Итак, процессорный усилитель Nakamichi NDS6831A-II – 8-канальный DSP на ADAU1452 плюс 6 каналов усиления: 4х50 Вт и 2х120 Вт. Причём более мощную пару каналов можно включать в мост. И за всё это на момент теста просят 30 тысяч рублей – умеренно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Как нынче водится, аппарат далёк от громоздкости – всего 24,5х16 см (плюс клеммы). Компоновка корпуса – двусторонняя.
В комплекте, как всегда, идёт крепёжная мелочёвка, среди которой обнаружилась пара «липучек». Не уверен, что это надёжное крепление (с металлическими «лапками» оно как-то спокойней), но пусть тоже будет.
Смотрим теперь, что с подключением к источникам:
- Аналоговый 6-канальный высокоуровневый вход,
- Аналоговый 6-канальный линейный вход, полностью независимый от высокоуровневого,
- Оптический вход Toslink,
- Встроенный Bluetooth, принимающий аудиопоток с кодированием SBC,
- Возможность подключить внешний Bluetooth-модуль Nakamichi NDS10B, который понимает кодирование AAC и aptX
Пульт управления в комплект не входит, но при необходимости можно подключить Nakamichi NDS-AC2.
В комплекте обнаружилась два разъёма для подключения по высокоуровневым входам. Как я понял, на выбор. Первый – для ленивых, вместе с питанием. Второй – только входы и управление включением (ACC и Remote Out).
Хотя я бы протянул питание отдельно, тем более, терминалы принимают полноценный кабель 8 Ga. Рядом с ними – выбор типа включения – по управляющему сигналу (здесь он назван АСС) или по наличию входного сигнала (точнее, по постоянной составляющей на высокоуровневых входах). С этой же стороны расположился и оптический вход.
Теперь немного начинки. Блок питания и усилительная часть скомпонованы на основной плате, цифровая обработка – «вторым этажом» на субплате.
Силовые чипы усилителя расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Добраться до них не удалось, но в описании указаны TDA8950TH для всех шести каналов.
За цифровую обработку отвечает ADAU1452 (Analog Devices), за цифро-аналоговое преобразование – AK4438 (Asahi Kasei), аналог в цифру преобразует AK5720 (Asahi Kasei). В линейной аналоговой части используются операционники NE5532.
Особенности управления и настройки
Софт скачивается с официального сайта. Установка на Windows 10 прошла быстро. Программа универсальная, подходит под приличное число процессоров.
К интерфейсу вопросов не возникло, разобраться легко. Сверху отмечаем выходной канал, который хотим настроить, указываем его назначение и продолжаем настраивать дальше.
При необходимости каналы можно залинковать парами – чётные с нечётными. Каналы 5/6 программно объединяются в мост кнопкой Stereo в верхней части окна – она меняет название на Bridge, а на корпусе аппарата загорается светодиод BTL. На всякий случай ещё раз: линкование – для всех пар каналов, мост – только для каналов 5/6.
Маршрутизация задаётся не привычной матрицей, а для каждого выходного канала индивидуально – указываем, с каких входов и в какой пропорции на него должен идти сигнал. В принципе, тоже достаточно удобно:
В памяти процессора предусмотрено 6 ячеек для сохранения конфигураций (ну а на компе, разумеется, можно сохранять сколько угодно).
А ещё процессор можно настраивать со смартфона (Android или iPhone) – вся инфа по актуальным версиям есть опять же на официальном сайте.
Ставлю приложение, запускаю, соединяюсь по Bluetooth с процессором. Индикация соединения – зелёный значок вверху справа. На главном окне – регулировка громкости и уровня саба, выбор источника плюс трёхполосный регулятор тембра и выбор одного из 6 сохранённых пресетов (на экране уместились 4, но свайп вправо-влево никто не отменял).
Собственно, с таким приложением и пульт не обязателен (если только громкостью оперативно рулить не нужно).
Все остальные настройки – под кнопкой Advanced Settings. По сути, всё, что есть в софте для компа, есть и тут. Да, небольшой экран смартфона накладывает свои ограничения, но интерфейс выстроен логично, так что к эргономике лично у меня претензий нет. Особенно если лень тащить в машину ноут и возиться с USB подключением.
И да, замечу, что приложение позволяет сохранять конфигурации не только в памяти самого процессора, но и в смартфоне. Это есть далеко не у всех.
Проверка в деле. Возможности входов
Высокоуровневые входы. Поскольку «процеусь» с большой вероятностью будет использоваться для апгрейда штатных систем, важно знать, какой максимальный сигнал эти входы могут принять. Результат: ограничение не наступает вплоть до амплитуды 12 Вольт. Достаточно для любых штатных систем базового уровня.
Линейные входы. При подаче на них сигнала 2,2 В RMS (т. е. с амплитудой примерно 3,1 В) всё чисто. Больше этого значения подавать не нужно, начинается ограничение.
Работа кроссоверных фильтров и эквалайзера
К фильтрам вопросов не нашлось, реальные характеристики соответствуют заявленным. На высоких значениях крутизны АЧХ стабильна (на многих процессорах начинает «дрожать»). Типы фильтров переключаются корректно.
Эквалайзер работает тоже без замечаний. По умолчанию значение Q выставлено высоким (т. е. с узкой полосой регулирования), но ширину каждой полосы можно выставить вручную в довольно широком диапазоне:
Работа задержек
Перманентная задержка (условно, «время обработки» сигнала процессором) – около 0,6 мс. Максимальная задержка – 20 мс (эквивалентно «отодвиганию» примерно на 6,9 метра) – с запасом. Форма импульса в зависимости от выставленной задержки не меняется.
Минимальный шаг задержки – примерно 0,021 мс (около 1 см). Действительности соответствует, претензий тоже нет.
Максимальный сигнал на линейных выходах (каналы 7/8)
Подаю на линейный вход максимально возможный сигнал (я определил это ранее – порядка 2,2 В RMS) и постепенно начинаю прибавлять громкость. При достижении максимума на линейных выходах сигнал разгоняется до амплитуды 3,5 В (или это немногим меньше 2,5 В RMS).
Анализ работы усилительной части (каналы 1/2 и 3/4)
Эти каналы показали неожиданно низкий КГИ в области средних частот. Вернее, так: на НЧ и ВЧ они просто низкие, а на СЧ – очень низкие, порядка тысячных долей процента:
Нагрузка 2 Ом этим каналам не вредит, усилитель сохраняет стабильность работы, искажения подрастают совсем немного.
Тем не менее, и особого профита от 2-омной нагрузки тоже нет – усилители по мощности не форсируются. Короче, выбирайте 4-омную и не парьтесь:
Мощностные параметры, каналы 1/2 и 3/4 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 56 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 69 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,011%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 52 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 68 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
Анализ работы усилительной части (каналы 5/6)
В каналах 5/6 гармонические искажения тоже довольно низкие. Причём и на 4, и на 2 Ом:
На 2-омную нагрузку прирост мощности не слишком большой, но всё же есть. Усилитель переносит такую нагрузку нормально. А это значит, что мостом на 4 Ом будет работать тоже нормально:
Мощностные параметры, каналы 5/6 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 129 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 148 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,012%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 147 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 159 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
На всякий случай обращу внимание, в мостовом включении каналов 5/6 на 4-омный сабвуфер можно ожидать около 300 Вт неискажённой мощности.
А что по звуку?
Каналы 1/2 и 3/4. Ровное и какое-то даже комфортное звучание, отлично подходящее для «повседневных» систем без аудиофильских закидонов. Без характерной сухости и «зернистости», присущей D-классу, открытое, слушается легко.
Басовый диапазон отрабатывается честно и без гудения, но тугими тяжёлыми динамиками эти каналы лучше не грузить – бас получается немного «сглаженный». А вот с чувствительной акустикой артикуляция хорошая, тут большие мощности не нужны, контроля вполне хватает.
Каналы 5/6. Звучание более энергичное и динамичное: чувствуется больший силовой запас. Звучание на СЧ и ВЧ поострее, лучше подчёркивается атака сигнала, вплоть до лёгкой колкости на ВЧ на некоторых треках.
Учитывая, что усилителю предстоит работать с акустикой средней ценовой категории, такой характер можно использовать в плюс – выбрать акустику не со звонкими металлическими твитерами, а, например, с шёлковыми – в результате получится отличный баланс.
Больший запас мощности (относительно каналов 1/2 и 3/4) пошёл на пользу для НЧ диапазона – система, где нужно, уже может давать мидбасовый «пинок» бас-бочки или, к примеру, более увесисто передавать басовый ритм в ритмичной электронной музыке.
Как результат, каналы 5/6 получились более универсальными – на них не обязательно выбирать чувствительную акустику, а можно практически любую. Или же отрядить их работать на чувствительный 4-омный сабвуфер, тем более, что эта пара каналов мостится.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Доступный, но качественный аппарат, который можно смело использовать для апгрейда штатного аудио или при построении SQ-систем уровня, который уже превышает начальный.
Возможных конфигураций много. Скажем, 2-полосный фронт плюс саб от каналов 5/6 плюс два оставшихся канала «на вырост». Или 2-полосный фронт плюс тыл плюс моноблок с сабом. Или 3-полосный фронт плюс моноблок с сабом...
А ещё вырисовывается рациональное рабочее решение для систем «на каждый день». Подключаете «процеусь» по высокому уровню к штатному ГУ, по штатным же проводам пускаете каналы 1/2 на компонентный фронт, каналы 3/4 – на тыл, а каналы 5/6 – мостом на недорогой чувствительный саб. Минимум временных затрат, радикальный прирост в качестве звука, и при этом по «железу» умещаетесь в лимит не выше 60 тысяч рублей вообще на все компоненты системы вместе с акустикой, проводами и всякой расходной мелочёвкой.
Каналы 7/8 при таком «повседневном» конфиге тоже можно оставить «на вырост» – когда захочется перейти на поканальный фронт, поменять саб на более мощный, работающий от отдельного моноблока и отведать прочие плюшки продвинутых систем. Менять «процеусь» при этом не придётся.
Плюсы
Один из самых доступных «процеусей» в формате «8+6»
Возможность настройки не только с ноута, но и со смартфона
Встроенный Bluetooth (SBC) и опциональный внешний (AAC, aptX)
Стабильная и корректная работа процессорной части
Низкие гармонические искажения собственного усилителя
Каналы 5/6 мостятся и могут выдать без искажений до 300 Вт
Минусы
Каналы 1/2 и 3/4 не дают прироста мощности на 2 Ом
https://carmus.ru/content/729
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro