Вообще, линейка Experience состоит из трёх частей: Standard, Advanced и Professional – от акустики попроще до более продвинутой. Всё это «зашифровано» в модельных индексах: EL – это Experience Line, а буква в конце означает к какой именно «подсерии» она относится.
Конкретно эти две модели – из серии Experience Advanced. Первая – компонентная Rainbow EL-C260A (цена 13990 рублей на момент теста)…
…и построенная на её базе коаксиальная модель Rainbow EL-X165A (11650 рублей на момент теста).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Динамики построены на стальных штампованных корзинах. Заглушены неожиданно хорошо, за счёт сложного рельефа – никакой звонкости. Запишем в плюсы.
Диффузоры – старый добрый полипропилен с минеральными добавками. На изгиб достаточно жёсткие. Верхние подвесы – резиновые, центральные колпачки – жёсткий пластик.
Поверхность напоминает виниловую пластинку, и это, кстати, неспроста – микрорельеф обычно работает на гашение механических напряжений, распространяющихся от центра к краям и обратно (а лишние резонансы нам и не нужны). С демпфированием, кстати, у динамиков всё и правда прилично, это позже покажут измерения.
Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Самый логичный калибр, когда нужно получить лёгкий и «отзывчивый» динамик.
Мотор – средних размеров, построен на ферритовом магните 8,4 см и закрыт мягким защитным кожухом. Динамик далёк от slim-конструкций, но монтажная глубина в любом случае невелика – всего около 6,3 см.
Твитеры – с шёлковыми куполами калибра 25 мм (если считать по размеру звуковой катушки). По умолчанию предусматривают «врезную» установку. Мелочёвки для монтажа на поверхность в комплекте не идёт.
Монтажная глубина небольшая – всего 1,6 см, внешний диаметр по фланцу – 5,3 см.
При желании твитеры можно аккуратно разобрать – отклеить сетку, открутить винт с тыльной стороны и вынуть само тело твитера. Так их можно уместить и в штатные места: диаметр уменьшается до 4,2 см.
Кроссоверы – очень компактные, в коробочках габаритами всего 5,6х7,7х2,4 см. Кстати, с приятной фактурой пластика, напоминающей покрытие Soft Touch
Внутри – конденсатор и катушка индуктивности – фильтры первых порядков для НЧ/СЧ звена и твитеров.
Коаксиалы Rainbow EL-X165A построены на той же базе, что и компонентная акустика. Первое, что сразу проверил – насколько твитеры выходят за плоскость динамиков. Ненамного – это хорошо, значит, проблем с близким расположением динамиков к защитным сеткам не будет.
Сами твитеры – шёлковые, с 20-миллиметровыми куполами. Утоплены в свои корпуса достаточно глубоко, да ещё и прикрыты апертурной шайбой. Посмотрим, что это даст на деле.
Измерение электромеханических параметров
Мидбасовые динамики компонентной модели и коаксиалы построены на общей базе, так что концепции у них схожие. Подвижки не слишком тяжёлые, чувствительность тоже нормальная – динамики можно смело использовать с усилителями небольшой мощности, в том числе подключать непосредственно к ГУ или использовать при апгрейде штатки.
Измеренные параметры Rainbow EL-C260A:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л
- Qms (механическая добротность) – 4,82
- Qes (электрическая добротность) – 0,89
- Qts (полная добротность) – 0,74
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,1 дБ
Измеренные параметры Rainbow EL-X165A:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13 л
- Qms (механическая добротность) – 6,90
- Qes (электрическая добротность) – 0,98
- Qts (полная добротность) – 0,86
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,6 дБ
Анализ работы динамиков
Сначала разберу компонентную модель Rainbow EL-C260A. Мидбасовые динамики практически лишены локальных резонансов, так что АЧХ в рабочем диапазоне получилась достаточно гладкой.
И обратите внимание, с повышением частоты динамик начинает входить в зональный режим работы (т. е. когда длины излучаемых волн становятся сопоставимыми с размерами самого диффузора) довольно плавно. Выше 1,5-2 кГц, когда динамики 6,5-дюймового калибра обычно начинают проявлять направленность, здесь удалось избежать резкой болтанки АЧХ.
Фазовая характеристика (наглядно показывает «набеги» и «отставания» одних частотных составляющих относительно других) тоже достаточно ровная. Сколь-нибудь заметные резонансы в подвесах и «звон» в диффузорах отсутствуют.
Картинка искажений типична для динамиков с добротностью чуть выше 0,7 – лёгкий подъём КГИ при снижении частоты. Но он плавный, так что резкого срыва динамика «в болтанку» при повышении громкости можно не опасаться. Конечно, сдуру и сами знаете что можно сломать, но при разумном применении – точно всё будет в порядке.
Твитеры неожиданно прилично забираются вверх по частоте, если смотреть по оси. Но если придать им небольшой разворот, АЧХ получается ровнее. Этот факт потом ещё будет повод вспомнить.
Если захочется избавиться от пассивного кроссовера и построить поканалку, твитеры дают некоторый запас по стыковке с НЧ/СЧ звеном. По крайней мере, резкого повышения искажений с понижением частоты не происходит. Да и на деле проверено – при настройке ФВЧ в районе 3,5-4 кГц (12 дБ/октава) твитеры ещё не начинают «звенеть».
Правда, штатный пассивный кроссовер эту возможность высокочастотников не использует – ФВЧ первого порядка задаёт наклон АЧХ, уходящий за 10 кГц, а ФНЧ мидбасового звена позволяет динамикам играть довольно высоко (благо, они это могут делать чисто, диффузор не ломает).
На первый взгляд, АЧХ не очень красивые, но если вспомнить особенности направленности мидбасовых динамиков и твитеров, всё встаёт на свои места. Чтобы не листать обратно к графикам и не сопоставлять, вот вам ещё раз АЧХ при включении через кросс, только когда динамики видны не по оси, а под углами. Как видите, уже всё ровненько.
Коаксиалы Rainbow EL-X165A во многом повторили эту особенность компонентного комплекта – они явно рассчитаны на условия, когда видны под углом.
Абсолютно идеальную стыковку твитеров и мидбасового звена я не видел ещё ни у одних коаксиалов, но болтанка фазовой характеристики умеренная. Нормально.
По искажениям коаксиалы тоже повторяют особенности компонентной модели. Отсутствие горба на графике КГИ в зоне стыковки полос говорит о том, что твитеры работают в лёгком для себя режиме. Тут тоже без вопросов.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Первым делом отмечу, что динамики выглядят многообещающими для поканального подключения. Благо, недорогие процессорные ГУ, а ещё лучше – процессорные усилители, вписывающиеся в ценовой диапазон этой акустики, сегодня на рынке есть.
Но для корректности при прослушивании использовал подключение через кроссоверы из комплекта. И вот тут появляется повод вспомнить про то, что динамикам предстоит работать не где-нибудь, а именно в автомобиле. Если слушать акустику в «стендовом» положении (когда всё развёрнуто в сторону слушателей), звучание воспринимается немного ярко, с «легковесными» верхами. Но в автомобиле динамики расположены совсем иначе, так что разворачиваю напольные боксы почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз. Вот так уже можно делать выводы.
В таком положении серединка зазвучала тонально намного ровнее. И хоть некоторая легковесность на нижней середине сохранилась, звучание уже не такое яркое. Скорее, подходит слово «ясное», воспринимается комфортнее.
Понравилось, что на небольшой громкости динамики остаются отзывчивыми и сохраняют разборчивость звучания – ещё одно подтверждение, что акустика нацелена на работу с усилителями небольшой мощности или от ГУ.
В басовый диапазон динамики забираются без лишней массивности и акцентирования, но вполне уверенно. Скажем, на ритмичной танцевальной электронике удар наполненный. Так что каких-то особых требований к выбору сабвуфера акустика не предъявляет – можно будет состыковать с любым «гражданским» сабом.
Что касается верхов, твитеры тоже любят развороты. Когда они видны под углами, звучание более слитное и сбалансированное, чем при их направлении «в лоб». Так что городить сложные подиумы и стараться развернуть их в центр салона нет никакой необходимости. Ставьте просто с направлением друг на друга, а если в панели есть штатные места с направлением вверх – можно туда, и получите вполне сбалансированное звучание.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Рабочий вариант для систем «на каждый день» – акустика хорошо работает непосредственно от ГУ или с усилителями небольшой мощности, может использоваться для апгрейда штатных систем. Легко стыкуется с любым сабвуферным звеном – от компактных «подседельников» до 10- или 12-дюймовых стелсов в багажник.
Характеристики адаптированы под типичное автомобильное применение, когда мидбасовые динамики видны под углами, а штатные места для твитеров порой предусматривают их значительный разворот (кстати, учтите этот момент, если доведётся оценить акустику на стенде в магазине, где условия совсем иные).
Если в системе предусматривается процессор, можно организовать поканальное подключение: акустика предсказуема в настройке и даёт приличную свободу при стыковке полос. При включении через комплектные кроссоверы характер звучания предопределён заранее – лёгкий и ясный, но не резкий. К тому же акустика лояльна к разным музыкальным жанрам – от лёгкой EDM до вокала и «живого» инструментала.
Плюсы
Характеристики «заточены» под автомобильную специфику установки
Акустика хорошо работает с усилителями небольшой мощности или от ГУ
Предоставляет свободу в выборе сабвуферного звена
Минусы
Монтажные мелочи для установки твитеров были бы нелишними
В поканалке возможности динамиков можно раскрыть полнее
https://carmus.ru/content/772
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro