Комплектация, конструктивные особенности
Монтажная глубина динамиков – меньше 3 см. Правда, обошлось без экзотики, принцип их построения – как у обычных динамиков: есть верхний крепёжный фланец, и есть нижний, на котором держится центрирующая шайба (в отличие от того же Virtus Nano Carbon MW4, где они как бы совмещены). Насчёт диффузора в описании указано «One-pieced formed», т. е. цельный. Материал – DPC, полипропилен с собственными оригинальными добавками (Damped Polymer Cone).
Узкие крепёжные фланцы можно снять, и тогда внешний диаметр динамика останется вообще какие-то 9,8 см. Вообще, подобные съёмные фланцы – характерная черта всех 4-дюймовых участников сегодняшнего теста.
Магнитная система – с большим осевым каналом, закрытым демпфирующей вставкой из поролона. Звуковая катушка диаметром 54 мм намотана на алюминиевом каркасе. Провод – шестигранный Hexatech, тоже алюминиевый. Как и в динамике Virtus Nano Carbon MW, намотка прилично так выходит из зазора. Линейный ход, указанный в описании, – 3,5 мм в каждую сторону, т. е. с хорошим запасом.
Твитеры – MT300, внешне очень похожи на те, что идут в серии Virtus Nano Carbon, но главное, как всегда, кроется внутри – измерения и прослушивание покажут. Купола – шёлковые, номинальный диаметр – 28 мм.
Кроссоверы – в фирменных корпусах, но номиналы элементов свои. В звене твитера – аттенюатор на три положения.
В комплект входят чашки для наружного монтажа (впрочем, не только наружного: их можно и при изготовлении подиумов использовать). Ну и карточка подлинности с серийным номером.
Измерения и анализ работы динамиков
НЧ/СЧ динамики оказались немного жёстче заявленного. Можно было бы списать на неразмятость, хотя перед измерениями все участники разминались одинаково. Да и полная добротность Qts вышла ровнёхонько на заявленную. И да, сразу отвечу любителям ставить среднечастотники в замкнутые объёмы – результирующая добротность Qtc=0,7 выходит в объёме около литра, но на полноценную работу ниже 200 Гц при этом можно не рассчитывать. Так что вывод – лучше ставить динамики Free-Air, ну или хотя бы дать каждому динамику литра по два. При прослушивании это подтвердилось, об этом будет чуть дальше.
Заявленные/фактические параметры Morel Hybrid 42:
- Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц / 94 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 3,2 л / 1,9 л
- Qms (механическая добротность) – 1,74 / 2,85
- Qes (электрическая добротность) – 0,63 / 0,55
- Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 6,8 г / 6,4 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м / 4,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность) – 89,0 дБ* / 86,8 дБ**
* - опорная чувствительность, 1 м /2,83 В
** - опорная чувствительность, 1 м / 1 Вт
НЧ/СЧ динамики имеют весьма ровную АЧХ, причём даже выше 2 кГц всё спокойно – диффузоры и подвесы вообще нисколько не колбасит. У твитеров купола имеют лёгонький резонанс немногим выше 10 кГц, но если смотреть по оси, то АЧХ простирается намного выше 20 кГц. С разворотом – очень лёгкий спад отдачи до 13-14 кГц и более заметный – выше 14 кГц. Эдакая «морелевская классика».
В НЧ/СЧ динамике – практически полное отсутствие резонансов (мелочь в районе 2 кГц вообще заметна лишь на фоне общей линейности характеристики). Небольшая ступенька ФЧХ твитера только наглядно подтвердила предположение насчёт резонанса в куполе. Впрочем, вполне контролируемого и, главное, не приводящего к сильным скачкам АЧХ.
По искажениям – никакого криминала. Они низкие, без выраженных «нелюбимых» частотных зон. Что у НЧ/СЧ динамика, что у твитера. Последний лоялен к снижению частоты раздела полос: искажения с понижением частоты растут плавно. Так что в поканалке настройку ФВЧ можно смело начинать уже от 3 кГц (для определённости, 12 дБ/октава).
Кроссоверы довольно решительно рубят частотную полосу НЧ/СЧ динамика (честно говоря, я бы сделал чуть иначе). И снова, что интересно, аттенюатор твитера в основном влияет на уровень сигнала не на самом верху, а на нижнем краю его рабочего диапазона.
А что на слух?
А вот эта акустика имеет иной характер, нежели Virtus Nano Carbon 42. Если у тех звучание можно назвать беспристрастным на грани жёсткости (по крайней мере, в варианте включения через пассивные кроссоверы), то в Hybrid больше «души», оно воспринимается как-то теплее, «телеснее». Особенно на инструментальной музыке и в вокале. Подача мягкая, но не замыленная: тонкие детальки в знакомых записях никуда не теряются. Приятно так, я бы даже сказал, естественно.
Внизу, несмотря на формально не обещавшие этого характеристики, динамики пытаются играть чуть ли не в мидбасовую область. По крайней мере стыковать с мидбасовым звеном можно спокойно, начиная уже от 150 Гц. Причём для этого совсем не нужны высокие порядки ФВЧ – 6 или 12 дБ/октава будет нормально. Перегрузочная способность высокая, динамический запас более чем приличный.
Характер ВЧ – «шёлковая морелевская классика» в хорошем смысле этого слова: спокойные, живые, но лёгкие, эффекта «накинутого покрывала» не возникает. На языке вертится слово «нежные». Твитеры лояльны к углам установки – можно слегка развернуть их, и звучание получится чуть более сдержанным, но тусклым не станет.
Больше того, при включении через пассивный кроссовер я бы ставил их именно так – с лёгким разворотом (тут просто заданные настройки фильтров свои ограничения вносят), а вот в поканалке – можно уже и в сторону слушателей смелее направлять.
Коротко по делу
Классная акустика с нейтральной, живой и при этом весьма детальной звуковой подачей. Но не отстранённо-нейтральной, а, скорее, просто не вносящей отсебятины и хорошо раскрывающей настроение записи: на инструментальной музыке и вокале звучит тепло, на электронике – насыщенно и динамично, на злом рокешние звуки в кашу не перемешивает. С мидбасовым звеном можно стыковать достаточно низко (если не зажимать динамики в тесные объёмы).
При включении через пассивные кроссоверы я бы выбирал способы установки, когда динамики и твитеры видны под углом. В идеале – если твитеры будут чуть дальше среднечастотников (как вариант, горизонтальная «матрёшка»), хотя тут единых рекомендаций быть не может, многое решат ещё и отражения. Если же вам непременно нужно направить все излучатели в сторону слушателей или сильно разнести, лучше выбрать вариант поканалки, чтобы настроить стыковку полос под конкретные условия.
https://carmus.ru/content/667
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro