Правда, сложностей в этом деле тоже немало, поэтому делать подобные динамики решаются далеко не все производители. Заслуживающих внимания моделей на самом деле не так уж и много – на слуху сейчас разве что CDT Audio, SOaudio, BLAM, Morel, Bewith, Fostex... Каждый из них имеет те или иные особенности, и каждого из них приходится "готовить", чтобы полнее раскрыть звуковой потенциал. И тем интереснее было приступать к изучению характера и особенностей широкополосного Ground Zero GZUF 60SQX.
Для понимания, сразу приведу размеры. Посадочный диаметр – 61 мм, внешний диаметр по фланцу – 72 мм. Для тех, кто привык мерить в дюймах, полагаю, этот калибр ближе к 2,5-дюймовому, хотя сами немцы предпочитают называть эти динамики 60-миллиметровыми.
Для начала о некоторых конструктивных фичах Ground Zero GXUF 60SQX. Во-первых, защитные грили уже идут в комплекте (если что, их внешний диаметр – 90 мм). Насколько я знаю, из всех аналогичных автомобильных широкополосников готовыми грилями комплектуются только BLAM FR80. Так что запишем в плюсы.
Сами грили разборные. Сетка плотно вставляется в прижимное кольцо, и его, если что, можно использовать отдельно. Кольца, к слову, не пластиковые, а алюминиевые. Ещё один плюс.
Верхние подвесы диффузоров имеют обращённый профиль, что позволило сделать высоту защитных грилей минимальной.
Ещё одна отличительная особенность Ground Zero GZUF 60SQX – диффузоры и колпачки выполнены из алюминия. Материал этих элементов, как известно, очень сильно влияет на звучание. Например, жёсткие колпачки предпочтительнее, когда нужно продлить АЧХ как можно выше по частоте. Вспомните, к примеру, те же BLAM FR80, у них диапазон эффективного воспроизведения забирается далеко в ультразвук, и колпачок из магниево-алюминиевого сплава играет в этом далеко не последнюю роль.
Корзина у Ground Zero GXUF 60SQX литая, пластиковая. Точно материал не скажу, но в описании указан некий fiber composite. В любом случае, корзина достаточно жёсткая и безо всяких звонких призвуков.
Магнитная система закрыта медным колпаком. Осевое отверстие – не вентиляционное, а крепёжное. В комплекте идут скобки, позволяющие закрепить динамик с тыльной стороны. Так что прижимное кольцо, как видите, не единственный вариант крепления.
В "моторе" используется неодимовый магнит. Звуковая катушка имеет диаметр 25 мм. Оценить длину намотки без разбора динамика, к сожалению, не представляется возможным.
Измерения
Судя по кривой импеданса, в моторе используется короткозамкнутый виток (кольцо Фарадея). Он как бы "компенсирует" индуктивность звуковой катушки, что позволяет динамику увереннее играть наверху, а заодно снижает гармонические и интермодуляционные искажения. Обратите внимание, выше 300-400 Гц усилитель будет "видеть" этот динамик практически так же, как если бы это был обычный резистор – импеданс с ростом частоты почти не растёт.
Зависимость импеданса от частоты для Ground Zero GZUF 60SQX
Измеренные параметры (первый динамик):
- Fs (собственная резонансная частота) – 131 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,37 л
- Qms (механическая добротность) – 5,12
- Qes (электрическая добротность) – 0,65
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
Для интереса измерил второй динамик из комплекта. Собственно, я всегда измеряю оба динамика, просто здесь решил заострить на этом внимание – для маленьких широкополосников качество сборки особенно критично, малейшее отклонение от технологии приводит к значительному разбросу параметров. Тут с этим всё в порядке. Допускаю, что динамики подбираются в пары, как это делается, скажем, для SOaudio SO55neo.
Измеренные параметры (второй динамик):
- Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,37 л
- Qms (механическая добротность) – 4,97
- Qes (электрическая добротность) – 0,69
- Qts (полная добротность) – 0,60
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
Измеренная АЧХ и выводы после реального прослушивания
Формально измеренная АЧХ оказалась очень непривычной и на первый взгляд даже "неправильной". На верхних частотах Ground Zero GZUF 60SQX не просто не теряет в отдаче, как большинство конусных динамиков, а наоборот – его отдача растёт, и ещё как растёт.
АЧХ Ground Zero GZUF 60SQX
На самом же деле, чем больше я слушал свою систему с этими динамиками (они на несколько дней были прописаны в моей машине вместо SOaudio SO55neo через временные переходные кольца), тем больше приходил к выводу, что как раз такие-то особенности динамиков на слух имеют множество преимуществ. И вот какие выводы удалось сделать.
Во-первых, динамики не обязательно направлять точно на слушателей. Лучше всего они работают именно с небольшим разворотом – что-то около 30 градусов.
Во-вторых, эти динамики можно спокойно прятать под штатные сетки при апгрейде штатных систем или направлять на отражение от стекла, отдача на ВЧ при этом не потеряется.
В-третьих, с таким характером АЧХ получается как бы естественная тонкомпенсация – не теряется детальность на ВЧ, когда вы слушаете систему на обычной, невысокой громкости. Я это, кстати, очень даже хорошо почувствовал – после более "правильных" в этом смысле SOaudio SO55neo звучание Ground Zero GZUF 60SQX в целом показалось даже более лёгким и комфортным.
Настройка
Описание оптимистично заявляет о резонансной частоте 150 Гц, но на самом деле она оказалась даже ещё ниже. Казалось бы, можно настраивать ФВЧ где-нибудь на 250 Гц и радоваться жизни.
Но, к сожалению, физику никто не отменял, и заставить 60-миллиметровый динамик эффективно излучать на таких частотах просто невозможно. Ну разве что с очень небольшой громкостью.
Хотя, если уж на то пошло, Ground Zero относительно спокойно реагирует на снижение частоты раздела. По крайней мере, искажения при этом растут не так уж и резко. Пожалуй, включу эти измерения в обязательную программу для подобных динамиков.
Искажения Ground Zero GZUF 60SQX
Описание указывает в качестве минимально возможной настройки ФВЧ – 300 Гц и 12 дБ/октава. Пожалуй, соглашусь с этой рекомендацией. Хотя, на мой взгляд, ниже 400-450 Гц резать их всё равно смысла нет.
Что касается способа установки, то ставить динамики в закрытые объёмы не возбраняется. Хотя, опять же как мне показалось, звучание от этого ни разу не выигрывает – заметно страдает динамика, звучание становится более "зажатым".
Пожалуй, самый интересное оформление для Ground Zero GZUF 60SQX – что-то вроде ПАС (панели акустического сопротивления) – динамик с тыльной стороны работает в "открытое" пространство, но при этом объём непосредственно вокруг корзины заполнен поглощающим материалом. Как вариант – тем же синтепоном.
Во-первых, это позволяет эффективно избавляться от влияния отражённых волн, "бьющих" в обратную сторону диффузора. По моим наблюдениям, это проблема вообще всех широкополосников с лёгкими подвижными системами. Во-вторых, слегка уминая и уплотняя заполнитель, можно корректировать результирующие параметры и тем самым тоже влиять на звучание.
Выводы
Тот самый случай, когда формально АЧХ выглядит кривой и отпугивающей, но на слух система с этими динамиками играет намного интереснее, чем с "правильными". Получается очень драйвовый и яркий (в хорошем смысле этого слова) саунд.
Ground Zero заявляет эти динамики как midrange/fullrange. Хотя, с таким уверенным воспроизведением ВЧ я бы предпочёл именно второй вариант использования. Более того, в отличие от большинства аналогичных широкополосников, Ground Zero GZUF 60SQX можно спокойно ставить с разворотом и прятать под штатные сетки, не боясь потери отдачи на самом верху.
Добавьте к этим достоинствам очень продуманную конструкцию сразу с несколькими вариантами крепления и получится очень достойный вариант для систем, звучание которых должно "вставлять".
Плюсы
Продуманная конструкция с несколькими вариантами крепления
Уверенно работают на ВЧ, не требуют дополнительного твитера
Можно ставить на отражение от лобового стекла
Можно прятать под штатные сетки, не боясь потери отдачи на самом верху
Минусы
Как почти с любыми широкополосниками, может потребоваться эквализация
https://carmus.ru/content/228
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro