Сегодняшний «подопытный» Focal P 30 FSE относительно недавно пополнил серию FLAX EVO, в которой уже есть и неплохо себя зарекомендовали 10-дюймовый и 8-дюймовый сабы с плоскими конструкциями. Кстати, примечательный момент – полноразмерной 12-дюймовой модели в серии FLAX EVO нет, только «слим». Хотя, возможно, это только пока. Цена Focal P 30 FSE на момент теста – 29620 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Вся серия FLAX изготавливается во Франции, ну и, как это заведено, на подвес каждого динамика наносится лазерная гравировка с серийным номером.
Визитная карточка серии – многослойный композитный диффузор из двух слоёв стеклоткани, между которыми – льняное волокно. Получившийся композит оказался непривычно жёстким, если попытаться изогнуть его пальцами, он практически не поддаётся воздействию. Интересно, что такая жёсткость не сделала его звонким, наглядно это будет видно чуть дальше, когда дойду до измерений.
Монтажная глубина у динамика небольшая – всего 10,9 см.
Правда, в магнитной системе имеется осевой канал, так что при расчёте корпуса не забывайте оставить позади хотя бы пару сантиметров, чтобы его не перекрыть – мотор не должен упираться в заднюю стенку.
Собран саб на штампованной корзине, которая, тем не менее, оказалась крепкой и неплохо заглушенной – в том числе за счёт округлых форм двойных спиц.
Конструктив немного непривычен. Корзина охватывает мотор снизу, а центрирующая шайба вынесена выше на пластиковом цилиндрическом элементе. В остальном – всё более-менее традиционно.
Звуковая катушка небольшая, намотана на каркасе диаметром 38 мм – это 1,5 дюйма. Не спешите делать поспешные выводы, в slim-конструкциях малые калибры катушек имеют свои преимущества. Как минимум, позволяют не выходить за жёсткие лимиты в габаритах мотора. Единственное ограничение – в подводимой мощности усилителя. Но поскольку это «гражданский» саб, использовать его с ломовыми моноблоками его всё равно никто не собирается. Я бы выбрал ему в пару усилитель, выдающий 300-500 Вт на 4 Ом (неважно, моноблок или пара каналов обычного усилителя в мост).
Измерение параметров и характеристик
Вот любят Focal делать высокодобротные динамики, причём результаты порой напрочь перечёркивают все стереотипы. Но оно и понятно, на характеристики надо смотреть целиком, а не выдёргивать отдельные параметры. Для начала сами циферки, потом разберу, в какую картину они складываются:
Заявленные/фактические параметры Focal P 30 FSE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 32 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 42 л / 38 л
- Qms (механическая добротность) – 7,2 / 7,01
- Qes (электрическая добротность) – 1,3 / 1,14
- Qts (полная добротность) – 1,1 / 0,99
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 220 г / 219 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,2 Тл м / 11,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 82,4 дБ
Глядя на добротность у многих наверняка возникнет мысль использовать саб Free Air. Нет, не нужно, он для такого инсталла не предназначен. Смотрите, у него мягкие подвесы (большой Vas) и не самая лёгкая подвижка (параметр Mms) – ему явно нужна поддержка «воздушной подушки», т. е. он предназначен для работы в корпусе. Причём даже достаточно компактном.
Тяжёлая подвижка и мягкий подвес дали низкую резонансную частоту. Но сделано это не только для того, чтобы в небольшом объёме саб не превратился в мидбас. Повышенная добротность даёт возможность в салоне автомобиля ещё и добавить отдачи.
И, кстати, об отдаче. Не спешите кривить нос при взгляде на опорную чувствительность. Как увидите дальше, при таком сочетании параметров акустическое оформление действительно «насыплет с горкой» децибел, так что саб получается по факту ни разу не тихий.
Больше того, учтите, что здесь использована небольшая звуковая катушка, т. е. саб не предназначен для работы с ломовыми усилителями. А такой подход (высокая добротность и низкий резонанс) как раз и позволяет получить приличное количество баса с моноблоками небольшой мощности (в том числе компактными), или вовсе с обычными 2-канальными усилителями в мостовом включении.
Короче, если охватывать все параметры разом, выстраивается вполне логичная концепция: во-первых, способность работать в небольшом корпусе, во-вторых, не превращаться при этом в мидбас и, в-третьих, получать в оформлении достаточную отдачу даже при работе от усилителей небольшой мощности. Вот картинка и сложилась – получилось как раз то, что нужно.
Ну и ещё немного анализа работы динамика. Чтобы оценить, как ведёт себя диффузор, снимаю характеристики излучения в ближнем поле – микрофон расположен буквально в паре сантиметров от диффузора (одна из методик, рекомендованных Audiomatica для измерительного комплекса Clio).
В принципе, никакого криминала в этой части не обнаружено – диффузор хоть и жёсткий, но не звонкий, так что особых призвуков (ну или окрасов), вызванных именно механическими причинами и лежащих за пределами басового диапазона, можно не ожидать. Лёгкий торчок чуть ниже 2 кГц (этот локальный резонанс где-то в подвижке даже на импедансной кривой был заметен) особой погоды не делает.
Собственные искажения динамика (речь конкретно про гармонические) довольно низкие по сабвуферным меркам. При снижении частоты рост КГИ начинается только ниже 30-35 Гц, и даже к отметке 20 Гц едва дотягивается до 5%. Очень хороший результат.
Расчёт акустического оформления
Производитель приводит две рекомендации – закрытые ящики объёмами 16 и 22 литра. Судя по всему, это минимальный и максимальный предлагаемые объёмы.
Насчёт 16 литров я бы, пожалуй, поспорил: уж слишком зажатый получается саб. Если больше не выгородить, подумайте лучше о 10-дюймовой модели. А вот увеличить корпус можно. Правда, не слишком сильно – больше 30 литров весь пар начинает откровенно выходить в инфрабас, и увеличивается риск «размотать» сабвуфер превышением хода. Здесь этого делать не нужно, всё же это модель не для «пускания ветров», а для нормального «гражданского» применения.
По измеренным параметрам получается даже чуть поинтересней и поровней, но в целом концепция сохраняется.
Короче, я бы делал корпус с объёмом порядка 20-30 литров – сколько наберётся по факту. Париться с жёсткой подгонкой литража нет никакой необходимости. Учитывая, что для стелсов это и не всегда возможно, запишем такую особенность в плюсы.
Проба в деле и выводы. Для каких задач выбирать?
Всё же умеют в Focal делать высокодобротные динамики (и сабвуферные в том числе) так, чтобы вопреки всем стереотипам они давали «вкусный» и «мясной» бас – уж не первый раз с такими приходится иметь дело. Вернее, кое-какие закономерности прослеживаются, но вдаваться в теорию сейчас не хотелось бы – всё немного сложнее, чем делать выводы по паре выдернутых из контекста параметров.
Попробовал подкинуть динамик в 25-литровый корпус и временно подключить к своей системе в машине. Да, любители «сушёного» баса проходят мимо, аудиофилы могут пообсуждать фактуру и рельеф контрабасов и всё такое прочее. Но давайте честно, этот саб явно нацелен на иные предпочтения и, соответственно, в приоритет выходят другие его преимущества.
Скажем, на электронной ритмичной музыке, да даже на плотном современном рокешном тяжеляке он даёт хорошую такую массивность нижнего регистра. Погонял треки с подборок CM Cup этого, прошлого или позапрошлого годов, сделал вывод – при должной настройке стыка с мидбасовым звеном можно получить очень плотный и сочный бас.
Единственное, на что я бы обратил внимание – это подбор основной акустики. С худосочными мидбасовыми динамиками, «тухнущими» ниже 70-80 Гц, стыковать этот саб будет несколько сложнее, чем с мидбасовым звеном, умеющим уверенно играть уже с 55-60 Гц.
Впрочем, это тоже выглядит логично – это же не 8 и не 10 дюймов, более крупный калибр как раз для таких задач и нужен – не брать на себя информативный бас, а поддержать основную акустику в самом низу, дать «мясо». Так что в лице P 30 FSE имеем весьма приличный саб с увесистым басом для «гражданских» систем, который, к тому же, имеет плоскую конструкцию и умеет работать в относительно небольшом объёме.
Плюсы
Плоская конструкция, способность работать в корпусах менее 30 литров
Способность работать с усилителями небольшой мощности
Приличное акустическое усиление в салоне автомобиля
Минусы
Может не зайти любителям «подсушенного» баса
https://carmus.ru/content/818
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro