Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Преемственность поколений. Тест сабвуферного динамика JL Audio 10W1v3-4

    Предыдущее поколение сабвуферов JL Audio серии W1 было весьма удачным и хорошо зарекомендовало себя у старожилов автозвука. Поэтому когда появилась возможность не просто вспомнить былое, а оценить уже третье поколение этих сабов, то к изучению приступил с интересом. К тому же полноценных тестов третьего поколения W1 пока ещё никто не делал, что только подогрело интерес.
    Исторически так сложилось, что сабвуферы W1 были у JL Audio одними из самых первых. Так что в какой-то степени их можно считать даже легендарными. По поводу преемственности у компании есть небольшой ролик – без кричащих маркетинговых завлекалок, чувак просто рассказывает о технологиях. На мой взгляд, весьма познавательный, советую посмотреть.



    У меня в лаборатории оказалась 10-дюймовая модель с импедансом 4 Ом. Её полный индекс – JL Audio 10W1v3-4. Если что, есть ещё модель с 2-омной катушкой JL Audio 10W1v3-2. Кстати в предыдущем поколении была модель с 8-омной катушкой.
    Стоимость JL Audio 10W1v3 на момент теста составляет 15400 рублей. Да, он подороже, чем тупые "насосы для качалова", собранные как конструкторы из одинаковых китайских ОЕМ комплектующих. Но для нормального саба, рассчитанного на музыку и ушедшего далеко вперёд в технологическом плане, считаю, цена вполне адекватная.

    Конструкция

    Первое же беглое знакомство показало, что W1 подозрительно напоминает сабвуферы из линейки постарше – W3. Впрочем, так оно и есть – многие технологии перешли сюда именно из этой серии. С той только разницей, что W3 собирается на фабрике JL Audio в Штатах, а W1 – на дочерней фабрике в ЮВА. Так что в каком-то смысле, W1 – это "экономный" вариант W3.


    Первым делом внимание привлекает необычный диффузор. Вернее, целая конструкция, имеющая сложный рельеф.


    Материал основной части диффузора – полипропилен. Центральный колпачок – алюминиевый, он образует вместе с конусом вогнутую сферическую поверхность.
    Всеми этими решениями удалось добиться непривычно высокой конструктивной жёсткости подвижной системы. Которая, как известно, нужна, чтобы не допустить призвуков – так называемых "изгибных мод".


    Кстати, обратите внимание, на нижней стороне крепёжного фланца наклеено уплотнительное кольцо. Мелочь, но приятная – не нужно думать над прокладками для герметичной посадки динамика в корпус.
    Верхняя часть фланца решена тоже не совсем обычно. Во-первых, съемное кольцо даёт чуть больше свободы для фантазии инсталлятора – его можно, например, покрасить в какой-нибудь цвет или заказать для саба опциональный гриль. Во-вторых, бортик на фланце на самом деле резиновый, конструктивно он представляет собой единый элемент с подвесом.


    Корзина стальная, штампованная, выполнена из толстого металла, достаточно крепкая и абсолютно не звонкая.


    В магнитной системе нет осевого отверстия, катушка охлаждается через окна под фланцем центрирующей шайбы. JL Audio намеренно отказались от традиционных решений, чтобы была возможность установить сабвуфер в неглубокий корпус магнитом вплотную к задней стенке.


    Впрочем, с охлаждением тут, полагаю, всё в порядке. Судя по описанию, JL Audio использовали метод, суть которого – создание узконаправленного потока воздуха вдоль звуковой катушки. Такая система названа Elevated Frame Cooling и даже запатентована (U.S. Patent #6,219,431 & #6,229,902).
    Другая фирменная фича в этом сабвуфере – применение отдельного элемента для сопряжения конуса диффузора, центрирующей шайбы и каркаса звуковой катушки. Называется VRC, Vented Reinforcement Collar и тоже запатентована (U.S. Patent #5,734,734).


    От его применения имеем сразу несколько выгод. Во-первых, такое соединение намного крепче и надёжнее, чем банальная заливка стыков компаундом. Оторвать практически нереально.
    Во-вторых, с таким кольцом повышается точность сборки. Метод самой сборки немного отличается от традиционного, он разработан JL Audio, поэтому неудивительно, что тоже получил собственное название и патент – FCAM, Floating Cone Attach Method (U.S. Patent #6,501,844). Думается, всё это не зря. Вы видели когда-нибудь сабвуферы JL Audio с перекошёнными катушками? Вот и я нет. А обычные конструкции, бывает, грешат таким.
    Кстати, JL Audio традиционно не признаёт для своих сабвуферов подводящих проводников, пришитых к центрирующей шайбе. По заявлению производителя, такое крепление меняет параметры самой шайбы, да ещё и делает её деформацию на больших ходах неравномерной. Поэтому – только традиционные поводки с точно выверенной длиной. И да, как всегда, со своими запатентованными фокусами при сборке (U.S. Patent #7,379,558). Для наглядности раскопал фотку оснастки, позволяющей точно выдерживать длину поводков. Правда, это на примере старших сабов, но суть та же.


    Идём дальше. Крепление центрирующей шайбы по периметру – тоже не только на компаунде, а с помощью дополнительного прижимного кольца.


    В общем, как видите, фич у динамика хоть отбавляй. И хоть они не приметны с первого взгляда, но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что JL Audio 10W1v3-4 находится на совершенно ином, более высоком технологическом уровне, чем большинство сабвуферов на сегодняшнем рынке.

    Измерения

    Предварительное измерение показало, что новый саб заметно жёстче, чем заявлено в описании. Поэтому для начала – несколько часов разминки с умеренным, но заметным ходом, последующее остывание и повторный замер. Теперь измеренные параметры стали уже ближе к заявке, хотя динамику, по-хорошему, надо бы ещё немного поработать.

    Зависимость импеданса от частоты JL Audio 10W1v3-4

    Измеренные / заявленные параметры JL Audio 10W1v3-4:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 26 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 36 л / 43 л
    • Qms (механическая добротность) – 8,02 / 7,24
    • Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,47
    • Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,44
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 177 г / нет данных
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,6 Тл м / нет данных
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом / 3,9 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,8 дБ / 84,2 дБ


    Впрочем, если проанализировать, то станет очевидно – после полной разминки параметры попадут практически "в десяточку". Поэтому в расчётах можно с уверенностью брать заявленные параметры.

    Расчёт акустического оформления

    Описание предлагает два варианта. Во-первых, закрытый ящик чистым объёмом 15,5 литров. Во-вторых, фазоинвертор 25 литров с портом на 32 Гц (не самая простая настройка для такого объёма, но, если что, в описании есть готовые чертежи корпусов).

    Расчётные АЧХ для JL Audio 10W1v3-4 в рекомендованных оформлениях
    Синяя – ЗЯ 15,5 литров (Qtc=0,8)
    Красная – ФИ 25 литров / 32 Гц


    Рекомендации вполне рабочие. Кстати, объёмы корпусов даже чуть меньше, чем для предыдущего поколения 10W1 (которые с индексом v2). Закрытый ящик – хороший вариант для очень компактного стеллса. Фазоинвертор – для любителей могучего баса. Причём, для 10-дюймового динамика даже очень могучего – акустическое усиление в салоне автомобиля составит почти 9 дБ.
    Впрочем, это не единственные возможные варианты. Например, если увеличить объём ЗЯ до 20-25 литров, то бас получится более точным. Всё же, на мой взгляд, гораздо лучше, если добротность не превышает классическую 0,7. Для спокойной музыки без фанатичного стремления ушатать всё вокруг басом это вполне достойный вариант.
    А вот менять ФИ особого смысла не вижу. Для "негров" использовать этот сабвфуер – сумасшествие, а для клубной музыки выигрыш если и будет, то не такой уж и заметный. Так что рекомендованный вариант можно принять в качестве оптимального для любителей электронной музыки с насыщенным басом.

    Выводы

    Признаюсь, когда я только приступал к изучению, было некоторое опасение. Бывает, что некоторые производители с каждым последующим поколением упрощают свои модели. JL Audio, похоже, всё же идёт по другому пути. По крайней мере, в случае с 10W1v3 я точно убедился – новое поколение ничуть не хуже предыдущего, а кое в чём его даже превосходит.
    Во-первых, конструкция теперь допускает больший линейный ход – 22 мм против 18 мм (не путать линейный ход с максимальным механическим). Во-вторых, динамик стал ещё менее требовательным к объёмам корпусов. Закрытый ящик от 15 до 25 литров и оптимальный фазоинвертор в объёме 25 литров – это довольно богатый выбор.
    И да, JL Audio 10W1v3 – это по-прежнему универсал. Хочешь плотного и насыщенного, но достаточно аккуратного баса – ставь его в ЗЯ. Хочешь клубный расколбас – ставь в фазик. В обоих случаях в пару к этому сабвуферу оптимальным вариантом будет усилитель с мощностью 250-300 Вт.

    Плюсы
    Оригинальные и реально работающие конструктивные решения
    Лоялен к объёмам акустического оформления
    Можно ставить в компактные корпуса магнитом вплотную к задней стенке


    Минусы
    Не для любителей оценивать сабвуферы по цифрам допустимой мощности

    https://carmus.ru/content/202
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    JL Audio 10W1v3-4
    JL Audio 10W1v3-4
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa