Как только у JL Audio появилась серия "седьмых" сабвуферов в версии Anniversary Edition, сразу два американских car audio журнала сходу назвали их "Лучшими в мире". Зная тягу американцев к преувеличениям, к этому можно относиться с определённой долей скепсиса. Тем более, что Anniversary Edition отличается не так уж и сильно от "обычного" W7. Но даже отъявленные скептики вряд ли будут спорить, что этот саб действительно очень интересен. В первую очередь, количеством оригинальных реально работающих решений, сконцентрированных в единице пространства. И, как закономерное следствие, своими возможностями.
Да и усилитель от него не отстаёт. Типовыми схемными решениям D-класса тут даже и не пахнет. Нет, это по-прежнему D-класс, но с такими заморочками, что… Впрочем, обо всём по порядку.
Первое знакомство с сабвуфером
Приключения начались уже с момента загрузки в машину. Здоровенная и тяжеленная коробка кое-как прошла через дверь, по-хозяйски заняла половину заднего сиденья и самым наглым образом закрыла задний обзор. Accord, конечно, не грузовик, но вроде и не такая уж мелкая машина.
Такая гигантомания объяснилась позже, когда уже в гараже я начал смотреть содержимое. Оказалось, что упаковка тут многослойна как капуста – наружная нужна только для транспортировки, а "чистовая" коробка, которую увидит счастливый покупатель, находится внутри неё.
Открываю, разгребаю ещё кучу картонок. Внутри нахожу чуть ли не целый журнал – подробное описание всей серии с рекомендациями по корпусам, подбору усилителей и их настройке. Короче, ответы на все вопросы, которые вообще могут возникнуть у потенциального покупателя. Потом остановлюсь на этом подробнее, оно того стоит.
Добираюсь наконец-то до самого саба
Динамик закреплен на той самой плите из МДФ, на которой он собирался на конвейере. Вот, к примеру, фото с фабрики JL Audio из личного архива Дмитрия Шубина ("Чернов Аудио"):
Поначалу была мысль оделить сабвуфер от плиты, чтобы было легче увезти его на измерения. Благо, в той же инструкции даётся подробное описание процесса.
Но потом решил, что это плохая идея. Упаковал саб обратно в коробку. При таком ценнике лучше перестраховаться, уж очень не хотелось посадить царапину или случайно ткнуть в него. Тем более, что саб оказался в моём распоряжении лишь на небольшое время.
Отделяем саб от плиты
Одна из фишек JL Audio (само собой, патентованная, куда ж без этого) – крепление верхнего подвеса по внешнему краю корзины. Так, во-первых, увеличивается эффективная площадь диффузора. А во-вторых, все винты крепления оказываются скрытыми – эстетика и всё такое.
Чтобы добраться до винтов, аккуратно поддеваю внешний алюминиевый обод.
И снимаю его совсем.
Этот обод фиксирует стальное стопорное кольцо, которое прижимает уже сам гофр. Снимаю и его тоже. Теперь гофр по периметру ничто не держит:
Аккуратно поджимаю гофр и выкручиваю винты. Саб, кстати, прикреплен к плите нехилыми столярными винтами. На фото гофр подвёрнут немного неправильно, по инструкции его надо сжимать, а не выворачивать наизнанку. Но мне пришлось сделать так намеренно, чтобы на фото было лучше видно то, что под ним.
Вот теперь можно начинать изучать его подробнее.
Нелишняя информация
Перед тем как браться за сам сабвуфер и кидаться к измерениям, изучаю журналоподобный буклет, который идёт с сабвуфером. Печать хорошая, аж времена работы в Car&Music вспомнил. Но главное не во внешнем виде, а в самой информации. Вот именно такой должна быть правильная инструкция по эксплуатации любого сабвуфера.
В самом начале выделены десять элементов, на которые JL Audio оформил патенты. Практической информации не несёт, но проникнуться исключительностью и офигенностью заставляет. Оно и понятно, почти все фишки, придуманные в JL Audio для сабов, сосредоточены именно в серии W7.
А вот на скромную табличку слева стоит обратить особое внимание. Даже при максималистском американском подходе тут нет принципа "вваливай киловатты пока не пойдёт дым из ж…" Я хотел сказать, из жжёной катушки. Таблица наглядно показывает, какая мощность для какого саба будет самой подходящей. Для понимающих и думающих в ней есть что поразглядывать:
Заметьте, тут нет бешеных киловатт, даже с учётом того, что 13W7 – ни разу не неженка. На мой взгляд, дело тут не только в перестраховке и гарантии. В JL всегда понимали, что сабвуферы – это часть аудиосистемы, а не "вибратор для любимой". Под "любимой" имеется ввиду машина. А усилитель должен воспроизводить музыкальный бас, а не быть сварочным инвертором с возбуждением от RCA. Не знаю как вам, но лично мне такой взвешенный и "жизненный" подход нравится.
Листаю дальше. Каждой модели из линейки W7 отведен свой разворот. Само собой, 13-дюймовая модель 13W7AE-D1.5 стоит первой, поскольку она самая старшая. Рекомендованный к ней усилитель, кстати, как раз HD 1200/1. Так что эта связка для теста взята не "от балды", а как рекомендованная производителем.
Дальше идут модели "попроще", если к ним вообще такое применимо, – 12 дюймов, 10 и 8 дюймов. Везде приводятся подробнейшие описания рекомендуемых корпусов. Это тоже проверим.
Ну и в конце – рекомендации по настройке сабвуферного усилителя. Весьма и весьма полезная страничка, которую настоятельно рекомендую почитать всем. Особенно повелителям палёных катушек. Специально сделал фото покрупнее.
Кстати, у JL Audio вообще есть методика подбора и настройки усилителя под заявленную мощность сабвуфера. О настройке есть даже видео как это делать.
Методика не бесспорная, но с точки зрения надежности эксплуатации имеет право на жизнь.
Конструкция JL Audio 13W7AE D1.5
Но всё, от книжек к делу. Если присмотреться, на первой же фотке уместились как минимум четыре патента. Дополнительный элемент, который соединяет катушку с конической частью дифузора – это раз. Элемент, который соединяет катушку с центрирующую шайбой – это два. Сама центрирующая шайба с увеличивающейся к внешнему диаметру "волной" – это три. Двойные подводящие проводники, которые рассчитаны на большой ход, но не затрагивают центрирующую шайбу – это четыре.
Последнее, кстати, ещё вот тут хорошо видно:
Даже глядя на лицевую часть и то натыкаешься на патентованное решение. Взять хотя бы крепление подвеса по внешнему краю корзины OverRoll Surround. А под сферической частью диффузора спрятано ещё одно ноу-хау – W-образный элемент, скрепляющий саму внешнюю часть диффузора с конической частью и каркасом звуковой катушки. Он увеличивает жёсткость всей конструкции. Короче, как в поговорке, "патент на патенте и патентом погоняет".
В здоровенную магнитную систему по понятным причинам заглянуть не удалось. Но, судя по описанию, там интересностей тоже не меньше.
Кстати, осевое отверстие в магнитной системе здесь закрыто утопленной сеткой. И она, судя по всему, вклеивалась уже после сборки сабвуфера, а потому выглядит немного непрезентабельно. Наверное, это единственный косяк, к которому можно придраться в этом сабвуфере. У жочень он выбивается из общего фона.
Измерения и расчёт оформления
Конечно, в описании к сабу есть все необходимые параметры для расчёта. Но хотелось бы лично убедиться в их точности. Так что всё как обычно – прогрев и измерения:
Измеренные / заявленные параметры:
- Fs (собственная резонансная частота) – 26 / 23 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 87 / 104 л
- Qms (механическая добротность) – 7 48 / 7,52
- Qes (электрическая добротность) – 0,47 / 0,48
- Qts (полная добротность) – 0,44 / 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 288 г / нет данных
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,0 Тл м / нет данных
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,4 / 2,41 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 / 86,3 дБ
Попадание очень хорошее. По крайней мере, если учесть, что саб проходил не слишком длительную разминку, всё укладывается в довольно узкий метрологический коридор.
Описание предлагает два варианта оформления – ЗЯ на 53 литра и ФИ на 67 литров с портом на 35 Гц. Проверим:
Расчётные АЧХ и ГВЗ сабвуфера в рекомендованном оформлении
- Красная кривая – ФИ 67 литров / 35 Гц
- Фиолетовая кривая – ЗЯ 54 литра
Всё логично, ЗЯ для тех, кто предпочитает более точный бас, ФИ для тех, кто любит поддать жару. Замена заявленных параметров на измеренные принципиальной разницы не даёт.
Немного поиграв в программе с объёмами корпусов, пришёл к выводу, что их можно сделать компактнее. Например, саб будет прекрасно работать в ЗЯ объёмом 40 литров и ФИ объёмом 55 литров с портом на те же 35 Гц:
Расчётные АЧХ и ГВЗ сабвуфера в оформлении от carmus
- Красная кривая – ФИ 55 литров / 35 Гц
- Фиолетовая кривая – ЗЯ 40 литров
АЧХ меняется мало, но посмотрев, в какую сторону меняются остальные параметры, предположу, что звучание должно стать пособраннее. В ЗЯ весь пар уже не будет уходит в инфрабас, да и ФИ станет немного поаккуратнее. Последний тип оформления проверить на деле не получится, а вот ЗЯ обязательно попробую.
Усилитель JL Audio HD 1200/1
Когда я впервые увидел этот усилитель рядом с сабвуфером, появились смешанные чувства, ведь мощная техника всегда ассоциируется с большими размерами. Что касается саба, то с ним вопросов нет. А вот усилитель поначалу показался каким-то совсем несерьёзным.
Но он оказался не таким уж и простым, с силовыми возможностями у него всё в порядке. Настолько в порядке, что моего блока питания Audison Symbatt 100 не хватило, чтобы измерить его мощностной предел. Он тупо отключался раньше. А это значит, что номинальная мощность точно переваливает за обещанные 1,2 киловатт – это я могу заявить со всей ответственностью. Искажения в среднем на уровне десятой доли процента и меньше. Причём, на любой нагрузке – от 4 до 1 Ом.
А вообще, это одна из главных фишек JL Audio – регулируемый блок питания. Подключите ли вы к усилителю 4 Ом или 1,5 Ом, он всё равно выдаст 1,2 кВт. Будет ли он работать от 11 Вольт или от 14,5 – и он всё равно выдаст 1,2 кВт (на самом деле даже чуть больше).
Кстати, и внутреннее строение усилителя тоже заметно отличается от привычных моноблоков D-класса:
Но я как-то сразу ринулся к мощности да внутренним фичам и пропустил внешнее исполнение усилителя. Тут тоже есть что отметить. Начну с мелкого.
Усилители компактны, основная теплоотдача – через радиаторы по бокам. Это позволяет ставить усилители один над другим. Такая установка делается через опциональные втулки, которые просто вкручиваются вместо заглушек по углам корпуса:
Или вот, кстати, тоже мелочь, но тоже далеко не лишняя. Логотип не приклеен сразу, а просто вложен в пакетик. Мало ли какой стороной вы будете усилитель ставить, лучше сами выберете как его ориентировать.
Идём дальше. Питание сделано не в виде обычных клеммных терминалов, а в виде разъёмного соединения. Некоторый скепсис по этому поводу исчезает, как только берёшь в руки сами клеммные колодки и пробуешь их вставить. Соединение очень плотное. Как бывший связист могу точно сказать – даже при серьёзных токах проблем не будет.
На противоположной стороне корпуса собраны все регулировки и светодиодный индикатор. В зависимости от режима работы усилителя он горит зелёным (это хорошо) или моргает разными цветами (это плохо). Если что – инструкция вам в помощь.
Где регулировки? Да вот же они, под крышкой:
Поначалу не въехал, зачем моноблоку выбор – ФНЧ или ФВЧ. Но оказалось, что этот усилитель может работать почти в полную полосу. Во как. "Почти" – потому что после 7-10 кГц уже начинает заваливать сигнал по уровню, это будет хорошо видно при измерениях. Впрочем, хотел бы я посмотреть на того психа, который захочет подключить его на твитеры. А вот на мидбасы он работать может ого-го как (хотя в какой-то степени тоже нужно быть психом, чтобы пустить на миды больше киловатта). В любом случае, при таком раскладе ФВЧ здесь имеет право на существование.
Кстати, регулятор частоты фильтров здесь – весьма занятная штука. "Крутилка" представляет собой псевдодискретный переключатель, которым по количеству щелчков можно точно выставить значение. В инструкции есть даже отдельная табличка – сколько щелчков какой частоте соответствует.
Само собой, проверил. Графики – мечта перфекциониста, разброс практически отсутствует. Ну разве что тот самый infrasonic на пару-тройку Герц ниже получился:
- Синяя кривая – ФНЧ при минимальном и максимальном положениях регулятора
- Зелёная кривая – ФВЧ при минимальном и максимальном положениях регулятора
- Красная кривая – фильтр Infrasonic. Ну или сабсоник, если так привычнее. Работает только вместе с ФНЧ.
Здесь привёл график для положения переключателя 12 дБ/октава, а вообще крутизну фильтров можно переключить на 24 дБ/октава. Эта фишка – уже традиция для моноблоков JL Audio.
Впечатления от связки
Сколько встречал инсталляций с W7, чаще всего для этих сабов используют фазоинверторное оформление. Неудивительно, что W7 заслужил свою репутацию в том числе и у "давильщиков". Хотя, на мой взгляд, он не совсем SPL-ный – относительно мягок и имеет низкую резонансную частоту. Так что я решил не идти на поводу у стереотипов и попробовать его в закрытом оформлении.
Исходный объём корпуса – что-то около 50 литров. Плюс лёгкое заполнение, получилось близко к рекомендованному. Бас глубокий, тяжёлый. Потом, правда, я всё же уменьшил объём (просто закидал корпус пенопластом). Так понравилось больше – бас немного подобрался и стал плотнее и чётче, не особо-то потеряв при этом в глубине.
Первое слово, которое приходит на ум – могучий. Такое ощущение, что саб вообще не знает границ громкости. При этом диффузор не улетал в свободный полёт, ход оставался в пределах разумного. Значит, усилитель его контролирует. И кто ещё после этого скажет, что в ЗЯ нельзя "надавить"? В любых разумных пределах его запаса оказывается более чем достаточно.
Характер баса плотный, тяжёлый. Но я бы не назвал его "жирным", он достаточно точен, не размазывается и не тянется отстающими низкочастотными хвостами. Электронная музыка – да, это его без вопросов. Рок – повнимательнее отнестись к выбору фронта и настройкам – тоже да. Деликатная музыка вроде классики для него, возможно, слишком тяжеловата. Допускаю, что тут можно было бы повозиться с настройками и добиться лучшего результата. Но это обычно делается не за один раз, а саб был у меня в руках лишь небольшое время.
Подытоживаю свои впечатления. От 13W7 можно ожидать могучего тактильного баса. Ограничения и зажатость – это не про него. Требователен к фронтальной акустике – она должна быть достаточно басовита. Жанрово универсален, всё зависит от оформления и настроек. Но больше тяготеет к современной электронной музыке с насыщенным басовым ритмом, на ней связка JL Audio 13W7AE D1.5 и HD 1200/1 просто великолепна. Возвращать её не хотелось, но пришлось. Уверен, будущие её обладатели получат отличное басовое звено.
https://carmus.ru/content/84
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)