценка была большой редкостью. А вот по басовому потенциалу высокий балл получил лишь единственный участник. Наверное, закономерно: фронтальную акустику этого типоразмера разработчики не рассматривают в качестве единственного (или основного) источника баса в машине. С другой стороны, было бы несправедливостью утверждать, что басовые возможности у слегка продвинутых «шестёрок» ограничены, нижний частотный предел в условиях автомобильного салона может составить и 40 Гц, а двое одноклассников дотягивают до инфразвуковой области.
    Вообще говоря, в ходе знакомства с участниками нынешнего теста сложилось впечатление, что принцип разумной достаточности был принят их разработчиками в качестве основного. Басовитость — нормальная, чувствительность — не слишком высокая, но и не низкая, АЧХ... Ну, про это я уже говорил, а вы — ещё увидите. Только когда будете видеть, не забывайте: индикатор технического качества акустики — гладкая и плавная осевая АЧХ, однако горизонтальной ей быть необязательно, скорее, наоборот, умеренный подъём в сторону высоких частот служит условием того, что акустика сохранит тембровый баланс при прослушивании вне оси. По этой же причине форма внеосевой (под углом 50 градусов) характеристики для нас важна не менее, чем осевой, не забывайте.
    Полная добротность мидбасов в этом тесте охватывает довольно широкий диапазон от 0,45 до 1,0. Головок с повышенной добротностью (около единицы) встретилось лишь две, столько же было сильно демпфированных мидбасов с добротностью менее 0,6, что обычно ассоциируется с возможностью (а иногда — желательностью) работы в ЗЯ. Половина участников имеет универсальную добротность от 0,6 до 0,7 — у них ровная характеристика при установке в двери, но при желании их можно монтировать и в ЗЯ приемлемого объёма (3 — 10 л). Словом, всего в меру.
    И есть лишь одна позиция, по которой многие изготовители чувство меры теряют. Конечно, это указанная в спецификации допустимая мощность. Ну какие могут быть 190 Вт RMS при дюймовой звуковой катушке? Да и 100 Вт многовато, и 90 тоже. Короче, как и прежде, ориентируйтесь на 60 — 70 Вт — не прогадаете. Впрочем, что нам от этих ватт? Нам важнее знать, какой должна быть мощность усилителя. А там тоже всё просто — от 60 до 120 Вт, в эти рамки попадает, наверное, три четверти усилителей.
    Вот такие дела домашние. Пора браться за работу, но прежде, как и всегда, пройдёмся по умолчаниям, то есть перечислим те особенности устройства акустики, о которых мы в явной форме упоминать не будем, но будем подразумевать. У пищалки, конечно же, купольная мембрана без каких-либо фазовыравнивающих тел перед ней. В комплект установочных принадлежностей либо входит корпус для заглублённого монтажа («чашка»), либо же корпус пищалки сам по себе предназначен для такого варианта установки. Катушки фильтров не содержат магнитного сердечника, а конденсаторы относятся к типу неполярных электролитов, если не сказано иного. Корзина мидбаса отштампована из листового материала (стали). Центральный колпачок изготовлен из пластика и имеет выпуклую форму. Подвес резиновый шириной 10 — 11 мм. Уплотнительное кольцо жёсткое. Высота магнита 15 мм. Рамка решётки дополнительную преграду на пути акустического короткого замыкания не создаёт, впрочем, для шестидюймовых головок эта тема неактуальна, у них посадочный обод широкий, и промахнуться с отверстием настолько удаётся мало кому. Диаметр звуковой катушки примерно 25 мм (по жизни получается около 26 мм — один дюйм плюс толщина каркаса). Акустический кабель подключается к мидбасу с использованием всем известных клемм типа «лопаточка».

    Ivolga SB-6.0 | Eton POW 160 | X-Program X-SP62 | Massive VK 6 | Gladen Audio RS 165 | Infinity Kappa 65.9cs | CDT CL-62 | DLS RS6N | Kicker KM6250.2 | Soundstream TRC 60C

    МЁД & ДЁГОТЬ

    ПАРАД ПАРАМЕТРОВ
    Самая высокая чувствительность: Infinity Kappa 65.9cs (91 дБ/Вт)
    Самая низкая частота резонанса: Eton POW 160 (52,0 Гц)
    Самые низкие искажения на СЧ: Soundstream TRC 60C (0,365 %)
    Самые низкие искажения на НЧ : Eton POW 160 (0,360 %)

    Наибольшее количество баллов суммарной оценки набрали сразу двое. Это — в порядке выступления — DLS и Soundstream. Звучание первого из них нам понравилось чуть больше, а потому он и получает «жёлтую майку Лидера» и соответствующее почётное звание. Soundstream становится «Фаворитом». С некоторым отставанием от двоих победителей, но с отрывом от «основной группы» финишировали ещё двое: заслуженный Eton и его соотечественник и дебютант наших тестов Gladen Audio. Закономерно, что эти двое и получают нашу «Рекомендацию».

    Источник: журнал Автозвук, 6/2012. Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa