Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы RENAULT MEGANE II ПРЕДЫДУЩЕЕ

    ПРЕДЫДУЩЕЕ

    Автозвук №10 2006 года. Системы RENAULT MEGANE II.

    СТУДИЯ «АВТОПОДИУМ», РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА ДМИТРИИ ЦЕПЛЯЕВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВ

     

    Разумеется, мы живём по большей части настоящим. Но посмотрите под ноги, на чём стоит настоящее? На предыдущем. Не на прошлом, а на предыдущем, это разные вещи...

     

    Имена, перечисленные в гра­фе «Руководители проекта» этого обзора, вам уже встречались. В предыдущих. Алек­сандр Егоров, глава «Автоподиу­ма» — в №8/2006, Дмитрий Цепляев, руководитель «Интеллигарда» — на номер позже, в №9. та­ково их настоящее, а предыдущим было иное: увлечённый до крайно­сти, не сказать одержимый (хотя почему не сказать, одержимый и есть, мы своих страстей не стесня­емся) , любитель автозвука Дмит­рий Цепляев состоял с «Автоподи­умом» в отношениях «заказчик — исполнитель». Хотя уже тогда его роль в создании системы выходила очень далеко за рамки клиентских прерогатив, именно поэтому руко­водителей у этого проекта было двое, и даже не равноправных, а в том порядке, в каком перечислены имена.

    В классе "Мультимедиа любитель", ни одного места, кроме первого, машина ни разу не занимала

    Дмитрий сегодняшний не име­ет права подчиняться личным предпочтениям по части автомо­билей — статус руководителя про­фессионального установочного центра не позволяет. Дмитрий предыдущий, категория «Люби­тель», этим правом обладает в полной мере. Всем прочим авто­мобилям он предпочитает фран­цузские. Кстати, завсегдатаи ин­тернет-форумов по спортивно-автозвуковой тематике Дмитрия знают именно по сетевому нику «Француз». По жизни он не фран­цуз и даже не похож...

     

    Предыдущей машиной была Peugeot 406, на её заднем сиденье в жилище Дмитрия прибыло не­мало призовых кубков (категория «Любитель», как и было сказано). Смену машины (ничто не вечно) сопроводила и смена брэнда: в сторону французского госпредприятия Renault Дмитрий особен­но подолгу не смотрел, пока не появилось второе поколение Megane и Laguna. Здесь Дмитрий собрал вещички и перешёл в стан «реноводов».

    Пищалки размес­тились в уголках зеркал, новые подиумы погло­тили и ручные механизмы регу­лировки

     

    Как покупает машину истин­ный энтузиаст автозвука? При­мерно так же, как покупает квар­тиру профессиональный дизайнер интерьеров. Ему не то что обоев на стене, наклеенных чужими ру­ками, не надо, ему желательно, чтобы стен было по минимуму, у него — свой проект. Так и здесь: машины выбиралась той мини­мальной комплектации, на кото­рую соглашались производители, всё равно автомобилю предстоял с радикальное переоборудование с решительным редизайном где следует.

     

    Теперь, когда машина в гара­же, с минимумом лишнего, надле­жит выбрать, чего на борту ока­жется максимум. То есть — ос­новные компоненты. Идея заклю­чалась в том, чтобы сделать ма­шину одновременно аудиофильски звуковой и футуристически мультимедийной. В рамках одной системы это само по себе крайне не просто, ведь критерий будущего успеха (или неудачи) был выбран одновременно с концепцией: по­бедные места на автозвуковых со­ревнованиях — успех, не побед­ные, в любом виде состязаний — неудача.

    Концепция акустического оформления всей маши­ны началась с этого ящичка для центрального канала

     

    Но и к этой амбициозной цели Дмитрий решил идти не самым накатанным путём. Не будучи ни­как профессионально связан с тор­говой маркой Alpine (даже в нынешнем статусе, не говоря уже о предыдущем, любительском), он решил построить полностью монобрэндовую систему. Причина — спортивный интерес, по собст­венному признанию автора идеи. То, что в области мультимедийных и цифровых компонентов Alpine конкурентов к себе особенно близ­ко не подпускает, широко извест­ный факт. Но хотелось встретить и иной вызов, звуковой и аналого­вой природы. Показать, что при оптимальном построении систе­мы на акустике Alpine она окажет­ся способна рвать в клочки дру­гие, базирующиеся на продуктах признанных мастеров акустичес­ких искусств.

    Всем прочим источ­никам Дмитрий пред­почитает IVA-D300. Последнего из «пре­дыдущих» удалось найти в Молдавии

    Пульт PlayStation (для детей) соседствует с монитором, контролирующим питание и температуру компонентов системы (это - для взрослых)

    Вытесненный "центром" инфодисплей машины перебрался под мультимедийную станцию

     

    Лобовое решение поджидало и здесь: вот F#l Status, деньги на бочку — дело в шляпе. Но реше­но было иначе: взять компоненты из верхних рядов, но не убийст­венный эксклюзив. Как раз вовре­мя появилась новая серия акусти­ки SPX, на ней и задумали осно­вываться.

     

    Насчёт «вовремя», правда, на­до сделать одну неприятную ого­ворку. В 2005 году Megane с лю­бителем Цепляевым за рулём про­вела сезон соревнований крайне однообразно. От сезона (включи­тельно) до финала России (тоже включительно) в основном классе, где выступала машина, «Мульти­медиа Любитель», ни разу ни од­ного места, кроме первого, она не занимала. В звуковом классе «Лю­битель 4000», по концепции систе­мы — вторичном, своего рода вспомогательном — тоже, за ис­ключением финала, где .Дмитрий уступил супербизонам с чисто зву­ковыми установками, без мульти­медийных осложнений.

     

    При таком раскладе дорога лежит куда? Правильно, на финал чемпионата Европы, причём поч­ти наверняка — прямиком на первое место. Однако за две неде­ли до еврофинала машина Дмит­рия, осмотрительно гаражного хранения, была весьма квалифи­цированно обчищена (со вскры­тием гаража) под ноль, до мини­мальной заводской комплекта­ции. Если ходите по форумам, на­верное, вспомните, факт получил широкую огласку. Так что ны­нешняя система — вынужденно   второе издание того же произведения, с изменениями и дополне­ниями.

    В закрытых ящиках меньше­го объёма, смонтированных внутри задних дверей, сидят и коаксиалы ты­ловой акустики

    Довольно высо­ко расположен­ный мидбас ра­ботает в закры­том объёме при­чудливой формы, который удалось устроить под обивкой двери

     

    При сборе компонентов для переиздания наибольшие труднос­ти встретились на этапе поиска головного устройства. В первой ре­дакции стояла мультимедийная станция Alpine IVA-D300R, кото­рую к этому времени сменила но­вая, Alpine IVA-D310. А Дмитрий не хотел новую, он хотел предыду­щую, считая, что по звуку она лучше. Не пристроенный экземп­ляр «предыдущей» чудом удалось найти где-то в Молдавии. Про акустику SPX мы уже говорили, усилители VI2, которые Цепляев не желает менять ни на какие дру­гие, нашлись, вовремя (с уже известными оговорками) прибыл и «701-й» процессор. Два месяца у Дмитрия и Александра ушло на проект системы, до того, как был ввёрнут первый шуруп. Стартовой точкой, от которой система проек­тировалась, стало, как ни удиви­тельно, не головное устройство, а... акустика центрального канала. И предыдущий, и нынешний Дмитрий Цепляев считают, что в мультимедийной системе акустика ЦК должна быть не меньше 5 дюймов в калибре мидбаса, ина­че полновесной поддержки «цент­ровых» диалогов не получится. В гамме Alpine есть специализиро­ванный комплект для центрально­го канала SBS-O715, от него реше­но было использовать усилитель, но не малогабаритную головку, вместо которой хотелось поста­вить что-то посолиднее. Правда, компоновка такой головки в приборной панели Megane сразу не вытанцовывалась, если только не городить уродливых гробов по­верх Торпедо. Дмитрий решил по­пробовать вот что: был снят козы­рёк центрального информацион­ного дисплея машины (его экранчик потом переехал вниз на цент­ральную консоль). Осмотр места происшествия показал: там можно набрать некоторый объём для за­крытого ящика. Расчёты и макети­рование показали: 4-дюймовый коаксиал Alpine SPE-1002 даёт нужные характеристики на ниж­них частотах в объёме около 2 л — это в гнездо бывшего дисплея вписывалось. Тут-то и пришла мысль сделать всю акустику в ма­шине в полноценном оформлении типа ЗЯ. Новая серия мидбасов SPX продемонстрировала явно выраженные «ящичные» предпо­чтения, так что всё вроде бы скла­дывалось удачно. К тому же, как выразился Дмитрий, машина на этом этапе активно помогала уста­новке аудиосистемы. Оказалось: ради пассивной безопасности французские конструкторы до­вольно далеко вынесли обшивки дверей внутрь салона, соответст­венно, между ними и силовым каркасом двери образовалось пусть расплющенное, но значи­тельное по литражу пространство.

    Для задних пассажиров, если вдруг окажутся — два независимых мони­тора с ИК-передатчиком на потолке

    ИК-наушники двухканальные, поэтому система может време­нами работать как трёхзонная

     

    Туда Дмитрий и решил внедрить­ся с закрытым ящиком мидбасов фронтальной акустики. Для кор­ректной работы мидбасов требова­лось по 12 л (с заполнением) на головку, это прогнозировали рас­чёты, а подтвердили измерения, прослушивание и подгонка объё­мов тестовых боксов. Вписать тре­буемый литраж под обивку уда­лось, придав ящику более чем не­тривиальные очертания.

     

    Материал для дверных ЗЯ был взят не с потолка. С верхней пол­ки склада совместного российско-финского предприятия «Чудово-RWS» в Новгородской области. На складе — только один вид продукции, фанера, другого пред приятие не выпускает. Зато какая! Та, что на верхней полке, катего­рии Е/Е, предназначена для элит­ного судостроения, она не только влагостойка до предела, но в силу иной, по сравнению с обычной фанерой, технологии изготовления (прессование под высоким давле­нием, термообработка) обладает редкостными и очень востребо­ванными в нашей отрасли акусти­ческими свойствами, она практи­чески не «звенит», как обычная строительная, пусть даже самая лучшая. Кстати, при «чистовом» измерении объёма готовых ящи­ков воду наливали прямо внутрь, её можно было там неделю дер­жать, без последствий.

     

    Аналогичным образом, раз уж концепция, выполнено и акустиче­ское оформление тыловой акусти­ки, ею служит пара коаксиалов се­рии Reference, объёмы понадоби­лись меньшие, поскольку по кано­нам многоканального звука полоса каналов surround исходно ограни­чена снизу.

     

    Блок усилителей, разумеется, снабжен принудительной вентиляцией

     

    Размещение фронтальных пи­щалок способно вызвать вопросы. Они расположены не на стойках, а в уголках зеркал, так нередко дела­ют, когда стремятся минимизиро­вать вмешательство в оснащение салона, а здесь такой задачи не стояло. Здесь другое: приборная панель «Мегана» высока и глубока, при установке пищалок на стойки получался акустический разрыв между НЧ и ВЧ-излучателями, и звуковая сцена сваливалась по кра­ям. При выбранной же компонов­ке динамики оказались практичес­ки на одной вертикали, как в до­машних колонках, и на расстоя­нии едва больше 30 см друг от друга. Это, по мнению конструк­торов системы, даёт возможность получить не только более стабиль­ную, но и более широкую сцену, чем при более благоприятном на первый взгляд расположении пи­щалок в стойках.

     

    Подиумы под пищалки были изготовлены с учётом сохранности штатного (то есть ручного, по­мните про минимальную комплек­тацию?) управления зеркалами. Пищалки, правда, в ходе доводки системы были заменены другими, из комплекта F#l Status предыду­щего (разумеется) поколения.

    Плоский, не более 10 см высотой, ящик сабвуфера расплас­тался на полу ба­гажника

     

    Готовят сигнал для акустики два больших усилителя и один ма­ленький. Маленький — SBS-0715 — для центрального канала. По­больше — двухканальный MRV-Т320 — работает исключительно с фронтальными мидбасами, сов­сем большой MRV-F450 обслужи­вает пищалки, тылы и сабвуфер.

     

    Не совсем традиционно решён в системе сабвуфер. Он построен на одной 10-дюймовой головке серии SWR, требующей весьма не­большого объёма ЗЯ — 14 л до­статочно. Но в этой системе тре­буемый объём решено было «раз­мазать» по полу багажника, так что доступ к запасному колесу под полом и задним фонарям ничем не ограничен. Ящик вышел плос­кий, около 10 см глубиной, что ес­тественным образом диктовало ус­тановку головки магнитом нару­жу. Диффузор при такой установ­ке оказывается защищен от по­вреждений собственно корзиной динамика, а чтобы исключить ко­роткое замыкание выводов, они закрыты прозрачным экраном.

     

    Корзина сабвуфера служит естественной защитой диффузора, а от замыкания контакты защищает про­зрачный экран

    В багажнике скромно при­строилась и PlayStation 2 Slim

     

    На заднем сиденье Дмитрий особенно часто пассажиров не во­зит, однако из того же спортивного интереса мультимедийный потен­циал системы был развит до преде­ла возможного. Два монитора ТМЕ-М710 в подголовниках вмес­те со встроенным монитором голо­вной мультимедийной станции об­разуют своего рода трёхзонную си­стему. Пока водитель слушает ра­дио (полезное занятие, помогает не тратить время на газеты), один из задних пассажиров, повзрослее, мо­жет смотреть DVD, а другой, по­мельче — предаваться пороку ви­деоигр с Sony PlayStation.

     

    Как вся описанная выше красо­та показала себя в сезоне 2006 го­да? Никак. В этом сезоне Дмитрий на площадку соревнований не вы­езжал ни разу, не по своему произ­волу, а по объяснимым причинам: принимал командование «Интеллигардом», не до соревнований бы­ло, тем более что предыдущий Цепляев выступал в любителях, а нынешнему положено переходить в профессионалы. Диалектика: от предыдущего — к настоящему, от настоящего — к будущему...

     

    SQ

    Психологически непросто оценивать звук в чемпионской машине, не будучи самому ни чемпионом, ни судьёй какой-нибудь экстренной категории. При этом оцениваешь не столько звук в машине, сколько собственное восприятие заведомо правильно построен­ного звука. Впрочем, это тоже интересно. Прежде всего обращает на себя внимание ис­ключительно чёткое построение середины звуковой сцены, создаётся ощущение, что ра­ботает центральный канал, хотя в стереорежиме он отключен. Сцена не создаёт ощуще­ния сверхъестественной ширины, но подкупает абсолютная «отвязка» звука от динами­ков: вот она, пищалка, смотрит прямо в лицо, а звук летает над торпедо, как будто ни­чего о ней не зная. Очень вкусные мидбасы: симфонический контрабас, когда на нём иг­рают смычком, воспроизводится почти исключительно мидбасами, другие излучатели в это время почти что в отпуске, так вот в «Детстве» Шнитке (FSQ) было слышно, на­сколько хорошие собрались оркестранты и насколько хороши их инструменты. Турец­кий барабан с бонусной дорожки того же диска звучит совершенно внятно, но без на­хальства, мягко и с достоинством. Гуляющий по сцене саксофонист («Focal Tools») ходит по щёткам стеклоочистителя, а заканчивает прогулку точно на решётке динамика цент­рального канала, напомним, в этом режиме — бездействующего. Эллипс в тесте на вер­тикальное разрешение системы ближе к кругу, чем у большинства когда-либо проведен­ных нами через этот тест систем. Жуткий мотоцикл (тоже с «Focal Tools»), обычно нося­щийся как безумный по салону, едет по приборной панели, без нарушения правил. А когда... впрочем, довольно, я час в этой машине просидел, не хотелось выходить.

     

    Интересная АЧХ у системы в режиме «стерео», можно сказать — авторская. На нижних частотах выделена полоса информативного баса (50 — 60 Гц), но спад ниже 50 Гц очень медленный, вот преимущество ЗЯ как акустического оформления. На средних частотах подчёркнута голосовая полоса 500 - 1500 Гц, а очень ровная характеристика на верхних частотах спадает довольно рано, Дмитрий пояснил: по его добровольному выбору такое звучание оказалось более комфортным и натуральным, чем если бы вытянуть 20 кГц в линеечку.

     

    На пресете «мультимедиа» АЧХ меняется радикально: максимум баса переезжает на 40 Гц, а составляющие выше 2,5 кГц плавно ослабляются, так (как было не раз констатировано судьями) достигается наилучшая интеграция звука с изображением в режиме кинопросмотра.

     

    Тип системы:

    мультимедиа

    Аудио:

    2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер

    Источник:

    Alpine IVA-D300RB

    Процессор:

    Alpine PXA-H701

    Мониторы:

    Alpine TME-M710

    Усилители:

    Alpine MRV-F450,

    MRV-T320, SBS-0715

    Акустика:

    Alpine SPX-177R,

    SPX-F17T, SPR-134A,

    SPE-1002

    Сабвуфер:

    Alpine SWR-1021D

     

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa