Проект, о котором пойдет речь, сделан в автомобиле Maserati Quattroporte, который, что скрывать, амбициозен сам по себе. О его дизайне, двигателе, подвеске можно написать поэму. Мы говорим об автозвуке – что ж, здесь установлена аудиосистема Bose и имя бренда говорит само за себя. Всё это звучало относительно неплохо… Хотя стоит ли заниматься критикой того, чего в этом Maserati уже нет? Также неплохо выглядел и дизайн салона. Но если вы по-настоящему амбициозны, то простым приобретением Maserati Quattroporte ограничиваться нет смысла. Владелец автомобиля решил поменять в нем и салон, и аудиосистему.
Не менее амбициозен должен быть и инсталлятор, взявшийся за такую работу. Сейчас, когда она уже закончена, о ней говорят, как о самом масштабном проекте студии. Работы по автомобилю длились долгих три месяца, отклоняясь от первоначальных замыслов по пути, который подсказывал сам Quattroporte, подбрасывая специалистам всё более и более зубодробительные задачи. Инсталляторы справились. Обо всём этом и пойдёт речь. Ну, а поскольку хронологический отчет о проведенных действиях уже доступен в Сети, мы расскажем только о том, что, где, как и с помощью чего (и кого) сделано.
Тип системы: аудио
Структура: трёхполосный поканальный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Apple Airport Express, штатное ГУ Maserati Quattroporte
Процессор: Helix DSP PRO MKII
Акустика фронтальная: Morel Supremo Piccolo, Morel Elate MW4, Morel Elate MW6
Акустика тыловая: Morel Integra 602
Сабвуфер: Morel Ultimo SW12-2
Усилители: Ground Zero GZUA 4.150SQ-PLUS, Ground Zero GZUA 2.250SQ-PLUS, JL Audio JX1000/1D
Maserati Quattroporte – редкий в России автомобиль. На недостаток комфорта и оснащения здесь пенять не приходится. В фокусе нашего внимания – неплохой кожаный салон и, в общем-то, сносная аудиосистема. Что же предстояло сделать, чтобы радикально улучшить эти уже вполне премиальные компоненты? ТЗ было обширным, причем его составляющие «цеплялись» друг за друга. Серьезное аудио класса hi-fi на оборудовании таких брендов, как Audison, Ground Zero, JL Audio однозначно подразумевало тотальную шумо-виброизоляцию салона. Коль скоро салон предстояло демонтировать, вполне логичной была задача полностью перешить его в Alcantara и премиум-кожу made in Germany. Кроме того, множество самых разных пластиковых деталей будущего салона должны быть отделаны натуральным карбоном или просто изменить свой цвет. Глобально.
По словам самих инсталляторов, они готовились к приезду Maserati Quattroporte примерно месяц. Кроме всего прочего, предстояло скоординировать работу швейного цеха, автозвуковиков, карбонщиков, дизайнера, 3D принтерщиков и других профессионалов. В основе планирования и всех мероприятий как таковых важнейшим компонентом стал дизайн-проект. Работал профессиональный дизайнер, который отрисовывал проект, отвечающий всем пожеланиям клиента. Здесь учитывалась утверждённая цветовая гамма – вплоть до цвета ниток, все нюансы стилистики, сочетаний деталей и прочего. Сами инсталляторы отмечают, что и работать по такому дизайн-проекту намного удобнее.
Цвет салона предстояло поменять с серого на чёрно-бордовый
Если вкратце, то согласно проекту полностью меняется цвет салона – с серого на насыщенно-бордовый. Потолок и стойки отделываются черной алькантарой. Соответственно, карбон всюду чёрный с красной нитью. Переводим взгляд вниз. Ковролин также меняет цвет на черный. Нижний пластик сидений также должен сменить цвет на черный. Два варианта – покраска или обтяжка алькантарой, предстояло выбирать их для каждой делали, исходя из соблюдения зазоров при сборке. И не забыть о таких мелочах, как, например, цвет ремней безопасности.
Точно также анализировались возможности и проектировалась будущая аудиосистема. В штатном варианте Maserati Quattroporte укомплектован аудиокомплексом Bose. Инженеры бренда славятся интересными, нестандартными решениями, но в данном случае и качество звучания, и запас по звуковому давлению по отношению к запросам владельца автомобиля оставляли желать лучшего.
В передних дверях динамиков не было
Вскрытие, в смысле осмотр, показало, что ВЧ динамики в этом варианте отсутствуют как таковые. В торпедо установлены широкополосные драйверы – 3 штуки, включая и центральный канал. А вот в передних дверях – ничего нет!
Фронтальный сабвуфер-подножка
При этом во фронтальной зоне явственно слышна басовая «подпорка» звучания, это тем более легко проверяется при регулировке соотношения громкости фронт-тыл. Ответ на этот вопрос оказался неожиданным – фронтальный сабвуфер нашёлся в ногах пассажира. Корпус саба одновременно «работает» подножкой. Bose есть Bose.
Тыловой сабвуфер от Bose
При этом в задней полке есть еще один сабвуфер, активный, легкий, в пластиковом плоском корпусе. Кроме того, в салоне был обнаружен отключённый CD-чейнджер Blaupunkt и под рулём – подключённый вместо него эмулятор чейнджера с функцией чтения USB-flash. Так неумолимый прогресс заставил модифицировать существующую систему в ходе предыдущей эксплуатации…
CD-чейнджер был демонтирован
Дальше – больше. Дизайн штатного головного устройства вполне на уровне, но набор функций, качество их реализации, скорость отработки команд, да еще и отсутствие тачскрина – всё это оставляет желать… Тем не менее, аппарат незаменяем и должен оставаться в системе в качестве альтернативного источника – ситуация понятная и знакомая.
Штатное головное устройство остается на своем месте
Основным источником сигнала станет iPhone владельца, который через Apple Airport Express будет подавать звуковой сигнал в систему. Картину осмотра и инспектирования завершают ожидаемые после всего увиденного и услышанного динамики с целлюлозными диффузорами, установленные в задних дверях.
Теоретическую поддержку проекта осуществлял известный в российском caraudio специалист Сергей Бакаев. Его участие было необходимо как в оценке акустической среды будущей инсталляции и результирующем подборе оборудования, так и в настройке аудиокомплекса и его отдельных компонентов, включая финальную настройку системы. Начали с того, что с применением измерительного комплекса Audison Bit tune была снята электрическая АЧХ сигнала всех каналов усиления. Это дало возможность выяснить, как работают кроссоверы штатных усилителей. В дальнейшем это использовалось при настройке устанавливаемого в новой системе процессора Audison Bit Nove. АЧХ снимались по розовому шуму и выглядят они по-своему для каждого из каналов. Из всех этих сигналов предстояло собрать полнодиапазонный сигнал для будущей системы.
Вся полученная информация была использована в процессе обсуждения будущих работ. В результате появилась «окончательно-предварительная» схема будущей аудиосистемы. Было ясно, что изменения в ходе работ не исключены. Что-то как всегда в таких случаях будет по-другому, а что – сам автомобиль подскажет. И заставит. Вместо изначально предусмотренного схемой процессора Audison Nove, который как оказалось, при использовании в качестве источника сигнала Apple Airport Express с подключением по оптике выдает постоянные «подрывы», был выбран Helix DSP Pro MKII.
Схема предусматривала установку в багажнике 12-дюймового сабвуфера. Калибр более чем достаточный. Запас по давлению необходим и потому, что между салоном и багажником, под полкой, в Мазератти находится вертикально установленный бак, исключая, кстати, возможность установки под полкой полноразмерного сабвуфера. Мощную «двенашку» было решено расположить в левой боковине в специально отформованном корпусе.
Комплект колец из алюминия
Для установки фронтальной акустики был заказан комплект колец из алюминия, что касается её расположения, то мидбасы заняли законное место в передних дверях, доселе девственно порожних… Проемы пришлось вырезать, учитывая все проблемные моменты, начиная от акустических и заканчивая прочностными.
Подготовка передних дверей
Шумоизоляция передних дверей выполнялась с особой тщательностью. Первый слой – виброизоляция StP Bimast Bomb. Затем напротив фронтального мидбаса формируется «плетенка» из полосок «Визомата СП», которая, в принципе, положительно влияет на отсутствие стоячих волн позади диффузора.
Под полностью перешитые дверные карты на передние двери были на болтах установлены специально изготовленные щиты. Они предназначены для создания замкнутого объема акустического оформления. Конструкция обязана быть максимально жесткой – в дверях работает мощная акустика.
Под мидбасы в металле дверей были вырезаны проемы
После того, как в металле дверей были вырезаны проемы под мидбасы, в сохранности осталась точка крепления направляющей стеклоподъёмника, а прочность конструкции дверей с учетом установленных на них щитов даже возросла. На щит крепится алюминиевое кольцо, которое одновременно – часть акустического оформления с расширением внутрь. К нему болтами фиксируется верхнее кольцо, интегрированное в обшивку. А вот на это кольцо уже устанавливается динамик. Напомним, что в штатном варианте в передних дверях Maserati Quattroporte динамиков нет.
Ещё одно место установки акустики – торпедо. В исходном варианте здесь было 3 динамика, включая динамик центрального канала, который отключили и оставили на своем месте. Точно также, как в случае с дверными мидбасами, кольца из алюминия должны фиксировать и среднечастотники, устанавливаемые на штатные места. Грили фронтальных среднечастотников было решено заменить на альтернативные, повторяющие форму грилей мидбасов и сабвуфера. Взять их было негде. Посему эти пластиковые детали были «с нуля» смоделированы и отпечатаны на 3-D принтере – дизайн и еще раз дизайн! 3D-печатники после разработки чертежа и прикидки отпечатали 2 штуки, которые были также переданы на «карбонизацию».
Штатные воздуховоды заменены гибкими шлангами
Что касается невидимых глазу проблем, то установке новых среднечастотников мешали дефлекторные воздуховоды. Их заменили гибкими гофрированными шлангами, сохранив функционал обдува (заглушить было бы проще, но, ясное дело, принципиально неприемлемо). Естественно, за грилями – новые среднечастотники Morel MW4.
Обработка торпедо
Кроме того, согласно дизайнерскому проекту, торпедо предстояло обтянуть кожей. Это оказалось не так легко сделать – обычно используемый в таких случаях клей, затвердевающий при нагревании, оказался слабо адгезивным к покрытию торпедо. Говоря проще, он не работал. Пришлось применить, по словам инсталляторов, супернанотехнологию, используемую сейчас в ВПК России для обработки межконтинентальных ракет «Сатана». Кроме того, перед перешивкой (переклейкой) пришлось дорабатывать приборный щиток.
Передняя стойка
ВЧ-динамики Morel Supremo Piccolo изначально планировалось установить в хрестоматийно оптимальных местах – на передних стойках. Не тут-то было! Облицовка передних стоек в Maserati Quattroporte оказалась натянутой на отформованные из цельного куска пенопласта детали. Идеальный вариант в смысле легкости и технологичности (включая фиксацию на пластиковых пистонах-защелках), но для установки твитеров приходится вносить изменения – в итоге пенопласт был армирован эпоксидной смолой.
Тем не менее, в стойках ВЧ-динамики установлены не были. Замеры работы пищалок проводил Сергей Бакаев, для этого в салон было временно возвращено водительское сиденье. В замерах применялись, в частности, лазерные указки. Итог: при установке на стойках, работе пищалок серьезно мешает выступающий вверх приборный щиток, причем настолько, что Сергей предложил уговорить владельца авто на «урезание» щитка и замену его новым.
Место установки ВЧ-драйвера
Кроме проблем с ВЧ, прямо на злосчастный щиток идет отражение от левого СЧ динамика, расположенного в торпедо. Эта проблема решалась доворотом СЧ динамика, а вот с ВЧ ничего не поделаешь. В результате пищалки были установлены в «косынках» передних дверей, в специально изготовленных подиумах, перетянутых в алькантару.
Что касается проводки, было решено также, как и с акустикой, остановиться на монобрендовом варианте – все от Tchernov Audio. Кроме кабелей, были закуплены RCA коннекторы того же бренда – RCA Plug Special, здесь необходима уверенность, что все это поместится на панелях коммутации, не мешая друг другу. Распайка межблочных кабелей Tchernov Cable Special XS MK II, RCA делалась припоем, содержащим серебро – серьезный аудиофильский вариант. Также в системе был установлен дистрибьютор питания Tchernov Audio, на который приходит «плюс» и «минус» от аккумулятора, откуда питание распределяется потребителям. Силовые кабельные соединения монтировались с применением дополнительных оболочек и термоусадки.
Автомобиль был оклеен снаружи
Естественно, ввиду серьезности предстоящего объема работ, требующего длительного времени, автомобиль в самом начале был оклеен снаружи для сохранности лакокрасочного покрытия. Что касается салона, то его разобрали полностью. И да, такие фото владельцам лучше не показывать – по крайней мере, пока машина не собрана. Пол салона обрабатывался, как положено, виброизоляцией, затем везде – шумоизоляцией, то же самое касается полки и задней стенки салона, за которой расположен бак.
Вибро-шумообработка салона
Пластик был собран и отправлен в отделку карбоном. Теперь ковролин. В исходном варианте он серый. Новый дизайн вообще исключает этот цвет из обращения. Ковролин должен быть идеально черным. Проблема в том, что детали из него сложной формы выгнуты в заводских условиях – и повторять их заново не имело смысла. Кроме того, некоторые из них оказалась практически неразборными и несъемными. Шпаклевка с последующим покрытием алькантарой добавила бы огромный вес, да и вообще, не вызывала оптимизма. Пришла идея перекрасить весь ковролин, что и было сделано подрядчиками с применением специальных технологий. Кое-какие части пола пришлось докрашивать прямо по месту.
Потолок перетянули в натуральную алькантару черного цвета, что также оказалось непросто – например, чтобы снять люк для перешивки оказалось необходимо демонтировать полностью весь его механизм. Параллельно с работами появлялись и новые идеи. Были внесены кардинальные изменения в дизайн руля, причем, с четким сохранением стилистики Maserati. Руль перешит в карбон и кожу.
Конструкция сиденья Maserati
Кожевенный цех занимался главным в своей деятельности – сиденьями. У Maserati это высокотехнологичные механизмы с масштабной электроникой, пневматикой, механикой. Сиденья обтягивались эксклюзивной кожей Wolfsdorf, которая заказывалась напрямую из Германии. Но вся эта кожа – гладкая, без перфорации. Между тем, в сиденьях предусмотрена вентиляция, для чего часть обшивки перфорирована. Часть кожи отдали на перфорацию.
Ровный шов по перфорации
При этом не всё так просто – например, для того, чтобы получить ровный шов по перфорированной коже, пришлось регулировать длину стежка швейной машины в соответствии с шагом перфорации.
Отдельная тема – покраска пластиковых деталей. Часть красилась в черный матовый цвет. Часть – в красный, в цвет кожи, с подбором краски. Черными стали и ремни безопасности. Их заменили на аналоги от MB AMG.
Штатный телефон демонтировали со всеми предосторожностями, пульт от процессора поставили внутрь пепельницы. С него можно управлять громкостью, уровнем сабвуфера и переключать источники.
Два усилителя для акустики и моноблок сабвуфера между ними было решено разместить в багажнике на мощной сварной раме из стального профиля. С левой стороны к раме доварили плоскость для размещения дистрибьютора питания.
Сварная рама для крепления усилителей
Очень уместным оказалось штатное размещение аккумулятора в правой боковине багажника – это резко упростило решение вопроса с силовой проводкой. Естественно, штатный аккумулятор был заменён на более приемлемый для car audio вариант – Optima Yellow Top.
На фрезерном станке с ЧПУ выполнены рамки, которые будут обрамлять усилители. Они вырезаны из 4 мм алюмобонда и покрываются карбоном.
Обрамления усилителей
В раме, кроме усилителей, процессора и дистрибьютора питания устанавливается Apple Airport Express с доработанным стабилизированным блоком питания и реле задержки выключения.
Сабвуфер
Сабвуфер, 12-дюймовый Morel Ultimo мощностью 1000 Ватт, располагается в специально отформованном из стекломата корпусе объемом 32 литра в левом кармане багажника. Для его фиксации к корпусу автомобиля были изготовлены специальный крепеж и посадочное кольцо.
Внутреннее пространство багажника
Было решено сделать классический симметричный багажник, но вместо второго симметричного сабвуфера поставить такой же фальш-гриль Octopus, который будет служить ручкой для правой фальш-панели. При этом полностью сохраняется функционал багажника, доступ к запаске (под полом) и к аккумулятору (справа, за фальшпанелью).
И, наконец, завершение проекта. После трех месяцев работ и одного подготовительного машина была передана владельцу. Некоторое время было необходимо на прогрев аудиокомпонентов. После этого произошла финальная настройка, которую, как и профессиональную фотосессию, сделал С. Бакаев.
Правый среднечастотник с заново изготовленным грилем в карбоне | Левый твитер |
Дизайн задней двери | Оформление центральной группы дефлекторов |
Торпедо и новое рулевое колесо
Амбиции владельца и инсталляторов проекта обеспечили превосходный результат – и в дизайне, и в звуке.
Фото: Сергей Бакаев, Elsheep-Team
Производство: Elsheep-Team
Руководитель проекта: Сергей Яковлев
Источник: журнал Автозвук, 7/2018. Автор: Юрий СКАБИЧЕВСКИЙ
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)