Самые увлечённые, отвязанные, оголтелые и не знающие преград любители автозвука – участники автозвуковых соревнований. Это я сейчас сказал банальность. Степень увлечённости и далее по списку прямо зависит от уровня соревнований. Вершина – Еврофинал EMMA. Вершина на Еврофинале – звание чемпиона континента.
Вот, собственно, с таким прицелом эта система и строилась, предельно конкретно.
Евгений Грызунов, автор и воплотитель в жизнь этого проекта – многократный участник соревнований всякого уровня и практически столько же кратный их призёр.
Однако в этот раз, в сезоне 2014 года (завершившийся в Зальцбурге в марте 2015), он пошёл к пьедесталу путём весьма необычным. Audi Евгения была заявлена в класс Expert ОЕМ и строилась по регламенту этого класса.
Само по себе название у класса противоречивое. Expert (как ни напиши) – это эксперт, типа – ну, держитесь. Высшая профессиональная квалификация. А OEM (по-другому не напишешь) означает: в интерьере ничего не менять, на крайняк – пищалки поставить в новые места (зная, каковы в состоянии OEM старые), но чтобы ни обзору, ни чему другому никакой помехи или неудобства. Звучит этот набор требований как сигнал к тому, чтобы выехать на соревнования со штатной магнитолкой, поменяв динамики на покруче. Хотя нет: в багажнике участникам этого класса разрешено быть экспертами.
На деле эта система оказалась одной из самых изощрённых из попадавших в поле зрение в последнее время. Сейчас увидите почему и как.
Такая картина предстала перед судьями на Еврофинале. Штатный монитор Audi, а на нём – много полезной информации. Название национальной сборной, использованные бренды, класс, в котором выступает машина, и собственное имя проекта.
Собственное имя – отдельная история. Не спросил Евгения, что он имел в виду, просто за остальным забыл, грешен. Но мне, выручая из неловкого положения, объяснили: по-заморски так называется самая коварная разновидность гололёда, которого глазами не видно, а эффект, особенно для неподготовленных – впечатляющий. Наверное – поэтому. А нет – поправим, не бумага…
Архитектура
Источники сигнала – штатные, OEM, проще говоря: головное устройство и чейнджер. Они связаны по цифровой шине MOST. В ней помимо звуковых и управляющих сигналов аудиосистемы циркулирует и вся остальная бортовая информация.
Лобовой путь – использовать сигналы высокого уровня – даже не рассматривался, не тот уровень (простите за тавтологию). Поэтому вся относящаяся к аудиосистеме информация извлекается из шины при помощи модуля сопряжения Audison Connection DA 1Bit. Поскольку шина закольцована, врезать в неё адаптер можно в любой удобной точке, что облегчило компоновку системы.
Штатные функции регулировки звучания (громкость, баланс, тембр) производятся в самом адаптере – управляющие команды также считываются из шины. Подготовленный таким образом звуковой сигнал в цифровом виде по оптическому интерфейсу TosLink попадает в звуковой процессор. В этом режиме (назовём его повседневным) сохраняются все штатные функции и источники сигнала (СD, DVD, TV, SD карты памяти, жесткий диск, навигация, громкая связь).
Конфигурация системы для соревнований несколько иная – основным источником сигнала становится чейнджер. Чтобы получить сигнал максимально высокого качества и избежать лишних преобразований, сигнал снимается непосредственно с чейнджера, минуя шину. Для этого чейнджер пришлось оснастить оптическим интерфейсом TosLink. В этом случае регулировка громкости производится уже в процессоре, с пульта Alpine RUX-C800.
Пульт RUX—C800 установлен в районе зеркала открыто – это единственная поблажка, которую допускают правила, и то – намекнув, что стиль салона должен быть выдержан.
Процессор Alpine PXA-H800, я это как-то упустил, увлёкшись процессом добычи правильного звука из штатной аудиосистемы, тоже радикально доработан. Взамен штатных ЦАП установлены аудиофильские PCM1794, модифицированы цепи питания и, разумеется, заменены разъёмы RCA, это уже – как вишенка на торте.
Дальше всё уже почти просто. Для тёплого лампового звучания установлен восьмиканальный ламповый драйвер Phant Audio 8ch, сигнал с которого поступает на усилители. Тут чистейшей воды классика, каждый занят строго своим делом. Усилители – «трое из ларца, одинаковы с лица»: Audison из семейства Thesis. В порядке ответственности – Quattro, Duo и Uno. Итальянский язык многое унаследовал из латыни, да и в русский кое-что затесалось – так что без словаря обойдёмся. Четырёхканальный усилитель обслуживает среднечастотные и высокочастотные головки, мидбасовыми занимается двухканальный. А моноблок – сабвуфером.
Новый интерфейс чейнджера снаружи… | … и внутри. |
Процессор обзавёлся новыми аудиофильскими разъёмами RCA. Но это, как было сказано – вишенка. | Торт приготовлен внутри. Так это выглядело в начале процесса. |
Теперь, помимо разъёмов, появилась промежуточная платформа, сколько надо раз отмеренная, а потом вырезанная из пластика. | На платформе — новая плата ЦАП и модуль питания. |
Это – ламповый драйвер Phant Audio 8ch в совершенно голом виде, даже без ламп. | Позже он оденется в это. |
Установка
С драмы пищалок и начнём. По давней традиции германских автопроизводителей штатные места для пищалок расположены рядом с рукояткой замка двери. При таком их расположении ни один процессор не справится с коррекцией всех недостатков звучания. Самое подходящее место для них – стойки. И, хоть добрые правила разрешают делать пищалки видимыми, Евгений решил проявить принципиальность: полный «сток».
Вот эта рука сейчас крепко сжимает фланец пищалки ценой в тысячу американских долларов (за пару, за пару, не волнуйтесь). И размышляет, что фланец для задуманной компоновки чуть великоват. На фоне чего размышляет, видите? Страшно? | Тогда пусть будет ещё страшнее. Для крепления пищалки при обработке и защиты купола сначала была вырезана (ну, выточена) промежуточная оправка из оргстекла. |
Фильм ужасов близится к развязке. Верный резец вгрызся в толщу французского алюминия. Слева теперь – готовая к установке пищалка, справа – сдача. Оправка ещё не снята, этот этап требует хирургической чистоты на столе. | Пищалка установлена в стойку. Пусть всего несколько миллиметров, но они мешали осуществить задуманное в привычной степени совершенства. А раз так – резать столько раз, сколько понадобится. |
Среднечастотники установлены в торпедо и работают на отражение от стекла –этот приём, увеличивающий глубину звуковой сцены, применялся ещё в «допроцессорную» эпоху… Но чтобы добиться оптимального соотношения прямых и отражённых сигналов, угол установки динамиков пришлось подбирать по месту. А для этого не один раз снять-прислонить обратно уже отклеенное отрезанное, что уж там, лобовое стекло. Настройку провёл собственноручно великий Лысенко, Евгений с Александром Степановым при этом исполняли рондо для лобового стекла и вакуумных присосок в четыре руки.
С нижней стороны в торпедо (это вид снизу, если что) интегрированы опорные площадки из алюминиевого листа. | Теперь – вид на ту же площадку сверху. Счастье для фотографа, когда лобового стекла нет. Надо будет попросить на следующей съёмке тоже на время снять, что, трудно, что ли? |
Косое кольцо задаст необходимый угол установки динамика. Какой? А для этого как раз и исполняется рондо в четыре руки с дирижёром. | Вот так. Теперь кольцо можно поворачивать в разные стороны до полного удовлетворения. |
Угол найден, динамик установлен. Пока без обрамляющей накладки. | Торпедо на месте, динамик закрыт накладкой. Пока без радиоткани. |
Акустическое оформление среднечастотников – закрытый ящик объёмом 0,85 л с заполнителем. Пока не рассекреченным автором системы. | Стеклопластиковые стенки ящика вибродемпфированы. |
Ну вот, все «пока» исчерпаны. Теперь ищите на этом фото хоть пищалку, хоть среднечастотник, на ваш выбор.
На фоне работ, проведённых для установки пищалок и среднечастотников, доработка дверей уже кажется вполне обыденной. Штатные посадочные места в Allroad выполнены грамотно, с акустическим оформлением динамиков, потребовалась лишь небольшая их доработка.
Штатный пластиковый ЗЯ… | …усилили стеклопластиком… |
… вибродемпфировали… | … и вернули на место. С новым динамиком и правильными проводами. |
Штатную решётку просветлили, снабдили усиленным креплением… | … и алюминиевой рамкой. Чтобы теперь – ни-ни… |
Обновлённая решётка на штатной облицовке. | Дверь выглядит как родная. Играет только намного лучше. |
Опорное кольцо из MDF снабжено гайками. | Очертания корпуса повторяют контуры крыла. |
В стеклопластиковую «скорлупу» заформованы кронштейны для крепления корпуса, кольцо зафиксировано в нужном положении. Отверстие в задней стенке – технологическое. После обтяжки передней поверхности лайкрой наращивание «скорлупы» внутрь гораздо удобнее проводить «в открытую». Потом отверстие было заделано. | Корпус в сборе. |
Он же, с другой стороны. | Суровые кабельные вводы. |
Контуры лицевой панели вписаны в очертания боковины. | Результат. |
Для установки пульта RUX—C800 доработана потолочная консоль.
Изготовлением рамы для установки усилительного хозяйства занимался Александр Степанов. Вот уж порезал всласть. Потом, правда, сам же всё и сварил.
Идёт сварка. | Главный заказчик, он же автор, он же – вдохновитель, в эту пору резал своё. Вот только прикиньте: чтобы всё пришлось впору, из пластика по образцу были вырезаны и склеены детали, образовавшие габаритный макет усилителя. Вернее – габаритно-присоединительный. На переднем плане видна плюсовая шина питания, она должна была попасть строго в нужную точку. Не провод, не согнёшь. Лучше семь раз отрезать… |
Система охлаждения – строго по правилам. | Рама в поднятом положении удерживается газовыми амортизаторами. |
Для питания усилителей изготовлены медные шины. И, разумеется, не оставлены просто медными, а позолочены электрохимическим способом. Плюсовая шина. | Защитный кожух плюсовой шины. |
Минусовая шина. | Теперь на место макетов встали настоящие усилители, попав, разумеется, каждый точно на свой место. |
Вторым этажом установлен ламповый драйвер и звуковой процессор, общий кожух придаёт законченность композиции. | Под рамами – докатка, укладка с инструментом, аккумулятор, даже для конденсатора место нашлось. |
Когда много раз режут и один раз собирают, получается вот так. Может получиться…
Система, сделанная так и представленная судьям ещё подробнее, чем вам только что, произвела на судей Еврофинала ошеломляющее впечатление, чаще всего вне судейских смен они возвращались к «Гололёду», всякий раз приводя коллег из других бригад. При судействе качества звучания, однако, произошёл непонятный (и до сих пор не разгаданный) казус. Оценки двух судей высочайшей категории разошлись необъяснимо сильно, в таких случаях назначается повторное судейство, вызывающее суету и деморализующее участника… Или вмешалась (не хотелось бы так думать, но и умолчать нельзя) высокая европейская politique, короче, явно и откровенно лучшая машина Еврофинала 2015 года (по мнению автора и его начальника – не только в этом классе) получила «серебро». А Евгений Грызунов стал Вице-чемпионом Европы.
А я вам скажу, что реально – чемпион. Да вы и сами теперь это знаете…
SQ
Звучание системы завораживает любого нормального человека и большинство ненормальных. К тональному балансу никаких претензий. Ну совсем никаких. Лысенко не зря несколько рабочих смен колдовал с процессором. Сцена – идеальная, отражённый от лобового стекла сигнал обеспечил глубину сцены, и при этом фокусировка звуковых образов не пострадала. В общем, если это – не чемпионское звучание, прошу перевести меня на должность писаря при штабе на полставки.
RTA
Руку узнаёте? Я вот узнаю. Лысенкина настройка, с аккуратным, на чуть-чуть, подъёмом на суббасе и тотальной нейтральностью в остальном диапазоне.
Тип системы: мультимедиа
Структура: трёхполосный фронт + сабвуфер
Источник: ОЕМ
Audison Connection DA 1Bit
Процессор: Alpine PXA-H800
Ламповый драйвер: Phant Audio 8ch
Усилители: Audison Thesis Quattro, Duo и Uno
Акустика: Focal Utopia Be Kit TBe, Audison Thesis TH 3.0 voce, TH 6.5 sax
Сабвуфер: Audison Thesis TH 10 Basso
Студия: Евгений Грызунов и Crazy People
Руководитель проекта: Евгений Грызунов, при участии Александра Лысенко и Александра Степанова.
Источник: журнал Автозвук, 12/2015
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro