Короче, на этот раз в лаборатории несколько комплектов AurA для штатных мест, вошедших в линейку Indigo Custom. А заодно – комплект в классическом исполнении из «обычной» серии Indigo. Тем интересней, что к этой акустике приложил руку технический директор AurA Александр Лысенко (в частности, к кроссоверам). В общем, буду смотреть, что акустика умеет, кому зайдёт, а кому больше подойдут другие решения. Как всегда, с графиками, циферками и прочими пруфами.
Первое знакомство. Что и куда можно поставить
Для начала о применимости моделей для тех или иных автомобилей. По некоторым пунктам утверждать не возьмусь, но вот какие списки приводят сами описания.
AurA Indigo-6RLC: Lada Vesta, Renault Logan (2012+), Sandero (2013+), Great Wall H5, Nissan Almera, Juke (YF15), Note, Quashqai (2007-2012), Tiida (2003+) и Teana:
AurA Indigo-6RHK. Эти, судя по описанию, без переделок можно ставить в корейцев Hyundai Solaris (2017+) и KIA Rio (2017+):
AurA Indigo-6RTYC. В списке совместимости для этой акустики указаны Toyota Auris (2007-2012), Camry (1997-2011), Corolla (2001-2019), Land Cruiser (2008-2014), RAV-4 (2001+), Venza (2009-2014), Lexus GS, GX, S, IS, RX и Citroen C1:
AurA Indigo-CL6C. Ну а это универсальный комплект в традиционном исполнении:
Конструктивные особенности динамиков
Все четыре модели построены на единой платформе. По сути, мидбасовое звено в них – это один и тот же динамик в разных корзинах. У Indigo-CL6C она стальная штампованная, у моделей Indigo Custom – пластиковые (судя по маркировке, «конструкционка» ABS с 20-процентным стекловолоконным наполнением). Моторы – на магнитах диаметром 8 см, калибр звуковых катушек – 1 дюйм.
Ну разве что для «универсала» в комплект включены защитные грили, а для «штатных» моделей они по понятным причинам не нужны.
Диффузоры у всех – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны.
Твитеры во всех моделях одинаковы. Компактные, выполнены в лёгких пластиковых корпусах. Из установочных аксессуаров в комплектах есть чашки для поверхностного монтажа.
А вот кроссоверы – разные. В моделях Indigo Custom (которые для штатных мест) это просто фильтры верхних частот второго порядка, выполненные в разрыв проводов к твитерам. Подключаются параллельно мидбасовым динамикам, а сами мидбасовые динамики подключаются напрямую к выходам штатной системы.
А вот в универсальной модели Indigo-CL6C кроссоверы посерьёзней, хоть и уместились в компактных корпусах размерами всего 6 х 9 х 3 см.
В мидбасовом звене – катушка индуктивности – ФНЧ первого порядка. А в звене твитера – всё тот же ФВЧ второго порядка, только уже с выбором уровня твитера. В первой партии акустики есть лишь два варианта (именно такой комплект мне и достался на тестирование), в последующем их будет три: «0 дБ», «-2 дБ» и «-4 дБ».
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Коротко об основном. У динамиков относительно лёгкие подвижки и мягкие подвесы. Моторов на всё это хозяйство вполне хватает. Такое сочетание свойств дало достойную чувствительность, так что мощных усилителей динамикам не требуется, и их можно смело ставить вместо штатных.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков AurA Indigo и Indigo Custom:
- Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л
- Qms (механическая добротность) – 4,91
- Qes (электрическая добротность) – 0,80
- Qts (полная добротность) – 0,69
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,7 дБ
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков
В Indigo и Indigo Custom динамики отличаются лишь корзинами, но одинаковы по своей сути. Поэтому детальный анализ проведу для «универсальной» модели, но результаты будут актуальны для всех моделей.
Первым делом, АЧХ. Смотрите, какая ровная полка от 60-70 Гц и вплоть до 2 кГц. Ну красота же. Даже лёгкий подъём на верхнем краю диапазона картину не портит. К тому же с разворотом динамика он всё равно уходит (а в машине мидбасовые динамики именно под углом и видны).
Одна из первопричин столь ровной АЧХ – в отсутствии резонансов в подвижной системе и подвесах. Наглядней это видно по фазовой характеристике – в ней нет резких перегибов и ступенек. Иначе говоря, никаких «подтормаживаний» диффузора на отдельных частотах или его «подзванивания». На звуке это обычно сказывается самым лучшим образом:
Искажения – в пределах разумного. С понижением частоты намечается небольшой подъём КГИ, но не резкий. Стыковка с сабом обещает быть беспроблемной.
Анализ работы твитеров
У твитеров вполне приличная собственная АЧХ, забирающаяся неожиданно высоко для тканевых куполов. Обратите внимание, с разворотом отдача на самом верху почти не спадает, как это обычно бывает, т. е. твитеры излучают достаточно широко – направлять их «в лоб» необязательно.
Лёгкая неравномерность вызвана, скорей всего, поведением шёлкового купола. Предположу, это может оказаться следствием компактности – купол неизбежно «подпирается» воздушной массой под ним, тоже оказывающей своё влияние. Впрочем, до откровенной ломки купола дело не доходит, так что это, по большому счёту, придирки.
Искажения с понижением частоты растут плавно, так что некоторая свобода в настройке стыка полос имеется. Правда, отпускать их работать ниже 5 кГц я бы всё ж не стал. Дальше буду смотреть, как стыкуют полосы кроссоверы из комплекта.
Как стыкуют полосы кроссоверы: AurA Indigo-CL6C
В «универсальном» комплекте ФНЧ первого порядка нивелирует подъем АЧХ на верхнем краю диапазона НЧ/СЧ динамика, и твитер подхватывает у него эстафету где-то на 5-6 кГц.
Переключатель уровня твитера работает корректно, действительно давая разницу между положениями на заявленные пару децибел.
Если коротко, кросс «универсального» комплекта Indigo сделан толково и даёт шансы получить ровненькую АЧХ и вполне сбалансированное звучание.
Как стыкуют полосы кроссоверы: модели Indigo Custom
В «штатных» моделях Indigo Custom кроссовер немного проще. Он свёлся к ФВЧ для твитеров, причём даже без аттенюации. Мибасовые динамики подключаются напрямую, без ФНЧ.
На первый взгляд, стыковка полос получается не такая ровная и чуть более сумбурная, но… не будем забывать про условия работы акустики – это вам не идеальный стенд. И если обратить внимание на АЧХ под углами, то полосы стыкуются вполне прилично.
Проба в деле. Общие впечатления и характерные особенности
Универсальный комплект Indigo-CL6C. Первое впечатление – звучание ровное, воспринимается легко и естественно. Но оно и понятно: и полосы стыкуются нормально (уж Лысенко в этом толк знает), и фазовая характеристика мидбасовых динамиков не скачет (а они, как ни крути, ответственны за самый информативный диапазон частот). Проще говоря, когда нет «набега» или «отставаний» отдельных частотных составляющих относительно других. Как результат, слуху не за что цепляться (когда вроде всё есть, но что-то не так), поэтому восприятие просто переключается на саму музыку.
Басят динамики ровно настолько, чтобы сохранять основательность и легко состыковаться с сабвуфером. Изображать из себя сабвуфер не пытаются, но этого от них никто и не требует. После большинства штатных гуделок бас однозначно покажется более собранным и приятным.
Верха звучат ровненько – без звона, цыканья или, напротив, замыленности. Воспринимаются легко, утомления не вызывают. Ещё на измерениях обратил внимание на широкую диаграмму излучения твитеров, так что при прослушивании поэкспериментировал с углами их разворота. Слегка отворачивая от слушателей, можно корректировать уровень верхов, но их характер сохраняется. Даже если развернуть их вовсе друг на друга, звучание не становится тусклым. Зачтём такую универсальность в плюсы.
Единственное, что может «убить» верха – запихивание поглубже под плотные штатные сетки, но на такие случаи логично выбрать модификацию акустики под штатные места – там кроссоверы как раз на это рассчитаны.
AurA Indigo-6RLC, Indigo-6HKC и Indigo-6TYC. Хоть твитеры и мидбасовые динамики, по факту, всё те же (пусть и с иными корзинами), но другой кроссовер заметно поменял характер звучания.
Во-первых, тут нет аттенюатора для твитеров, и верха звучат ярче. Но для штатных мест как раз это обычно и требуется. Глубокая посадка, плотные сетки, а во многих случаях ещё и сильные развороты – всё это «успокаивает» их, и в звучание возвращается сбалансированность.
Во-вторых, НЧ/СЧ динамики в этих комплектах подключаются напрямую, без фильтрации, так что звучание на верхней середине тоже немного ярче. Вернее, не так, не ярче. Звучание сохраняет комфортность, так что правильней сказать – оно более ясное что ли по сравнению с «универсалами» Indigo.
Коротко по делу. Что даст замена штатных динамиков?
У всех базовых штаток, которые доводилось слышать, в основном одни и те же проблемы: гудящий мидбас, а СЧ и ВЧ – как из-под покрывала. Часто до такой степени, что на ходу звучание может вовсе терять разборчивость, и добавление громкости только усугубляет ситуацию.
Судя по результатам измерений и прослушивания, главное достоинство Indigo и Indigo Custom – возможность получить более ясное и разборчивое звучание на обычной громкости. Ну и лёгкий запас неискажённой громкости в большинстве случаев тоже лишним не будет. Акустика не метит в аудиофильские высоты, но очень сбалансирована, звучание воспринимается легко и комфортно, а это, считаю, главное в бюджетном сегменте.
Нужен ли этой акустике усилитель? Ответ – не обязателен. Здесь достаточно лёгкие и отзывчивые динамики, которые не нужно «качать ваттами», они легко работают от головных устройств или штатных усилителей. А если захотите сделать более глубокий апгрейд, они сработаются с большинством недорогих усилителей умеренной мощности или компактными процессорными усилителями.
Плюсы
Невысокая цена, доступность
Звучание ясное, после базовых штаток способно вызвать «вау-эффект»
Замена штатной акустики без вмешательства в автомобиль
Возможность при необходимости быстро вернуть всё штатное
Достаточная чувствительность, мощный усилитель не обязателен
В «универсальной» модели весьма толковый кроссовер
Минусы
Упрощённый кроссовер в моделях Indigo Custom
https://carmus.ru/content/714
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro