И да, сразу для ориентира – на момент этого теста цена 2-полосного комплекта составляет 8900 рублей. Умеренно. Посмотрим, что можно получить за эти деньги.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну, как всегда, с мидбасовых динамиков. Первые впечатления приятные: собраны на штампованных корзинах, но такой хитровыгнутой рельефной формы, что к конструктивной жёсткости вопросов не возникает. Клеммные терминалы – под зачищенный провод. Кому-то они решительно не нравятся, кому-то они по душе, так что причислять их к плюсам или минусам не буду, просто отмечу как факт.
Диффузоры – целлюлоза с жёстким шероховатым покрытием лицевой стороны, которое так и тянет назвать «наждачкой». Подобные решения я встречал у других брендов, и большинство из них были весьма удачными. Здесь конусы тоже ведут себя пристойно, но комментарии придержу до измерений – сами всё увидите.
Верхние подвесы – резиновые, с профилем, плавно переходящим от конусной части к самому «бублику». Такая форма призвана снизить отражения от краёв диффузора механических напряжений, распространяющихся в конусе. В принципе, это работает, опять же измерения покажут.
Интересное решение – центрирующая шайба по периметру закреплена не на корзине, как это обычно бывает, а на отдельном пластиковом фланце, который, в свою очередь, уже крепится к корзине. Диаметр звуковой катушки – 30 мм. Или что-то около 1,2 дюйма, если вам так привычней.
Моторы построены на ферритовых магнитах диаметром 9 см. Окон охлаждения под центрирующей шайбой нет, так что декомпрессия и охлаждение мотора возложены исключительно на осевой канал.
Твитеры с 25-мм тканевыми куполами выглядят для своей ценовой категории неожиданно: в металлических корпусах и с хитрыми сетками с отверстиями разного диаметра. Выглядит как отсыл к технологии Perforated Phase Alignment Lenses от «лютых хайэндщиков» из Paradigm и её автомобильным вариациям от Morel и JL Audio. Впрочем, даже если не искать в этом тайный смысл, то это просто красиво.
Габариты – умеренные: внешний диаметр фланца 54 мм, монтажная глубина – 16 мм.
Кроссоверы возвращают нас в свою ценовую категорию: тут уже без экзотики. К слову, компактные – всего 6 х 10 см в плане.
Внутри всё «упаковано» плотно, хотя в ВЧ звене всё же используется катушка без сердечника и плёночный конденсатор. Электролит и катушка на сердечнике – только в цепи мидбасового динамика.
Уровень твитера можно выбрать из 3 положений маленьким джампером.
Промежуточный итог таков: если включить режим сноба-аудиофила, то поводы для придирок найти можно. Но если вспомнить цену, то всё очень даже прилично, и в каком-то смысле акустика даже незаурядная. Так что пока зачёт.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Набор параметров характерен для классического «дверного» динамика. Подвесы (в первую очередь центрирующая шайба) не слишком мягкие, не слишком жёсткие. Подвижка чуть тяжелее «средней по больнице», так что резонансная частота не задралась вверх и осталась в оптимальных пределах. И в то же время она не такая тяжёлая, чтобы серьёзно сказаться на отдаче – чувствительность пусть не ломовая, но вполне себе среднестатистическая по нынешним меркам. Эдакий тонкий баланс.
Измеренные параметры Nakamichi NSA-CS1721:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,7 л
- Qms (механическая добротность) – 3,82
- Qes (электрическая добротность) – 0,78
- Qts (полная добротность) – 0,65
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16,6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,5 дБ
А вот дальнейшее изучение преподнесло приятный сюрприз: спокойная и достаточно ровная АЧХ, никаких выбросов на верхнем краю диапазона или резких перепадов.
Коротко о резонансах в диффузоре и подвесах. Их нет. Фазовая характеристика ровная, никаких «набегов» одних частотных составляющих относительно других. Оно, конечно, и по АЧХ это понятно, но на ФЧХ как-то наглядней прослеживается.
По искажениям картинка тоже приличная. Что примечательно – с понижением частоты искажения не начинают расти, это косвенно говорит о вполне достойной контролируемости динамика усилителем. Потом будет интересно оценить, как это скажется на характере баса.
Твитеры, судя по АЧХ, не стремятся забраться высоко по частоте. Скорее, они сосредоточены на работе в «информативной» области ВЧ. Кстати, не торопитесь с выводами: на слух, на удивление, никакой тусклости.
Коротко о том, какой диапазон они могут охватить. С понижением частоты рост искажений намечается примерно от 3,5-4 кГц, так что если захотите построить поканалку, настраивать ФВЧ лучше никак не ниже 5 кГц (если выбирать фильтр с крутизной, к примеру, 12 дБ/октава).
Пассивный кроссовер из комплекта режет их тоже достаточно высоко. Вот такими получаются АЧХ при включении динамиков через него:
Интересно, что ФНЧ в мидбасовой полосе имеет повышенную добротность, так что переход от плоского участка АЧХ к наклонному начинается резко и даже с небольшим горбиком. Предположу, это сделано намеренно, чтобы лучше состыковать полосы, но выводы делать не буду, прослушивание покажет. Ну и вот так акустику в сборе «видит» усилитель:
Как «готовить» акустику, и какого ожидать звучания?
Сразу скажу, итоговое звучание оказалось сильно зависимым от взаимного положения твитеров и мидбасовых динамиков. Вернее, эта зависимость есть всегда, просто в данном случае малейшие изменения оказались заметны сильнее. Таковы особенности стыковки полос пассивным кроссовером. Постараюсь пройтись по характерным моментам, чтобы понять, как будет лучше.
Твитеры развёрнуты в сторону слушателей – звучание получается с перекосом в сторону ВЧ. Не звонким и вроде бы ещё не переходящим грань комфортности, но верха хочется чуть прибрать по уровню. Перестановка джампера в кроссовере не меняет картинку радикально, в звучании тарелочек-бубенчиков и даже в свистяще-шипящих звуках в вокале всё равно остаётся сухой «песочек». Многим нравится такая подача, но, как по мне, отдаёт какой-то синтетичностью, так что я бы такую установку не рассматривал.
А вот разворот твитеров делает звучание тонально более сбалансированным. В характере верхов сохраняется некоторая сухость, но твитеры лучше согласуются с мидбасовыми динамиками, и можно добиться более цельного звучания. Так что направление твитеров друг на друга я бы назвал самым предпочтительным. И, кстати, в штатных местах в панели с направлением вверх, на отражение от стекла, тоже получится хорошо.
Единственный момент – при развороте твитеров в дело всегда вступают всякого рода отражения, так что обязательно пробуйте их включение не только в прямой, но и в обратной полярности (поменяйте местами «+» и «–» на кроссоверах). Выберите вариант, при котором звучание не будет «расслаиваться», чтобы твитеры не звучали бы сами по себе.
К среднечастотному диапазону – никаких вопросов. В принципе, это и по измерениям было очевидно – ровная АЧХ, никаких фазовых «набегов». Уши только подтвердили результаты измерений.
НЧ диапазон разборчивый, но не гипертрофированный. Проще говоря, если нужно, чтобы «басуха бомбила», то здесь этого нет. А если нужно, чтобы контрабас или бас-гитара играли разборчиво и не дудели как в бочке, то Nakamichi это как раз могут.
Несмотря на такую подачу, «легковесным» звучание я бы не назвал: динамики пусть и не трамбуют уши молотом, но честно стараются отработать верхний бас и забраться в средний – согласование с сабвуфером особых проблем не вызовет. Если хочется низов помассивней, я бы выбрал в паре к этой акустике какую-нибудь жирную «десяточку». Как вариант – тот же Swat REV-10, но только желательно в ЗЯ. Бас в такой связке, если не накосячить с настройками, получится сочный и наполненный.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика с «весёленьким» звучанием – без навязчивой звонкости или крикливости, но достаточно лёгкой подачей (даже несмотря на то, что формально в ультразвук твитеры не лезут).
Во-первых, понравится тем, кто любит именно такой вот ясный, открытый и ни разу не «тёмный» звук. К примеру, на мягком джазе и инструментале ненавязчивый акцент в ВЧ диапазоне (причём интересный такой, без звонкости) подчёркивает множество приятных деталек в инструментах.
Во-вторых, акустика станет находкой для случаев, когда твитеры нужно поставить вместо штатных, расположенных с большими разворотами. Особенно если они смотрят друг на друга или отвёрнуты на стекло. Если обычная акустика в таких машинах начинает звучать глуховато, то Nakamichi впишется как раз хорошо. Да и вообще, сложилось впечатление, что она создана целенаправленно для таких инсталляций.
Ну и, в-третьих, не нужно забывать, что звучат не отдельные компоненты, звучит вся система. Все вышесказанные особенности определялись в тракте с хорошим разрешением. Если же в конкретной системе головное устройство или усилители звучат тускло и скучновато, лёгкая «весёлость» на ВЧ как раз «взбодрит» такую систему. В общем, акустика заслуживает рассмотрения в очень многих случаях.
Плюсы
Лаконичная, но толковая конструкция, аккуратная сборка
Компактные кроссоверы
Исключительно ровный и естественный СЧ диапазон
Минусы
Окрас звучания в ВЧ диапазоне не всем придётся по душе
https://carmus.ru/content/621
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro