Итак, в модельной линейке Poseidon на сегодняшний момент есть две модели: Prology PS-6 за 6290 рублей и Prology PS-165 за 4790 рублей (цены – для ориентира на момент теста).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Обе модели построены на одной базе, поэтому компонентку рассмотрю в деталях, а для коаксиалов потом отмечу лишь характерные особенности.
Динамики построены на штампованных корзинах. Выглядят просто, но не звенят – это хорошо.
Интересны диффузоры – прессованная целлюлоза с «пупырчатой» фактурой лицевой стороны. Довольно жёсткие, но, как потом показали измерения, ни разу не тяжёлые. Конусы имеют криволинейную образующую, что тоже добавляет им жёсткости. Существенных резонансов в них не возникает – на это опять же потом обращу внимание при измерениях.
Калибр звуковой катушки – 1 дюйм.
Твитеры в описании названы 25-миллиметровыми, но это смотря как считать. Если по размеру звуковых катушек и куполов, то они ближе к 20-миллиметровым.
Конструкция разборная, диаметр самих «таблеток» – 3,6 см, так что при желании можно уместить даже в тесные штатные места. Как обычно, в комплекте куча установочной мелочёвки для врезного и наружного монтажа.
Кроссоверы – среднего размера в классических корпусах.
Переключателей уровня ВЧ нет, но, судя по наличию резисторов, твитеры и мидбасовые динамики подгоняли по чувствительности. Потом посмотрим, как это получилось.
В коаксиальной модели PS-165 отдельного кроссовера нет, тут делением частотных полос занимается единственный конденсатор (фильтр первого порядка в ВЧ звене).
Провода уходят к твитерам через центральные ножки, так что снаружи – ничего лишнего. Сами твитеры точно такие же, как в компонентной модели – с 20-миллиметровыми шёлковыми куполами.
Ну и перед тем, как перейти к измерениям, отмечу наличие грилей в комплектах к обеим моделям – и к компонентной, и к коаксиальной.
Измерение параметров и анализ работы компонентных Prology PS-6
По параметрам – нормальные «дверные» динамики. Подвижки относительно лёгкие, так что моторы с ними справляются играючи, и чувствительность не проседает. Характеристики подвесов (в первую очередь, нижних, т. е. центрирующих шайб) выбраны компромиссно – не скажу, что мягкие, но резонанс высоко не задрался. В общем, эдакая «золотая середина».
Измеренные параметры компонентных Prology PS-6:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12 л
- Qms (механическая добротность) – 6,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,71
- Qts (полная добротность) – 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,5 дБ
У НЧ/СЧ динамиков довольно ровная АЧХ без характерных «кричащих» горбов на верхнем краю диапазона. Как раз о чём говорил чуть выше – диффузоры тут удачные, и с ростом частоты переход из поршневого режима работы в модальный получается плавным. Если не умничать, то диффузоры не звенят, и их не ломает.
Чуть нагляднее – на графике фазовой характеристики. Резонансы? Набеги или отставания на отдельных частотах? Не, не слышал. Очень хорошая линейность. Напомню, акустика из бюджетного сегмента.
По искажениям – всё ровно, каких-то особо «нелюбимых» диапазонов не замечено. С понижением частоты рост КГИ начинается очень плавно, мотор достаточно сильный и неплохо контролирует движение диффузора даже на околорезонансных частотах.
Твитеры излучают широко – обратите внимание, с разворотом на 30 градусов АЧХ почти не меняется, и лишь когда развёрнуты достаточно сильно, отдача немного снижается. Но вообще, развороты им не страшны, и больше того, эту особенность можно использовать во благо – дальше ещё будет повод вспомнить это.
Шёлковые купола не ломает, в резонансы они не входят, так что фазовая характеристика ровная.
А вот график искажений даёт понять – твитеры не любят слишком низких частот раздела с НЧ/СЧ звеном: ниже 4-5 кГц начинается хоть и плавный, но заметный рост КГИ.
Собираю систему с кроссоверами. Характер импеданса не предсказывает усилителю сложной работы. Электрически полосы стыкуются в районе 3 кГц.
А вот акустический стык полос получается выше – в районе 4-6 кГц. АЧХ твитеров по оси выглядит «оторванной», но тут есть повод вспомнить, что при их развороте она становится более горизонтальной. Это и в ходе прослушивания подтвердилось – твитеры лучше ставить так, чтобы они были видны под углом.
Измерение параметров и анализ работы коаксиальных Prology PS-165
Параметры коаксиалов практически повторили параметры компонентки. Ну разве что подвижка на грамм легче из-за отсутствия колпачка, в остальном – всё та же концепция плюс-минус совсем мелочи.
Измеренные параметры коаксиальных Prology PS-165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12 л
- Qms (механическая добротность) – 6,31
- Qes (электрическая добротность) – 0,72
- Qts (полная добротность) – 0,65
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,5 дБ
У коаксиалов самая ровная АЧХ – когда динамики видны под небольшим углом. Собственно, именно так они в машине и будут стоять в конечном итоге.
По искажениям – всё предсказуемо, разве что ФВЧ первого порядка «отпускает» твитеры играть довольно низко, так что на стыке полос слегка повышен КГИ. Но грань разумного пока ещё не переходит, так что всё нормально.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Тут всё внимание – на компонентную модель Prology PS-6. Как обычно, мидбасовые динамики – в боксы с разворотами почти друг на друга (примерно как в автомобиле), твитеры – над ними, на уровне глаз, с возможностью оперативно менять их направление.
Поиск оптимального направления твитеров. Поскольку в кроссовере нет регулировки уровня ВЧ, характер звучания можно (и нужно) подбирать разворотом твитеров.
Высказанные ранее предположения подтвердились – при их направлении в сторону слушателей они тянут внимание на себя, саунд получается колким, и твитеры хочется прибрать по уровню. Замечу, речь именно о количестве верхов, потому что по характеру как раз всё нормально – они не металлические, не звонкие, не шепелявые, да и вообще воспринимаются живенько.
Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что твитеры можно спокойно направлять друг на друга – это в большинстве случаев даст оптимальный тональный баланс без потери лёгкости звучания. Больше того, так заметно уменьшится привязка звука к ближнему твитеру – для систем без процессора это большой плюс, да и для процессорных систем – тоже нелишнее.
Общее впечатление о звучании. Ну вот, после поиска оптимального направления твитеров можно и сам характер саунда оценить. Звучание лёгкое, не замыленное. По графикам на самом-самом верху начинается небольшой спад, но субъективно звучание достаточно прозрачное (в этом деле передача импульса решает больше, чем форма АЧХ).
Голоса и инструменты звучат ровно, без крикливости, но при этом ясно и с хорошей разборчивостью. Вообще, НЧ/СЧ динамики достаточно удачные, самый информативный СЧ диапазон передаётся как-то легко.
Звучание на нижних частотах вроде и не лишено основательности, и если поддать громкости, то на ритмичной музыке динамики даже пытаются изобразить удар, но басовый диапазон всё же хочется слышать посочнее. Так что если хотите получить фундаментальное звучание, это дело в любом случае лучше доверить сабвуферу.
Коротко по делу
Для акустики ценой лишь немногим выше 6 тысяч рублей «Посейдон» показал очень хорошие результаты. Честно говоря, ожидал, что будет проще.
Звучит ясно, без эффекта «накинутого покрывала», но не жёстко и не крикливо. Только не направляйте твитеры откровенно «в лоб» – их лучше установить так, чтобы они были видны под углами. На басе акустика вроде не теряется, но сабвуфер не помешает.
Хорошо сработается с головными устройствами или усилителями небольшой мощности. Как вариант – с тем же «Посейдоном» Prology PRM-100, имеющим более мощный встроенный усилитель D-класса, нежели обычные ГУ. Вырисовывается недорогой, но приличный вариант аудиосистемы «на каждый день».
Плюсы
Хорошая линейность амплитудных и фазовых характеристик
Ясное и лёгкое звучание на СЧ и ВЧ
Хорошая контролируемость и отсутствие гудения на НЧ
Минусы
Могут не зайти любителям «тяжёлого», раздутого баса
Твитеры не любят направление «в лоб»
https://carmus.ru/content/743
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro