Конструкция
Бывают вещи, которые сразу же привлекают к себе внимание, но на поверку оказываются самыми обычными. А бывает наоборот – внешне вроде бы ничего особенного, но начинаешь глубже узнавать, и на деле оказывается добротный и качественный продукт, который стоит каждого потраченного на него рубля.
Внешний вид Gladen RS-X 12 оказался обманчивым, он не создаёт первого впечатления какой-то уникальности. Диффузор из непрессованной целлюлозы, подвес из вспененного полимера, прострочка ниткой – выглядит неплохо, но всё это в том или ином сочетании можно встретить в сабвуферах других производителей.
Хотя мы-то с вами знаем, что характер сабвуфера определяет совсем не внешний вид и не цвет нитки в прострочке. Этим нормальный тест и отличается от поверхностного обзора в стиле unpacking. Вся подноготная будет ясна на измерениях и расчётах оформления, пока же продолжу краткое знакомство с конструкцией.
Лицевая сторона диффузора покрыта защитным составом:
Тыльная сторона имеет характерный для непрессованной целлюлозы рельеф:
Литая корзина подобрана удачно – узкие спицы не создают сопротивления воздушному потоку. На это мало кто обращает внимание, но широкие "лапы" могут создавать под диффузором "воздушную подушку", которая меняет поведение динамика при повышении громкости.
Подводящие прошиты через центрирующую шайбу – просто и надёжно.
Звуковая катушка намотана круглым медным проводом на каркасе диаметром 2,5 дюйма. Самый, наверное, универсальный размер, который позволяет спокойно использовать саб с усилителями мощностью от 300 до 600 Вт.
Охлаждение – традиционно через окна под фланцем центрирующей шайбы, осевое отверстие в керне и дополнительные отверстия в нижней шайбе магнитопровода, просверленные по диаметру катушки.
Измерения
После традиционной разминки измеренные параметры сабвуфера оказались очень близки к заявке. Небольшое отклонение – в сторону чуть большей жёсткости подвеса. Это нормально, с полной разминкой попадание в заявку будет ещё точнее. Это хороший признак, говорящий о стабильности производства.
Разве что чувствительность указана какая-то залихвацкая – аж 94,2 дБ. Видимо, это в оформлении (фазоинвертор, как потом выяснилось, действительно даст в салоне автомобиля акустическое усиление и "подтянет" чувствительность примерно до этого уровня). Я же, как всегда, в параметрах указываю опорную чувствительность. Так честнее.
Зависимость импеданса от частоты для Gladen RS-X 12
Измеренные параметры заявка / факт:
- Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 32 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 63 л / 52 л
- Qms (механическая добротность) – 4,92 / 6,24
- Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,50
- Qts (полная добротность) – 0, 45 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г / 168 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,4 Тл м / 16,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 / 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н.д. / 87,0 дБ
Расчёт акустического оформления
Описание рекомендует два варианта – закрытый ящик 27 литров и фазоинвертор 45 литров с круглым 10-сантиметровым портом длиной 23 см. По прикидкам он получится настроенным примерно на 42-43 Гц. В таких корпусах будет примерно вот что:
Расчётные АЧХ для сабвуфера на динамике Gladen RS-X 12 в рекомендованных акустических оформлениях
- Синяя АЧХ – закрытый ящик 27 литров (Qtc=0,74)
- Красная АЧХ – фазоинвертор 45 литров / 43 Гц
В принципе, рекомендации получаются вполне рабочими, хотя я бы их всё же немного скорректировал:
Расчётные АЧХ для сабвуфера на динамике Gladen RS-X 12 в акустических оформлениях по расчётам СМ
- Синяя АЧХ – закрытый ящик 30 литров с заполнением (Qtc=0,70)
- Красная АЧХ – фазоинвертор 45 литров / 36 Гц
- Фиолетовая АЧХ – фазоинвертор 55 литров / 30 Гц
Для точного и аккуратного баса
Если увеличить объём ЗЯ до 30-32 литров и сделать лёгкое заполнение корпуса (самый простой вариант – распушённый синтепон), то результирующая добротность снизится до более "правильных" значений, бас будет более артикулированным и чётким.
Универсальный вариант с повышенной отдачей
Для фазоинвертора объём можно оставить тот же, а вот порт лучше сделать чуть длиннее – 30-32 см (оставив тот же диаметр 10 см). Частота его настройки при этом снизится до 35-37 Гц, что будет лучше согласоваться с возможностями динамика в этом объёме. Саб при этом будет играть чуть глубже, но не настолько, чтобы весь пар начал уходить в инфразвук.
"Негры" и "ветры"
Если так уж нужно "качать негров", можно увеличить корпус до 55 литров и настроить порт в районе 30 Гц (труба диаметром те же 10 см и длиной 40 см). Пик отдачи в этом случае снизится по частоте ещё сильнее, и саб начнёт "выдувать ветры" и растрясать машину. Как ни странно, но даже при таком подходе всё ещё можно будет говорить о некоторой музыкальности. Как любят некоторые выражаться, бас будет "мягким и глубоким".
Выводы
Первое впечатление действительно оказалось обманчивым. Будучи похожим на некоторые сабвуферы "новой волны", Gladen RS-X 12 оказался совсем не таким простым. Он принадлежит к редкому сегодня виду сабвуферов, которые можно называть универсальными. Рекомендованная цена на момент теста составляет 11400 рублей и относительно его возможностей выглядит вполне обоснованной.
Если коротко, то получается примерно следующее. Хотите точного и аккуратно баса – ставьте его в ЗЯ. При этом для большинства нормальных систем будет вполне достаточно одного динамика, даже если время от времени захочется поддать сабу жару. Хотите как можно больше отдачи – переходите на ФИ. Объём корпуса и настройку порта выбирайте, исходя из своих предпочтений, все расчёты я постарался привести. Динамик позволяет относительно легко "лепить" нужный характер баса под конкретные требования и задачи.
Плюсы
Качественное исполнение
Хорошая повторяемость параметров
Адекватные рекомендации по оформлению
Жанрово универсален, позволяет "играться" с оформлением
Минусы
По большому счёту, придраться особо и не к чему
https://carmus.ru/content/151?ysclid=l9pgck0gjs369662327
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro