Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы не быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.
Льюис Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»
Льюис Кэрролл, «Приключения Алисы в стране чудес»
По логике вещей этой системе самое место в рубрике «Своя игра» — практически всё в этой машине сделано руками Андрея. Но в отличие от «заочных» участников он лично предъявил её на суд редакции.
Предъявил и саму машину с установленной системой (как в рубрике «Системы»), и отчёт о наиболее интересных этапах инсталляции (как в «Своей игре»), и тезисы, в соответствии с которыми выбирались идеология, архитектура и компоненты. Иными словами, всё, что можно потребовать от автора установки, было сделано, даже с запасом.
Основным требованием к системе было аудиофильское звучание, но не ценой загромождения багажника. Конечная цель — широкая стереобаза, точный тональный баланс и натуральный тембральный. Были и другие нюансы...
Машина, как вы уже видели, — Citroёn C4 первого поколения, которое, в отличие от второго (после 2010 года), было в немалой степени проникнуто идеей, «чтобы не как у всех». Не то чтобы именно это повлияло на фантазию создателя системы, но определённые следы наблюдаются. Впрочем, проникновение в авторские замыслы оказалось для нас сильно облегчено — Андрей составил документ в виде тезисов, определивших стартовую позицию в работе над проектом. Вот, практически прямая речь:
Процессор и миниатюрный Gladen облепили пластик вещевого ящика | |
Alpine повис внизу: его хоть разглядеть можно... | Компоненты трёхполосного фронта выстроились в строгую вертикаль |
Не сразу скажешь, что нижний динамик — полновесный 8-дюймовый сабвуфер | Самая необычная архитектурная деталь: пищалки «на пуантах» |
Минимальное вмешательство в дизайн салона и никакого — в удобство пользования! Багажник строго пустой: у меня там тёща ездит, не потерплю даже намёков на ухудшение условий содержания любимой родственницы!
Переднее размещение всех компонентов. Опыт по расположению фронтального усилителя в недрах передней панели уже оказался успешным в одной из предыдущих инсталляций.
Неизбежно неидеальное размещение излучателей скорректировать установкой процессора. А где процессор — там и поканальное усиление.
Трёхполоска. Мидбас, в моём понимании, изначально компромиссное решение, вроде полуторного одеяла на мужа и жену разом.
Модель твитерных подиумов выглядела неказисто | Готовые оболочки — куда привлекательнее |
А после нанесения «фасеточного» покрытия —хоть на выставку | Слагаемые и сумма: проект НЧ/СЧ-подиумов |
Почти собранные подиумы | Подиум готов к монтажу головок |
Как не всякая птица долетит до середины Днепра, так и не всякий аккорд расшевелит жёсткую подвижку. Динамики либо отлично, но, увы, негромко отыграют достаточно сложные композиции, либо громко, но что-нибудь простенькое. Или попросят больших ящиков, или согласятся работать в маленьких. Это важно понимать уже на этапе проектирования системы.
А следовательно...
За низ во фронтальной (и единственной) акустике будет отвечать восьмидюймовый сабвуфер DLS W308B, «тонкий» по терминологии, принятой в «АЗ». То есть с мягким подвесом и лёгкой подвижкой.
На середину ставим диффузорную трёхдюймовку Audison Voce 3.0, напев которой простирается аж до 4 кГц, практически не меняясь от угла прослушивания. Этому есть целых два подтверждения: собственный тест «АЗ» и «импортный», сделанный итальянскими коллегами журнала.
Пищалка — только шёлк. Ну нравится мне, как звучит шёлк. Например, Audison Voce 1.1».
Интересные получились тезисы, — заключили мы, ознакомившись. В стиле С4 первого поколения. Полная поканалка с процессором — но с компонентами, способными поместиться в салоне. Не хотим сабвуфер — значит, поставим два... Становится интересно. Это ещё про источник сигнала ничего не сказано.
Зачем шлем и кольчуга? А без них не получится... | Дверь «как была». Для понимания процесса... |
Слившиеся в экстазе отверстия в панели двери: верхнее штатное и нижнее новое | Весь металл, разумеется, задемпфирован |
Зашиты технологические окна | Внешняя часть подиума выклеена из стеклопластика |
Формы готовы, осталась отделка | К «Блаупункту» пристроили линейные выходы. Хотя процессор может работать и со спикерными |
Железо ржавое? Это вопрос к «Ситроену». Зато проводка сделана как полагается | Если в машине нужен современный всеформатный источник, надо... оставить штатное «радио» |
А главным источником высококачественного сигнала в системе стал крупнокалиберный смартфон Samsung Galaxy Mega 6.3, который поддерживает (среди многочисленного прочего) lossless-формат FLAC и умеет передавать сигнал по протоколу Bluetooth A2DP. В результате прослушивание музыки, просмотр видео, навигация и т.д. стали привязаны не к автомобилю, а к пользователю.
Теперь надо было полученными сигналами как-то разумно распорядиться. Решение было такое: нервным центром системы становится цифровой процессор Mosconi Gladen DSP 6to8 с дополнительным модулем Bluetooth. Первая версия этого модуля (вернее, прошивки) давала возможность настраивать его с ноутбука беспроводным образом, даже не обязательно зная, где реально установлен процессор, лишь бы был включён. Новая версия позволяет и принимать поток аудиоданных. А переключать заранее выбранные пресеты можно и с «андроидного» смартфона. К другому, обычному, линейному входу подключён штатный Blaupunkt.
Обработанный сигнал поступает на усилители, которые в принятой концепции обязаны быть как минимум компактными. Лучше — сверхкомпактными. Такие, к счастью, теперь находятся без особого труда. На СЧ/ВЧ работает четырёхканальный Mosconi Gladen One 60.4 (200 х 200 мм, даже чуть поменьше), на сабвуферы, ставшие фронтальными басовиками — четырёхканальный Alpine MRP F300 в попарно-мостовом включении. Тоже аппарат некрупный.
Для максимального укорочения тракта все активные компоненты установлены под торпедо в окрестностях перчаточного ящика: процессор слева, Mosconi Gladen над ним, басовый Alpine — под ним. В итоге вся проводка, и сигнальная, и акустическая, и силовая, получилась предельно короткой. От процессора сигнал на усилители попадает по коротким межблочным кабелям собственного изготовления.
Басовики и среднечастотники установлены в передних дверях, для чего изготовлены комбинированные подиумы. Среднечастотники оказались примерно на месте штатных мидбасов, а для мини-сабов (или максибасовиков) были вырезаны отверстия ниже. Расстояние между среднечастотником и пищалкой получилось значительное, что не совсем по фэншую, однако в двухполосных системах оно ещё больше, что многим не мешает становиться чемпионами по качеству звучания. В конце концов, есть же процессор, за него хорошо заплачено, пусть хорошо поработает.
Материалом для внутренней части подиумов послужил фрезерованный листовой гетинакс в комбинации с традиционной фанерой, это, надо заметить, новое слово в подиумостроении. И не единственное: программа фрезерования была составлена таким образом, что после сборки в теле подиума оказался выделенным закрытый объём (1,4 л) для среднечастотников, а басовики, напротив, стали сообщаться с объёмом двери, к тому времени укатанной по полной программе вибродемпфирующими и шумоизолирующими материалами. Эта стадия работ, надо отметить, на редкость хорошо документирована, оцените. Наружная облицовка тоже основательно доработана: штатная решётка удалена, по пенной технологии выведены внешние обводы подиума, затем стекловолокно и обтяжка.
Пищалки тоже установлены на дверях и тоже, отметим с уважением к последовательности конструктора системы, в стиле С4. Их подиумы — это даже не подиумы, а, скорее, пьедесталы. Или даже не знаю, как назвать. Ножки, в общем, такие, сами уже, наверное, видите. Они практически не закрывают угол стекла, при этом оказываются на одной вертикали с остальными излучателями. А такую наружную отделку видим впервые, новый стиль. Стиль С4...
RTA
Басовая часть АЧХ выглядит довольно неавтомобильной, без могучего подъёма к инфранизам, что весьма хорошо коррелирует с результатами теста W308B, состоявшегося у нас в 2011 году. Фронтальные басовики ровно и мощно отыгрывают всю басовую часть спектра до 200 — 250 Гц, выше начинают исполнять свои тонкие материи СЧ/ВЧ «Аудисоны», делая это безупречно по любым критериям, хоть автомобильным, хоть домашним.
SQ
Звучание системы почти безукоризненное. Почему «почти» — потому что сцена получилась не идеальная. Слева немного поджата, справа чуть растянута, хотя центр на своём месте. Впрочем, детектировать это можно лишь на специальном тестовом материале, на реальной музыке ничего такого не ощущается. Как не ощущается и отсутствия сабвуфера «в явной форме»: не знай я заранее состав системы, не обратил бы внимания. Тональный баланс — ровный, приятный, без эксцессов. Чёткий, аккуратный суббас без наглого рычания, отличный мидбас, ясная и прозрачная середина и воздушный верх. Детальность на средних и высоких частотах превосходная, поводов придраться я не нашёл. Замечательная макродинамика — запас мощности позволяет. Особенно порадовало «внеконкурсное» прослушивание Pink Floyd и Dire Straits. Во «флаке», между прочим, и по Bluetooth…
SUM
Тип системы: аудио + мультимедиа
Аудио: 3-полосный фронт
Источник: OEM (Blaupunkt RD4N1), Samsung Galaxy Mega 6.3
Процессор: Mosconi Gladen DSP 6to8t
Усилители: Mosconi Gladen One 60.4, Alpine MRP-F300
Акустика: DLS W308B, Audison AV 3.0, Audison AV 1.1
Студия: гараж Андрея Шалашева
Руководитель проекта: Андрей Шалашев
Источник: журнал Автозвук, 10/2014
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro