Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Как работает рельеф. Тест компонентных акустических систем Rainbow SL PRO-C260 и среднечастотников SL PRO-MD80

    Сегодня на изучении – крайне интересная акустика от Rainbow серии Sound Line Pro с множеством непривычных и нешаблонных решений. Имеет свой характер и целит в сегмент SQ, причём не просто в системы для меломанов, а прямо-таки с аудиофильскими замашками. Как всегда, постараюсь разобраться, что собой представляет, что умеет, какой у неё характер и, главное, как её «готовить».
    Акустика продаётся в виде 2-полосного комплекта Rainbow SL PRO-C260 (со своими пассивными кроссоверами), а если планируется поканальная «трёшка», то отдельно можно купить среднечастотники Rainbow SL PRO-MD80.


    Для ориентира, цены на момент теста такие: 2-полоска Rainbow SL PRO-C260 стоит 54990 рублей, а среднечастотники Rainbow SL PRO-MD80 – 29890 рублей.

    Первое знакомство, конструктивные особенности

    Мидбасовые динамики Rainbow SL PRO-MW165 построены на литых корзинах из алюминиевого сплава, не слишком тяжёлые, но оно и понятно – вместо привычного феррита в моторах используется неодим.

    Диффузоры – это здесь первое, что притягивает внимание. Материал – алюминий (правда, в некоторых описаниях фигурирует полипропилен, пришлось уточнять этот момент). Конусная часть имеет рельеф в виде сферических углублений. «Пупырки» расположены не абы как, а лежат на линиях, образованных спиралью Фибоначчи (то самое «золотое сечение» и всё такое). К слову, она же фигурировала и при разборе другой акустики от Rainbow – серии 30th Anniversary Edition, тоже с непростыми диффузорами.

    Смысл использования такого рельефа – погасить распространяющиеся в конусной части механические напряжения. Именно они приводят к окрасам звучания, характерным для тонких и жёстких диффузоров. А поскольку этот окрас имеет механическое происхождение, избавиться от него бывает не так просто, даже если не пускать динамик работать в проблемные частоты. Здесь, кстати, рельеф довольно эффективно решил эту проблему, пруфы будут дальше, когда дойду до измерений.
    Внутреннюю геометрию магнитных систем визуально оценить сложно, но катушки используются 1-дюймовые, а по видимой части намотки можно сделать вывод, что линейный ход Xmax (без выхода намотки из магнитного зазора) составляет что-то около 4 мм в каждую сторону.


    Среднечастотники Rainbow SL PRO-MD80 построены почти как уменьшенные копии НЧ/СЧ динамиков – тоже на литых алюминиевых корзинах и с моторами на неодиме. Диффузоры – тоже алюминий с аналогичным рельефом. И тоже оказались примечательными по своим свойствам, но, опять же, не стану забегать вперёд.

    Внешний диаметр «серединок» – 9 см, описание формально относит их к 3-дюймовым. Звуковые катушки – 20-миллиметровые.


    Твитеры Rainbow SL PRO-TW25 с шёлковыми куполами, как понятно из маркировки, номинального размера 25 мм. Сетки – несъёмные.


    Корпуса выполнены из алюминия, разве что задняя стенка – пластиковая, с приятным покрытием soft-touch.


    В двухполосном комплекте Rainbow SL PRO-C260 идут кроссоверы в круглых корпусах, знакомых по другим моделям производителя.

    В высокочастотном звене предусмотрен аттенюатор на три положения – уровень твитеров переключается массивным джампером.


    Измерение электромеханических параметров

    Коротко о концепции динамиков. Параметры мидбасовых близки к «золотой середине» для дверной установки: подвижки – не пушинки, но и не слишком тяжёлые, жёсткость шайб ровно такая, чтобы меньше «чувствовать» объём позади динамика, но при этом не стать дубовыми, резонанс не пытается поразить сабвуферными значениями, но и не слишком высокий… Нормально, в общем.
    Серединки – однозначно просятся во Free Air. Ну или хотя бы что-то близкое к такому оформлению, зажимать их в тесные объёмы с такими параметрами я бы не стал (это и прослушивание потом подтвердило). В циферках всё это выглядит следующим образом:

    Измеренные параметры Rainbow SL PRO-MW165:

    • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
    • Qms (механическая добротность) – 3,97
    • Qes (электрическая добротность) – 0,74
    • Qts (полная добротность) – 0,62
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,7 дБ


    Измеренные параметры Rainbow SL PRO-MD80:

    • Fs (собственная резонансная частота) – 127 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) – 0,64 л
    • Qms (механическая добротность) – 4,23
    • Qes (электрическая добротность) – 0,93
    • Qts (полная добротность) – 0,76
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,1 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,1 Тл м
    • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,7 дБ


    Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Rainbow SL PRO-MW165

    А вот и наглядно, что получилось из затеи с необычной геометрией диффузора. Смотрите, на верхнем краю рабочего диапазона у динамиков отсутствует характерный горб, обычно как раз вызванный звоном жёсткого материала конусной части.

    И хоть фазовая характеристика намекает на наличие мелких локальных нервозностей тонкого и жёсткого материала, в итоге всё свелось к сущим мелочам, диффузор в модальный режим входит относительно плавно, и на АЧХ обошлось без заметных «курганов» и «оврагов».

    С понижением частоты гармонические искажения растут плавно и, по большому счёту, не так уж и сильно, так что в басовой области динамики обещают не терять контролируемость усилителем раньше времени.

    Анализ работы СЧ динамиков Rainbow SL PRO-MD80

    Обратите внимание, у СЧ динамиков практически полностью отсутствует типичное «мельтешение» графиков АЧХ и ФЧХ. Мелкие резонансы в диффузоре или подвесах? Не, не слышал. Фазовая линейность – вплоть до 5-6 кГц. Эту частоту как раз и логично принять за верхний край рабочего диапазона. Нормально, потому как выше – пускай уже твитеры работают.

    За нижний край рабочего частотного диапазона я бы принял 250-300 Гц, потому что ниже – подрастают гармонические искажения, т. е. динамику становится неуютно. В принципе, 3-дюймовый калибр всё равно логично резать немного выше этой отметки, так что запас по настройке имеется.

    Анализ работы твитеров Rainbow SL PRO-TW25

    Тоже довольно редкий случай – тканевые куполы абсолютно не ломает, подкупольное пространство хорошо задемпфировано и «в обратку» излучающему куполу никаких пинков не присылает. В итоге АЧХ и ФЧХ – просто на загляденье.

    Запас по настройке стыка с НЧ/СЧ звеном (или с СЧ, если речь о трёхполоске) имеется, с понижением частоты искажения ведут себя пристойно, твитер не срывается в «свист».

    Работа пассивного кроссовера в 2-полосном комплекте Rainbow SL PRO-C260

    Акустически полосы стыкуются в районе 3 кГц, эстафета передаётся от НЧ/СЧ звена относительно плавно. В этой части никаких поводов для придирок нет, остальное покажет прослушивание.

    Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?

    НЧ/СЧ динамики. Спокойно могут работать как в 3-полоске, так и в 2-полоске без опасений сильно потерять лёгкость и микродинамику на СЧ. Характер звучания ближе к нейтральному – сложная форма диффузоров всё же неплохо погасила потенциальные выбросы АЧХ на верхнем краю диапазона. Как результат – предсказуемость в настройке и отсутствие артефактов, которые нужно было бы нивелировать настройкой кроссоверных фильтров.
    НЧ диапазон аккуратный, рельеф и фактура баса не мажется. Но в 2-полоске бас может показаться сдержанным по уровню, так что в этом варианте лучше подбирать не слишком тяжёлый саб. А вот в 3-полоске басовые способности раскроются полнее – тут больше свободы – можно покрутить относительные уровни полос и настройку кроссоверных фильтров (включая выбор типа фильтров) и получить более сочный и наполненный бас.

    СЧ динамики. Обычно стараюсь не давать волю субъективизму, но вот классные серединки, понравились. В своём диапазоне звучат ровно, как-то открыто, не зажимаясь, детально и динамично – цепляют, разрешение на СЧ даёт хорошую вовлечённость в музыку. Умеют хорошо работать при настройке ФВЧ уже от 350-400 Гц (для определённости – 12 дБ/октава).
    Но вот зажимать их в объёмы я бы действительно не стал – сделанные при измерениях предварительные выводы подтвердились. Конечно, если без корпусов совсем никак, можно и в них, но придётся задирать раздел с НЧ звеном, и многие преимущества сойдут на нет. Короче, по возможности лучше Free Air или близко к оному.
    Что касается верхнего края частотного диапазона, то хоть СЧ и стараются прикинуться «шириками», пускать их работать выше 5-6 кГц я бы не стал, уж слишком они там активничают, так что я бы подрезал их сверху ФНЧ. Тем более, твитеры SL PRO-TW25 от этой частоты умеют работать даже с запасом. Собственно, тут тоже ничего нового – опять же подтвердились предположения, сделанные при измерениях.

    Твитеры. Звучание лёгкое, живое, без тусклости. Хороший пример шёлковых твитеров, которые умеют полноценно забираться вверх. Причём понравилось, что делают они это как-то естественно, без звона и остроты, характерных, например, для некоторых металлических высокочастотников.
    Неплохо забираются и вниз, так что в 2-полоске «натягивать» частоты срезов НЧ/СЧ и ВЧ не придётся – есть некоторая свобода в настройке раздела полос (я бы начал с отметки 3,5-4 кГц, а дальше, как всегда, по обстоятельствам). Ну а в 3-полоске – и тем более.

    2-полосный комплект SL PRO-C260. Комфортное открытое звучание, с приятной детальностью на СЧ и ВЧ. С намёком на лёгкую такую ярчинку, но без навязчивости. На слух ложится легко.
    Джамперы в кроссоверах я бы ставил в 0 дБ, при этом твитеры лучше немного развернуть, чтобы они были видны под углами – получается и слитно, и тонально красиво. Если направить на слушателей, придётся гасить их по уровню, переключив на «-3 дБ», но тогда уходит лёгкость и прозрачность, ВЧ как-то погрубее становятся. А положение «+3 дБ» – напротив – явно рассчитано на установку твитеров под глубокие штатные места с плотными сетками.
    По басу (именно в 2-полосном варианте) – хорошо по фактуре, без гудежа, но, как говорят в таких случаях, «академично». Любителям массивного и «жирного» баса может показаться суховато (хотя, если осторожно добавить эквалайзером пару децибел на НЧ, получается поупруже и повкуснее).

    Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

    Если вы любите «томное» и «тёмное» звучание, эта акустика, скорей всего, вам не зайдёт. Зато придётся по душе, если вы любите более яркое (в хорошем смысле), динамичное звучание с ясным характером и более «внимательной» проработкой деталей.
    Если хочется баса любой ценой, то тоже лучше посмотреть на другие модели, а вот когда нужна аккуратная подача с сохранением фактуры и рельефа, то снова можно обратить внимание на этот Rainbow. Причём если в 2-полосном варианте акустика тяготеет к более «академичному» басу, то в 3-полоске вариантов пошалить открывается больше.
    Да, безусловно, многое будет зависеть от настроек конкретной системы, но то, что акустика имеет для этого некоторый запас и не заставляет «обходить» вылезающие особенности динамиков – это очень хороший задел для получения нужного саунда.

    Плюсы
    «Во-первых, это красиво» – динамики притягивают внимание
    Качество изготовления и сборки
    Компактные магнитные системы
    Хорошо погашенные локальные резонансы в подвижных системах
    Характер звучания ясный и с достойной динамикой


    Минусы
    Среднечастотники не любят слишком тесных объёмов
    НЧ/СЧ и твитеры продаются только комплектом (на момент теста)


    https://carmus.ru/content/795
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa