Конструкция
Сабвуфер выглядит действительно брутально – крупный магнит, литая корзина, "губастый" гофр, крупная центрирующая шайба. На первый взгляд, каких-то особых изысков и украшательств тут нет. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что отдельные составляющие подобраны друг к другу очень даже осмысленно. Это приятно, трэш среди сабов нынче встречается куда как чаще.
Динамик построен на весьма распространенной корзине, которая используется многими фабриками и встречается у многих брендов. Вполне логичный ход, смысла изобретать велосипед в данном случае нет. Она крепкая, но с тонкими спицами, практически не создающими сопротивления движению воздуха с тыльной стороны динамика.
Диффузор из непрессованной целлюлозы достаточно жесткий. Этому способствует и крупный центральный колпак. Широкий полиуретановый гофр полукруглого сечения допускает большой ход и для надежности дополнительно прошит к диффузору толстой ниткой.
Центрирующая шайба тоже намекает на большой ход динамика. По внешнему краю она дополнительно прижата металлическим кольцом – скорее разорвет ее саму, чем оторвет. Хотя я не представляю что нужно сделать, чтобы довести до такого. Проводники от нажимных терминалов к звуковой катушке одеты в изоляцию и пропущены через центрирующую шайбу.
Мотор динамика построен на катушке диаметром 2,5 дюйма и сдвоенных магнитах с внешним диаметром 17 см. Обратил внимание на цвет магнита – во многих сабах используются дешевые магниты, имеющие менее равномерный и в целом более светлый оттенок. Здесь магнит темнее и имеет более равномерную окраску. Похоже, на нем экономить не стали, можно надеяться на хорошую повторяемость параметров. Но это покажет только практика.
Охлаждению звуковой катушки уделено особое внимание. Здесь есть традиционные осевое отверстие и окна под фланцем центрирующей шайбы. Все крупные окна и отверстия, дающие доступ к катушке и магнитному зазору, закрыты жесткой металлической сеткой.
Дополнительно в торцевой шайбе высверлены отверстия, открывающие доступ воздуху непосредственно к катушке. Даже удивительно, почему при таком подходе к охлаждению производитель поскромничал, указав RMS мощность 600 Вт. Тем более, что и намотка катушки здесь выполнена проводом никак не в волосок толщиной. Иные бренды для таких конструкций не стесняются и побольше написать. Зачтем такую честность в плюсы.
Ход диффузора в описании не указан, но насколько удалось подсмотреть длину намотки катушки, линейное перемещение как минимум по сантиметру в каждую сторону должно обеспечиваться. О механических пределах хода говорить смысла нет – глядя на конструкцию, можно предположить, что заставить динамик стучать катушкой тут просто невозможно.
Измерения и расчет
Несмотря на то, что динамик попал ко мне после небольшой разминки, ее оказалось явно недостаточно. Подвес хоть уже и не такой дубовый, как у совсем нового динамика, но все еще достаточно жесткий. Как и для всех жестких сабвуферов для стабилизации параметров требуется аккуратно погонять его хотя бы пару-тройку недель. Шутка ли, на неразмятом динамике резонанс выше 60 Гц, добротность выскакивает за 0,7, а эквивалентный объем вообще в районе 6 литров.
Так что в расчете корпуса ориентироваться буду по заявленным параметрам. Зная щепетильность людей, поддерживающих бренд Airtone, можно надеяться, что цифры в описании уложатся в допустимые пределы:
- Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 45,5 л
- Qts (полная добротность) – 0,54
А вот эффективную массу подвижки и силовой фактор, пожалуй, можно оценить и не дожидаясь полной разминки:
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 162 г
- BL (коэффициент электромеханической связи, 4 Ом) – 18,4 Тл м
- BL (коэффициент электромеханической связи, 1 Ом) – 10,1 Тл м
Кстати, даже у жесткого неразмятого динамика опорная чувствительность получилась неплохая - в районе 84,5 дБ. Надо полагать, после разминки чувствительность в оформлении (не путать с опорной) имеет все шансы добраться до заявленных 93 дБ. Недурно, кстати, для десяточки.
Расчеты показывают, что динамик универсален по отношению к оформлению. Полагаю, что при явной ориентации на грубую силу предпочтение было бы правильней отдать фазоинвертору. Объем корпуса можно варьировать в пределах от 35 литров (синяя кривая) до 45 литров (красная кривая) с настройкой порта в районе 35 Гц. Его размеры получаются вполне вменяемые. Для ориентира – круглая труба диаметром 10 см получится длиной что-то около 45-35 см (меньше объем корпуса – длиннее порт при том же сечении). В расчетах для конкретного саба можно отталкиваться от этих пропорций.
А при желании можно будет вообще закрыть порт и превратить оформление в закрытый ящик. АЧХ, кстати, получится весьма недурная (зеленая кривая, 40 литров), да и бас получится более артикулированным. Естественно, все это только после разминки, когда подвесы станут помягче, и параметры стабилизируются.
Выводы
Конечно, это не аудиофильский динамик для SQ-систем, утонченные экзерсисы в стремлении достичь абсолютной артикуляции – это не его. Это мощный громкий крепыш, позволяющий хорошенько навалить басу и при этом не испустить дух в первом же раунде. Конструкция сделана с расчетом на одно – выдержать и не порваться ни при каких нагрузках. Про сжечь катушки ничего не говорю, с умом и от простеньких Prology в начале 2000-х получали приличное звуковое давление, а от балды некоторые и RE Audio XXX умудрялись клипом палить.
Лояльность к выбору акустического оформления идет этому сабику только в плюс – не нужно никаких тонких настроек. Запилил корпус, включил – играет. Объем побольше, объем поменьше – не критично. Можно вообще порт заткнуть, не меняя объема, тоже рабочий вариант получится.
Что касается подбора усилителя, то парочка таких сабов, работающих, скажем, от усилителя одноименной серии Airtone Force – отличный вариант для любителей массивного баса, толкающего в грудь и отрывающего зеркала.
И не нужно смотреть на то, что это всего лишь "десятки". Помните, что при прочих равных они намного лучше отрабатывают самый информативный бас и дают тот самый ударный тактильный эффект. Главное, дать динамику в самом начале хорошенько размяться. Причем, делать это нужно аккуратно – уверенно, но не размочаливая на полный ход.
Плюсы
Каждый элемент конструкции направлен на повышение надежности
Хорошее охлаждение звуковой катушки
Высокая отдача в оформлении
Большой механический ход диффузора
Минусы
Жесткий, требует длительной разминки
https://carmus.ru/content/53
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro