Название этой марки мы много раз видели. В кино. Там это написано на бронежилетах правоохранителей особенных умений и полномочий. По-нашему, следовательно – спецназ…
То, что знакомство с техникой SWAT у нас началось именно с динамика особого назначения – символично. Мессадж, как теперь принято выражаться. В чём особость? А давайте начнём с имени. SWAT – это понятно, кино все смотрим. На случай, если кто забыл (не с руки во время просмотра лезть в Википедию, а потом – не до этого), напомним: это – аббревиатура от Special Weapons And Tactics. То есть, как бы Специальное Оружие И Тактика.
Идём дальше, мы же ещё даже название до конца не дочитали, или вы новый эпизод уже докачали? Так вот: SP, по нашему разумению – это Sound Pressure. PRO – это… ну PRO, что тут непонятного. А 80 – это обозначение калибра. То есть – среднечастотник, да? Правильно, среднечастотник. Впрочем, вы же его ещё не видели. Вот, посмотрите.
Вот только калибр у этого среднечастотника не 80 мм, а 8 дюймов. Ноль дописали для красоты. Особо проницательные должны были бы уже догадаться, по SP, да и по PRO: Довольно часто так обозначают модели, предназначенные для создания высоких уровней громкости. То есть – звукового давления. То есть – того самого SP. А PRO – символ родственных связей с эстрадной (сиречь – профессиональной) акустикой.
Вот вам пруф: габариты – как у нормального 8-дюймового сабвуфера. При том, что это даже не мидбас…
Диффузор здесь – из непрессованной целлюлозы, в центре — полипропиленовый (очень жёсткий) защитный колпачок диаметром 60 мм в виде сегмента сферы.
«Спецназ» под увеличительным стеклом. Несабвуферное (особое) назначение в этом ракурсе выдаёт подвес, такие – из текстиля с пропиткой, с мелким гофрами – фамильная черта сценической акустики.
С тыла никаких особых примет не обнаруживается. Обычная стальная корзина, магнит со скромной вентиляцией, стандартные, но, надо заметить – качественно зафиксированные на корзине клеммы-лопаточки. Там внутри — звуковая катушка диаметром 1,5 дюйма, подводящие проводники свободные, для надёжности концы вшиты в диффузор. Что же касается написанного вполне внятным русским языком «Чувствительность 93 дБ (1 Вт/1м)», то отметим вначале, что дан этот показатель по-людски, с указанием уровня и расстояния (а не так, как бывает чересчур часто: сколько-то там децибел – и всё). А сразу вслед за этим отметим другое. Заявочка-то серьёзная, придётся отвечать за SPL…
Вот сейчас пусть и отвечают. К динамику придавался крайне скудный комплект характеристик. Вот он, весь:
Мощность RMS/MAX 200/400 Вт
Чувствительность 93 дБ/Вт (1м)
Полоса частот 120 Гц – 2,8 кГц
Мощность оставим в стороне. Может быть, может быть… Остальное будем проверять. Начнём, как положено, с параметров Тиля-Смолла. После того, разумеется, как проведём необходимые измерительные и вычислительные процедуры.
Резонансная частота Fs, Гц 104,9
Эквивалентный объём Vas, л 10,0
Полная добротность Qts 1,33
Масса подвижной системы, г 15,4
Силовой фактор, Тл м 4,8
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 93
Вот в чём тут спецназ: резонанс у 8-дюймоовй головки выше 100 Гц, подвижная система – легчайшая, подвес – очень жёсткий. Всё это, даже в сочетании с нерекордной (но вполне приличной) величине силового фактора обусловило высокую чувствительность. Вы будете смеяться, но действительно – в среднем 93 дБ/Вт по рабочему диапазону. Каков этот диапазон – сей же час увидите.
Ещё раз для тех, кто не понял или не поверил: это – очень громкий среднечастотник. Работать он начинает примерно с 100 – 110 Гц, там, с связи с высокой добротностью, на АЧХ формируется заметный горб. С неизбежными для широкополосной головки такого калибра колебаниями линия АЧХ по оси простирается до примерно 5 кГц, после чего быстро идёт на спад. При небольших углах отклонения от оси (при наших измерениях это – 30 градусов) поведение в верхней части рабочего диапазона меняется крайне мало, а ниже АЧХ заметно сглаживается. При более значительных отклонениях от оси спад начинается намного раньше, уже на 2 кГц, так что оптимальными условиями работы головки следует считать угол от оси излучения 30 – 40 градусов.
В смысле искажений (хотя так ли заботятся об их отсутствии создатели сверхгромких систем?) динамик ведёт себя очень достойно. Искажения достигают условного порога 1% (при звуковом давлении 90 дБ на расстоянии 1 м) в паре невезучих точек рабочей полосы – на 200 Гц (не знаем, почему) и 3,5 кГц (знаем, почему: там, судя по АЧХ, происходит локальный резонанс диффузора). Ну и, разумеется, ниже резонанса. Впрочем, почти повсюду в спектре преобладает вторая, не раздражающая (а многими даже привечаемая) гармоника.
Личный опыт
Странно, казалось бы: слушать отдельно взятый горластый среднечастотник, но мы и не такое делали. К тому же – извечное любопытство… На динамик подавался музыкальный сигнал в полной полосе частот. Жанры – классика рока от Shocking Blue и The Doors до Accept и Metallica. Если выразить впечатление в нескольких словах – динамики выполнены по канонам сценической акустики: невысокие искажения даже на больших уровнях, гладкая (но не плоская) АЧХ, очень похоже на то, как звучат гитарные комбики.
Основной среднечастотный диапазон передаётся без искажений и с приятным тональным балансом. Хорошо передаётся атака бас-гитары, бочка вполне предсказуемо сократилась до размеров пионерского барабана, от тарелок осталось бряканье, ну так это и не средние частоты, какой тут спрос.
Зато нескучно звучат рояль и орган Hammond, акустические и электрогитары, саксофон, рабочие барабаны, мужской и женский вокал. Динамики очень заметно акцентируют атаку сигнала (щипок струны, удар по барабану), поэтому звучание динамичное и азартное.
МЁД & ДЁГОТЬ
Пошёл тренд, пошёл. Громкая акустика перестаёт быть экзотикой. Эти динамики – пример удачного выполнения задачи. Звучат они оглушительно, но не раздражающе, полоса посильных им частот простирается достаточно высоко, чтобы без проблем передать эстафету даже не самой «низкоиграющей» пищалке, то, что понизу частотная граница высоковата – фамильная черта громкой акустики, без этого она не получается громкой. В общем, сенсацию open air на этих динамиках (плюс пищалки и саб погромче) построить вполне реально.
Цена вопроса: 2500 руб.
Источник: журнал Автозвук, апрель 2015. Валерий Ким
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro