Кто не в курсе, бренд AMP – это проект Андрея Вахтина, фигуры заметной в автозвуке ещё с конца 90-х годов. В линейке акустики под этим брендом уже есть модели для BMW и Mercedes, есть интересная универсальная двухполоска и отдельные СЧ динамики, и вот пришёл черёд акустики бескомпромиссного уровня.
В разговоре с Андреем об этих динамиках я понял одно – это не столько коммерческий проект, сколько воплощение мечты. А мечты должны исполняться. Сделать всё и сразу – задача сложная, появление НЧ/СЧ динамиков – это первый этап, в дальнейшем можно ожидать и другие не менее интересные продукты топового сегмента.
Динамики AMP HPMB-18 целиком изготавливаются в России. Производство ручное, цена за пару – 49900 рублей.
Как это сделано
Конструкция не то чтобы невиданная, но всё же непривычная. Вместо корзин – фланцы из алюминиевого сплава, жёстко стянутые латунными стойками. Подобное решение доводилось встречать лишь в дорогом «штучном» High End. Впрочем, тут и модельный индекс говорит сам за себя – HPMB означает High Performance Midbass.
Одно из достоинств такой сборной конструкции – абсолютная жёсткость и полное отсутствие резонансов, им просто физически негде возникнуть. Ну и чисто производственный плюс – свобода в выборе размеров, не нужно подгонять конструкцию под пропорции готовых корзин. Минус, правда, тоже есть – динамики получились крупнее стандартных 6,5-дюймовых, внешний диаметр составляет 18,2 см, посадочное отверстие – 16 см. Ну и на всякий случай монтажная глубина – 8,2 см.
Отдельный разговор о диффузорах. Они изготавливаются самостоятельно, причём составы целлюлозной пульпы и её последующей пропитки – предмет особой гордости и большой секрет. Единственное, что удалось узнать – в материал входят волокна дальневосточной шелковицы. Их особенность – очень длинная структура, волокна как бы армируют целлюлозную массу, механические напряжения в таких диффузорах распределяются равномернее. Как следствие, они не просто жёсткие, но и с высоким внутренним демпфированием, в них почти полностью отсутствуют призвуки. На вид они мало чем отличаются от обычных бумажных, но на ощупь и при простукивании эта разница хорошо ощущается.
Небольшой, но существенный момент – ребро по периметру диффузора. Оно довольно сильно сказывается на конструктивной жёсткости конуса, и в данном случае это тоже идёт в плюс.
Верхний подвес выполнен из резины. Он мягкий, а потому почти не нагружает края диффузора. Как результат – на диффузор действует меньше изгибных усилий, в нём возникает меньше механических напряжений и, как следствие, опять же уменьшение призвуков.
Мотор собран на двух стронциевых магнитах. Внутреннюю геометрию магнитной системы проследить невозможно, но, судя по всему, магнитопроводы взяты не первые попавшиеся. Описание на этот счёт говорит так: «За счёт оптимизации формы и подбора материала магнитопровода удалось добиться более равномерного распределения магнитного потока в зазоре и улучшить линейность динамика».
Конкретных цифр по длине намотки катушки не приводится, но в разговоре прозвучало «достаточная». Изучение в деле действительно показало, что динамик не «зажимается» и не упирается в свои пределы даже на приличных уровнях громкости. Но об этом чуть дальше.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Динамики необычны не только на вид, но и своими параметрами. Сначала приведу результаты измерений, а потом постараюсь описать ключевые моменты.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика AMP:
- Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15,9 л
- Qms (механическая добротность) – 7,07
- Qes (электрическая добротность) – 0,28
- Qts (полная добротность) – 0,27
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,3 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ
Сразу обращают на себя внимание сильные магниты. Очень сильные. Неприлично сильные. Дальнейшее прослушивание тоже показало, что контроль у динамика просто сумасшедший.
Подвижная система чуточку тяжелее, чем обычно встречается у 6,5-дюймового калибра, но не сильно. Вместе с мягким подвесом это дало низкую резонансную частоту – ниже «психологической» отметки 50 Гц, почти по-сабвуферному. При этом за счёт сильнейшего мотора чувствительность нисколько не провалилась, а осталась довольно высокой.
При такой величине добротности спад АЧХ на НЧ был ожидаем. Но это не значит, что динамик не играет бас. Как раз наоборот, играет, но делает это немного не так, как все обычно ожидают. Сейчас поясню.
При столь сильном контроле динамик чувствует себя уверенно вплоть до своей резонансной частоты и даже ниже. Он не разбалтывается на частоте своего резонанса, а работает, сохраняя контроль. Как следствие, субъективно бас есть, причём неожиданно глубокий. Да, сдержанный по уровню, без искусственного «мяса», очень точный и, как говорят, академичный.
Кстати, лишнее подтверждение басовых способностей – с понижением частоты искажения не растут, динамик продолжает контролироваться усилителем вплоть до непривычно глубокого «сабвуферного» баса.
Вверх АЧХ простирается где-то до 5 кГц, не выходя за рамки коридора шириной 6 дБ. Из всех более-менее существенных артефактов можно отметить лишь небольшой перепад АЧХ (и, соответственно, акустической фазы) в районе 1 кГц. Тут причина не в диффузоре, с большой вероятностью это лёгкий локальный резонанс центрирующей шайбы.
Если по-простому, то входя в резонанс на определённой частоте, шайба начинает «подтормаживать» диффузор – на этой частоте излучение начинает слегка отставать по фазе (как раз та самая ступенька на графике), и, как следствие, получается неравномерность на АЧХ. Косвенно об этом говорит и едва-едва заметный бугорок на графике импеданса в этой области, можете вернуться к нему для интереса.
Выше по частоте вопросов не возникло. У многих динамиков на верхнем краю рабочего диапазона появляются горбы АЧХ и скачки фазы, причём чаще всего у динамиков с жёсткими и звонкими диффузорами (те самые «алюминиевые», «кевларовые» и прочие окрасы звучания). AMP в модальный режим входит плавно, что говорит об отсутствии в диффузоре «гуляющих» механических напряжений. Определённо, изыскания с целлюлозным составом дали свои результаты.
А что на деле
Во-первых, бас. Тут логично рассмотреть два варианта – работа в двухполосной и трёрхполосной системах.
В двухполоске желательно иметь динамики с ровной АЧХ от самого низа и вверх до стыка с твитерами. Но с низкодобротными динамиками получается эффект «lack of bass», когда бас очень хорош по своей структуре, забирается в сабвуферные глубины, динамики сохраняют контроль, но при этом низов хочется добавить. В реальной инсталляции «дверные дела» немного добавят баса, но тут всё слишком индивидуально. В общем, в двухполоску AMP HPMB-18 – с большой осторожностью.
А вот в трёхполоске динамики очень круты безо всяких оговорок. Если им отведён диапазон не выше 300-400 Гц, спад отдачи внизу абсолютно неважен – можно тупо добавить уровень в НЧ полосе, и никакой нехватки баса не будет. И именно в трёхполоске низкодобротные динамки раскрываются во всей красе. С таким контролем они способны на очень точное и артикулированное звучание, не болтают диффузорами как тузик тряпкой, и дают просто шикарный мидбасовый панч даже при значительном повышении громкости.
Плюс к басовым возможностям динамиков я бы отметил их способности на средних частотах. Понятно, что в двухполоске использование AMP HPMB-18 под вопросом, но и в трёхполосных системах окрашенность звука тоже ни к чему хорошему не приводит. От AMP лишних призвуков можно не ожидать, и это большой плюс.
Коротко по делу
Два главных достоинства AMP HPMB-18 – какой-то нереальный контроль на басе даже при высокой громкости и абсолютное отсутствие окрасов в звучании. Если бы стояла задача сделать динамики для двухполосных систем, на месте разработчиков я бы ослабил мотор, повысив добротность до более привычных значений (ну хотя бы до 0,5), получился бы разумный компромисс между отдачей на НЧ и сохранением контроля. Но вот в трёхполоске AMP отрабатывают действительно очень здорово. Реально High Performance Midbass.
Плюсы
Отсутствие окраса в звучании на НЧ и СЧ
С хорошим усилителем – нереальный контроль на НЧ
Отличный басовый потенциал для трёхполосных систем
Минусы
Эффект Lack of Bass в двухполосных системах
Нестандартный посадочный размер динамика
https://carmus.ru/content/430
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro