Мультимедийные ресиверы формата 1DIN со встроенным в панель небольшим монитором актуальны и сегодня – хотя масштабы потребности уже не те, что раньше. Однако такое посадочное место по-прежнему применяется во многих автомобилях, и лишать их владельцев хотя бы минимального видеосервиса было бы несправедливо. Пусть не полноценное видео, но камера заднего обзора. Да и навигация по файлам и папкам при помощи экрана намного удобнее, чем на обычном головном устройстве с символьным дисплеем.
JVC KD-AV300EE и JVC KD-AV31
Предшественники KD-X560BT определяются безошибочно – это довольно популярные несколькими годами ранее DVD-ресиверы JVC KD-AV300EE и JVC KD-AV31. Потомок лишился DVD-привода, зато приобрёл ряд полезных качеств, которых не было у предков. Эволюция, понимаешь…
Управление аппаратом предельно простое, что привлекает тех, кто не любит оперировать с многоуровневыми меню. Встроенный в съёмную переднюю панель жидкокристаллический монитор с разрешением QVGA (320 x 240) и диагональю 3 дюйма упрощает навигацию по USB-носителям и содержимому смартфона. По сравнению с предками отличия в управлении минимальные – «пауза» или mute в режимах тюнер/aux теперь включается нажатием на энкодер, одна из выделенных кнопок отвечает за принудительное включение камеры обзора (есть и автоматическое), вторая – за работу телефона в режиме hands free. Bass вызывает эквалайзер, поиск по папкам теперь при помощи «лупы». В целом меню стали компактнее и удобнее, кое-что из функций и оснащения сократилось – но прибавилось гораздо больше.
Прежде всего, прибавился цифровой звуковой процессор с 13-полосным эквалайзером, индивидуальными задержками и кроссовером. Для сравнения – в моделях-прешественницах был всего лишь двухполосный регулятор тембра, не было ни кроссоверов, ни задержек, а набор линейных выходов был сильно урезан (ссылки на предков – в конце материала).
На «кормовой проекции» можно увидеть все отличия. Полный набор линейных выходов 4.1 (сигнал сабвуфера уже просуммирован), вход для камеры заднего обзора, вход для выносного микрофона hands free (входит в комплект). Встроенный разъём ISO, никаких переходников. Три отдельных провода – задний ход для автоматического переключения на камеру, стояночный тормоз (можно сразу на «массу») и вход для кнопок управления на рулевом колесе
Пустое место под разъём рядом с RCA – это под антенну тюнера DAB, отсутствующего в российской версии (и пустой квадратик в меню источников – оттуда же). Здесь был бы уместен видеовыход для дополнительного монитора (он был у предшественников) – но его-то аппарат и лишился. Впрочем, у большинства планшетов экран больше, чем даже у двухдиновых «голов», никто не мешает смотреть видео на планшете, а звук подать на основную аудиосистему по каналу Bluetooth.
Встроенный модуль Bluetooth JVC KD-X560BT поддерживает современные профили при работе в режимах hands free и потокового аудио. Профиль HFP 1.6 (Hands Free Profile) обеспечивает расширенный частотный диапазон передачи речи при телефонном разговоре, максимально используя возможности современных сотовых сетей (технология Wideband Speech). Профиль AVRCP версии 1.5 позволяет выбирать нужные треки прямо с экрана головного устройства. С этим познакомимся чуть позже, а пока – руки тянутся к отвёртке.
Лишившись дисковода, аппарат стал заметно компактнее – его монтажная глубина всего 117 мм. Да и внутри, откровенно говоря, совсем не тесно. Многое явно оставлено «на вырост» – или наоборот. Рядом с разъёмом антенны аналогового тюнера можно отыскать участок, на котором в европейской версии JVC KD-X561DBT монтируется тюнер DAB, модуль Bluetooth смонтирован на отдельной субплате. На платы нанесено специальное конформное покрытие, дающее возможность установки в транспорт для активных видов отдыха (категория Power Sport)
ИНТЕРФЕЙС
Меню настроек аудиотракта короткое, но выразительное. В нём всего четыре пункта: эквалайзер, LDN, кроссовер, задержки. Настройки кроссовера аналогичны моделям других линеек, но диапазон перестройки частот среза сузился, а усиление в каналах регулируется только попарно. Индивидуальной настройки уровня нет, это одно из упрощений.
Набор вариантов коррекции практически прежний, но из трёх вариантов DRVN остался только один, отличный «от других» (если вы помните эту рекламу). Пользовательская настройка одна, она теперь называется «ЛИЧНЫЙ», и нижняя полоса регулирования (62,5 Гц) отныне в тембровую не переключается. С другой стороны, со всем, что ниже, справится и регулировка уровня сабвуфера, так что – без паники. Картинки наглядные, реальности соответствуют, каждая «шишечка» – ровно 1 дБ. При настройке «личного» нажатие энекодера переводит к следующей полосе, а поворот – к регулировке уровня. Хотя можно и кнопочками погонять влево-вправо…
Судя по пиктограмме, этот пункт должен отвечать за включение-выключение сабвуфера. Но всё оказалось не так просто – сигнал на сабвуферном выходе не исчезает, а изменяется характер звучания. Разгадка – в разделе «Измерения»
Задержки по каналам выставляются индивидуально, максимальное значение – 18 миллисекунд (или 6,12 м). Вполне достаточно для любого салона. Регулировка закольцована, если поворачивать энкодер от нуля против часовой стрелки, значения будут уменьшаться от максимума
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём с эквалайзера – здесь есть и преемственность, и новизна.
АЧХ вблизи границ рабочего диапазона отличается от других линеек JVC. Плавный и почти незаметный спад АЧХ выше 10 кГц сменяется очень крутым спадом выше 20 кГц – как отрубили. А на нижних частотах спад практически отсутствует – всего 0,5 дБ на 10 Гц. Соответственно изменились и АЧХ предустановок. Самое существенное изменение – это новая АЧХ коррекции DRVN, одна вместо бывших ранее трёх вариантов
Как говорится, лучше один раз увидеть. Такие кривые были раньше. Новая коррекция на средних и высоких частотах примерно соответствует DRVN2, но коренным образом отличается ниже 100 Гц: более заметный подъём в области 60-100 Гц и полное отсутствие коррекции ниже 50 Гц. Это исключает перегрузку встроенных усилителей и акустики даже на уровнях громкости, близких к максимальным
То, что в новой версии названо тонкомпенсацией, лучше считать широкополосным бас-бустом – и то с некоторой натяжкой. От уровня громкости форма АЧХ не зависит, и коррекция сводится к подавлению средних частот
Напоследок – фильтры. Общая идеология сохранилась, но диапазон перестройки сузился и составляет теперь от 40 до 160 Гц, что для структуры 4.1 в принципе достаточно.
Параметры ФВЧ фронта и тыла и ФНЧ сабвуфера можно выбирать независимо. Шаг перестройки частоты также увеличился, теперь ряд значений стал короче: 40-60-80-120-160 Гц – Выкл. Крутизну, как и прежде, можно выбрать из четырёх значений
Для построения несложных аудиосистем параметры фильтрации можно считать исчерпывающими, в системах классом повыше лучше воспользоваться фильтрами внешних усилителей. Кстати, идеальное воплощение принципа «каждому – своё». Процессору – задержки, усилителю – кроссовер. Многие инсталляторы предпочитают аналоговую фильтрацию цифровой – и зачастую качество звучания от этого выигрывает.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Управление простое и понятное, навигация сложностей не вызывает.
По USB поддерживаются все основные аудиоформаты, включая AAC – что, согласитесь, встречается не часто. Теги, в том числе и кириллицей, выводятся адекватно. То, что не помещается на экране – идёт бегущей строкой, этот процесс непрерывный
Смартфон по USB не поддерживается, для этого есть Bluetooth. Но зарядка идёт.
В режиме «пауза» бегущая строка останавливается. Только таким образом удалось запечатлеть композицию сэра Пола Getting Closer с альбома Back to the Egg
Видео по USB поддерживается, но весьма избирательно. Не все кодеки и разрешения воспроизводятся адекватно. На MPEG2, например, не сработало автоопределение формата кадра, пришлось вручную задать «полный экран». Не пошёл WMV, некоторые варианты AVI – зато прекрасно прошли MPEG4, FLV и контейнер MKV
Фон экрана можно выбрать чёрный или синий. Помимо видео и аудио с USB-носителей можно смотреть и графические файлы форматов JPG, BMP, GIF, PNG – причём с масштабированием и поворотом. Масштаб выбирается нажатием на энкодер, а поворот картинки – правильно, поворотом энкодера.
Изображение на собственном экране производит впечатление невероятно чёткого. Это не благодаря чудесам HD видео, а из-за его малых размеров, но всё равно – глазу приятно. Кстати, качество картинки высокое не только для цифровых носителей, но и для аналогового видеовхода – который, собственно, предназначен исключительно для камеры заднего обзора. Об этом и надпись вверху экрана предупреждает – «доверяй, но проверяй». Для сравнения сигнал с DVD-проигрывателя в режиме «стоп-кадр» был подан на вход ресивера с композитного видеовыхода, а на телевизор через SCART (где, как известно, качество сигнала заведомо выше). Кстати, при вызове видеовхода воспроизводится звук от ранее используемого источника, меняется только картинка.
Оба устройства сфотографированы одновременно, врезка в масштабе снята с другой экспозицией – яркость экранов отличается, проще было подогнать при съёмке, чем настройками параметров изображения
Работа звуковой секции нареканий не вызвала, всё, что обозначено – регулируется. Как регулируется – уже известно, есть все графики. Качество звучания высокое, тональный баланс с хорошей «домашней» акустикой (компактные полочники Tannoy) не требовал корректировки эквалайзером. Но – в салоне автомобиля возможно всякое… В текущей версии прошивки не рекомендуется одновременно использовать LDN и любые настройки эквалайзера, кроме «плоской», на громкости выше 35 единиц из 40 возможных. Для цифровых источников это неминуемый «цифровой клип» (перегрузка ЦАП) с запредельно высоким уровнем искажений (щелчки, хрип).
МЁД & ДЁГОТЬ
Всё оказалось в самом деле просто. Музыка – есть, видео – есть, фото – есть, поддержка смартфона во всех видах – есть, камера обзора – будет, если купите. Звуковой процессор – тоже есть, хотя и без наворотов, но с основными задачами справляется на пятёрку. Имея приличную акустику и немудрёный активный сабвуфер можно вполне себе безбедно существовать. А с внешними усилителями – тем более.
Чего здесь действительно не хватает – видеовыхода. Но и эта беда – не беда, если смотреть видео на экране планшета, а звук передавать по каналу Bluetooth. Качество картинки на экране планшета как минимум не уступит монитору с композитным видеосигналом, и вообще – какой век на дворе? Да, так тоже можно (и даже нужно) – а водителю всё же не стоит в экран на ходу пялиться. Для кино он маловат, а для парковки и навигации по файлам – в самый раз.
A PROPOS
Предки JVC KD-AV31 и JVC KD-AV300EE
Источник: журнал Автозвук, 06/2019. Автор Анатолий Шихатов
Эстетика апгрейда. Тест компонентных акустических систем Musway MAE6.2C