Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Размышления вокруг звука. Аудиосистема в Range Rover Sport.

    Владельца, прямо скажем, не последнего по классу Range Rover Sport не устроило звучание штатного аудиооснащения. История совершенно обычная, но с далеко идущими последствиями.


    Тип системы: аудио
    Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер + трехполосный кроссоверный тыл
    Источник: штатное ГУ, Bluetooth модуль
    Процессор: Helix DCP PRO MK II
    Акустика фронтальная: GROUND ZERO PLUTONIUM (GZNK 165SQ, GZPM 80SQX-II, GZNT 25SQ)
    Акустика тыловая: GROUND ZERO URANIUM GZUC65.3QX
    Сабвуфер: JL Audio 12W3v3-2
    Усилители: JL Audio JX 1000/1D, JL Audio XD400/4v2, CDT Audio ACD 4090

    На этом размышления вокруг звука только начались. Запросы заказчика были просты и логичны. Качественный саунд. Запас по громкости. Запас по басу. Качественный Bluetooth. Все это – фирменно, надежно, красиво, скрытно, без багов, с максимальным использованием штатных мест.


    Все логично, понятно, доступно. Так можно будет сказать, когда работа будет закончена. А пока для начала — то, что можно назвать рекогносцировкой. Звучание исходного сетапа действительно оставляло желать… Хотя пипл хавает – ведь все познаётся в сравнении. Но пока имеем: не лучший, мягко говоря, бас, асимметрия верха, невнятная, искаженная сцена – список, наверное, можно продолжать. Надо ли?
    С другой стороны, сама площадка для инсталляции, в смысле, авто, имеет немало позитива. Место есть. Боковины багажника скрывают резервы свободного пространства. Оно же имеется и под передними сиденьями.

    Пространство багажника

    Штатные места в дверях и гнезда пищалок расположены вполне по уму

    Особо радуют проёмы под мидбасы и СЧ-динамики – они находятся достаточно высоко, что облегчает, в принципе, формирование качественной сцены. Что ж, OEM восьмидюймовые мидбасы покидают автомобиль, а вот динамик центрального канала остаётся на своем месте, хотя и не у дел. То же следует сказать и о штатном сабвуфере, в котором, кстати, установлен всё тот же «дверной» мидбас, басящий за счёт замысловатого акустического оформления. Оно одновременно служит и частью конструктива воздуховода – посему в самом начале была мысль оставить этот сабвуфер молча занимать свое место, но потом было принято другое решение.

    OEM сабвуфер
    Штатная тыловая акустика также остается на своих местах в отключенном состоянии
    Работа, как всегда, гармонично продолжила процесс рекогносцировки. Прежде всего, виброизоляция. Панорамная крыша не способствует хорошему звучанию, да и заводская обработка пола и дверей, как это часто бывает, энтузиазма не вызвала. Пришлось пере- (до-) делывать.
    Передние двери, в которых размещаются достаточно мощные драйвера, были обработаны по-взрослому. Первый слой – STP Bimast Bomb, он очень жесткий, укладывается под феном и придаёт жёсткости формирующемуся акустическому объему. Непосредственно за динамиками создана фирменная сетка из материала Визомат СП, минимизирующая стоячие волны и придающая ещё больше жесткости. Внешняя карта двери обработана обычным виброизолятором толщиной 2 мм. Кроме того, полностью обработана обшивка. Задние двери также получили обработку, но не столь фундаментальную – всё-таки в классическом car audio они играют вспомогательную роль. Хотя фирменная плетёнка из Визомата СП была сформирована и здесь.


    Аналогично делалась и виброизоляция пола. Вначале поверхность, естественно, обезжиривается, затем к металлу специальными валиками «прикатывается» первый слой виброизолятора Aura толщиной 2 мм – и далее по схеме…

    Виброизоляция пола

    Отдельным моментом для размышлений стали расходники, в частности, кабели. Опытный инсталлятор знает о них многое: где изготавливаются, кем поставляются и кем продаются, и даже историю взаимоотношений всех действующих лиц и исполнителей профильного рынка за последние лет пятнадцать. И главное: какой кабель и для каких целей необходим в данном конкретном случае. Кроме чисто аудиофильских соображений (которых не так много, как можно было бы ожидать), вопрос состоит в учёте множества параметров: гибкости и прочности с учетом прокладки в узких и труднодоступных местах, выносливости на изгиб, стойкости к окислению, долговечности, в конце концов.
    Например, трёхкомпонентная акустика, устанавливаемая в передних дверях, подключается поканально. То есть, в каждую дверь должны пройти по три сдвоенных акустических кабеля. Причём, если для СЧ- и особенно ВЧ-драйверов эти кабели могут иметь не такое уж серьезное сечение, то кабель для мидбасов выбирается по принципу «чем толще, тем лучше». Провести их, все три, через штатные дверные кабельные каналы оказалось нереально. Сэкономили на ВЧ-проводке, которая идёт до контактов дверного разъема, соединяясь с ним пайкой. В самих дверях – тоже пайка, и акустическй кабель нормально идёт к верхнечастотнику. Остальные два кабеля – к драйверам СЧ и НЧ всё-таки нашли себе место в штатном кабельном канале (проходы пришлось рассверливать). Для долговечности при выборе кабеля предпочтение делалось не чистой, а лужёной меди. Такой проводник меньше страдает от окисления, а это свойство в условиях car audio инсталляций часто становится ключевым.

    Акустические кабели 2,5 кв.мм. Лужёная медь

    Что касается силовой проводки, то она прокладывалась двумя путями, по правой и левой стороне. Слева кабель от Aura сечением 4Ga из луженой меди, он подаёт питание от основных дистрибьюторов к усилителям. «Сила» справа – уже недоступный в наше время Stinger 2Ga из старых запасов. Та же лужёная медь, и вообще, кабели оказались очень схожи по конструкции, отличаясь, по сути, только цветом и изготовителем.

    Кабели силовой проводки

    Теперь о компонентах. По акустике было принято решение взять монобрендовый набор из динамиков Ground Zero. Под мидбасовые динамики передних дверей — один из самых критичных элементов, от которого серьезно зависит качество звучания — устанавливаются проставочные кольца из алюминия. Это придаёт конструкции необходимую жёсткость. Поскольку штатное посадочное место рассчитано на восьмидюймовый динамик, под кольцо установлена переходная платформа.

    Посадочные места под фронтальные НЧ динамики

    Все крепления – болтовые
    Вместо штатных пищалок (слева) установлены Ground Zero из комплекта
    Среднечастотники также заняли штатные места своих предшественников, для трёхточечного крепления пришлось изготовить переходник

    В задних дверях все делается аналогично, но мидбасы – на фанерных подиумах. Здесь, как уже говорилось, менее критичная для саунда область, так что акустика должна была получить не поканальное, а кроссоверное подключение. Но штатные кроссоверы Ground Zero из комплекта GZUC65.3QX рассчитаны на полупоканальное подключение и обслуживают только СЧ и ВЧ. Пришлось установить взамен них кроссоверы от трёхполосного комплекта CDT Audio.

    Кроссоверы CDT Audio

    Что касается двенадцатидюймового полноразмерного сабвуфера JL Audio, то место для его корпуса нашлось в левой боковине багажника. Корпус был отформован из стекломата.

    Корпус сабвуфера в процессе изготовления

    Сабвуфер получил фальш-панель и декоративную подсветку

    Сабвуферный моноблок от JL Audio занял свое место под пассажирским сидением, для чего находившийся там в исходном варианте корпус штатного сабвуфера из автомобиля все-таки демонтировали. Остальные усилители и процессор расположились в специально изготовленной стойке в правой боковине.

    Сабвуферный моноблок под пассажирским сидением
    Стойка в сборе
    Фронтальную и тыловую акустику в системе обслуживают два усилителя. CDT Audio ACD 4090 работает на фронтальные ВЧ- и СЧ-динамики. JL Audio XD400/4v2 обслуживает фронтальные мидбасы и системы, размещенные в задних дверях. Очевидно, что такой вариант подключения позволил правильно распределить нагрузку между усилителями, используя их максимально эффективно. Полость, которую занимают усилители, также обработана «шумкой», и, поскольку усилители в процессе работы выделяют тепло (и немало!), была предусмотрена и принудительная вентиляция этого объема – этим заняты два кулера.
    Штатное головное устройство оставлено на своем месте. Вопросы интеграции новой системы были решены с помощью интерфейса «Триома», который позволил системе работать с шиной MOST-25, установленной в этом Range Rover Sport 2016 года выпуска.

    Интерфейс «Триома» – на своем месте

    Сигнал с головного устройства поступает в процессор Helix DCP PRO MK II. К нему же напрямую подключили Bluetooth-модуль – помните требование качественного Bluetouth в новой инстлляции? Пульт управления процессором разместили в бардачке – обращаться к нему предстоит не столь часто.

    Пульт управления процессором

    Осталось самое интересное – проверка системы. После контроля всех подключений и базовой настройки (частоты среза, уровни сигнала) – включили и послушали. И в передних дверях обнаружили резонансные призвуки, проявляющиеся на высоком уровне громкости. Разборка-сборка передних дверей производилась несколько раз. Анализировались возможные причины, вносились доработки, в частности, была удалена часть пластика, расположенная напротив гриля. Эффект исчез, хотя опасение его возможного появления еще долго не проходило…
    Финальную настройку системы проводил Сергей Бакаев. Система зазвучала, как надо, без призвуков, точно, мощно – строго в соответствии тем замыслам, о которых было сказано в начале. Правильный результат правильно приложенных усилий.
    И размышлений, ясное дело.

    Студия: Elsheep-Team
    Руководитель проекта: Сергей Яковлев

    Источник: журнал Автозвук, 10/2018. Автор: Юрий СКАБИЧЕВСКИЙ
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa