Итак, на детальном разборе две серии, в каждой из которых по 3 модели калибрами 8, 10 и 12 дюймов. Всего 6 сабов. Динамики построены на единой базе, разница между сериями – в конфигурациях звуковых катушек.
Серия Kraken (модельный индекс RX) – это 4-омные сабы, поэтому их лучше использовать с недорогими басовыми моноблоками или 2-канальными усилителями в мостовом включении.
Сабы Poseidon (модельный индекс PS) – с двойными катушками 4+4 Ом. Их тоже можно использовать с моноблоками (при параллельном включении получается 2 Ом), отдельными 2-канальниками (тут уже лучше последовательное 8-омное включение катушек в мост или каждую катушку на свой канал) или как раз с головными устройствами Poseidon (у этих мостового включения не предусмотрено, так что только с подключением каждого канала на свою катушку).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Конструктивно сабвуферы обеих серий одинаковы, с лицевой стороны разница сводится лишь к логотипам на колпачках.
Если сопоставить сабы Kraken и Poseidon в одинаковых калибрах, то моторы у них тоже одинаковых размеров. Да и вообще, внешние отличия сводятся лишь к количеству клеммных терминалов на корзине (у однообмоточных Kraken – одна пара клемм, у двухобмоточных Poseidon – две пары).
Но вот у каждого калибра – свой размер мотора, и это правильно. Такой подход позволяет сохранить общую концепцию всех сабов в плане подбора акустического оформления.
Комплектующие – проверенные временем, тут останавливаться нет необходимости. Для 12-дюймовых моделей стык подвесов и диффузоров дополнительно прошит.
Моторы самых младших 8-дюймовых RX-8 и PS-8 построены на 1,5-дюймовых (38 мм) звуковых катушках.
Более крупные 10-дюймовые RX-10 и PS-10 и 12-дюймовые RX-12 и PS-12 построены на 2-дюймовых (50 мм) катушках.
Измерение параметров и анализ работы
Измерения проводил после разминки динамиков (небольшой «мануальный массаж» центрирующих шайб с последующей «доразминкой» каждого динамика синусом в течение несколько часов). Как показывает практика, этого в большинстве случаев достаточно, чтобы механические свойства подвесов стабилизировались.
В каждом описании – приличный список параметров, вполне достаточный для расчётов корпуса. Фактические попадают в них не то чтобы совсем «в десяточку», но концепция сохранена, так что придираться не стану.
Из общего – далеко не самые тяжёлые подвижки плюс относительно мягкие подвесы (все динамики оказались даже немного мягче заявленного), которые не дали сабам превратиться в «легковесов» – резонансные частоты не взлетели вверх и остались достаточно низкими. В циферках это выглядит следующим образом:
Заявленные/фактические параметры Prology RX-8:
- Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц / 49 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,7 л / 12,4 л
- Qms (механическая добротность) – 3,90 / 8,13
- Qes (электрическая добротность) – 0,66 / 0,74
- Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,68
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 49 г / 57 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,3 Тл м / 9,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 84,8 дБ
Заявленные/фактические параметры Prology RX-10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц / 37 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 20 л / 24 л
- Qms (механическая добротность) – 3,73 / 7,73
- Qes (электрическая добротность) – 0,68 / 0,85
- Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,77
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 96 г / 106 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,0 Тл м / 10,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 84,0 дБ
Заявленные/фактические параметры Prology RX-12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 38 л / 50 л
- Qms (механическая добротность) – 3,73 / 6,83
- Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,70
- Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 143 г / 123 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,7 Тл м / 12,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,6 дБ
Заявленные/фактические параметры Prology PS-8:
- Fs (собственная резонансная частота) – 53 Гц / 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,3 л / 11,4 л
- Qms (механическая добротность) – 3,40 / 6,95
- Qes (электрическая добротность) – 0,78 / 0,74
- Qts (полная добротность) – 0,64 / 0,67
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 58 г / 54 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,7 Тл м* / 13,2 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 3,1 Ом / 2 х 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 85,4 дБ
Заявленные/фактические параметры Prology PS-10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 44 Гц / 37 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 18 л / 24 л
- Qms (механическая добротность) – 3,00 / 6,58
- Qes (электрическая добротность) – 0,73 / 0,92
- Qts (полная добротность) – 0,59 / 0,81
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 110 г / 101 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м* / 12,5 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 3,2 Ом / 2 х 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 84,1 дБ
Заявленные/фактические параметры Prology PS-12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 39 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 55 л / 56 л
- Qms (механическая добротность) – 3,05 / 5,97
- Qes (электрическая добротность) – 0,73 / 0,77
- Qts (полная добротность) – 0,59 / 0,66
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 104 г / 117 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,5 Тл м* / 15,1 Тл м**
- Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 3,2 Ом / 2 х 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,3 дБ
* – условия измерений не указаны
** – при последовательном включении катушек
Теперь немного анализа работы динамиков. Чтобы не растягивать портянки из графиков, скомпоновал их в две группы. Первая – фазовые характеристики излучения (микрофон – в ближнем поле, не более пары сантиметров от диффузора).
Небольшое пояснение. Если АЧХ показывают неравномерности амплитуды излучаемого сигнала на разных частотах, то ФЧХ – наличие набегов и отставаний одних частотных составляющих в излучаемом сигнале относительно других. Проще говоря, на каких частотах в диффузорах или подвесах возникают резонансы.
Ничего криминального по этой части не обнаружено – пластиковые колпаки чутка проявляют себя, но откровенно не звенят, диффузоры не ломает, центрирующие шайбы в нужном нам диапазоне отдачу не съедают. Короче, здесь всё нормально:
Вторая группа графиков – собственные искажения, только на этот раз – гармонические. Характеристики снимались на уровне громкости, при котором максимальный размах диффузоров с понижением частоты превышал 1,5 см, чтобы уж наверняка обнаружить нелинейности моторов.
Расклад получился логичный: характеристики искажений адекватны калибрам сабов. Несколько выводов для каждого из них.
Калибр 8 дюймов уверенней всего чувствует себя на среднем басе. А вот инфрабас даётся им сложней (ну в самом деле, 8 дюймов выбирают для плотного «мяса», а не для «ветров»), и это лучше учесть уже на этапе выбора оформления. Ставить динамики Free Air не нужно, им необходим воздушный подпор, который будет удерживать диффузор от превышения хода.
Калибр 10 дюймов ведёт себя немного посмелее, но и эти сабы распускать Free Air я бы не стал. По характеру баса похожи на 8 дюймов, но за счёт более крупного калибра позволяют пошалить посильней.
Калибр 12 дюймов в этом смысле чуть иной. Динамики увереннее забираются вниз, не позволяя себе роста искажений. Поэтому если в приоритете именно глубина баса, RX-12 и PS-12 подойдут для этого лучше других (если не зажать неправильным корпусом, конечно).
Расчёт акустического оформления
За основу для расчётов корпусов возьму рекомендации производителя. Смоделирую поведение сабов с учётом заявленных и фактических параметров Тиля-Смолла. Влияние салона, как всегда, учитываю по усреднённой характеристике Тома Ньюзена.
Параметры самих корпусов привожу на графиках (если что, можете запилить аналогичные самостоятельно). Виденные мной корпуса 8-дюймовых сабов на самом деле имели щелевые порты, но для удобства привожу эквивалентные размеры круглых (уж пересчитать круг в прямоугольник с той же площадью, надеюсь, будет несложно – задачка из начального школьного курса геометрии).
Прокомментирую результаты. Разбег в параметрах динамиков не такой уж и критичный, так что поведение реальных сабов в корпусах (красные графики) мало отличается от задуманного (синие графики). А задумка, судя по всему, – получить как можно большее акустическое усиление.
В самом деле, если вернуться к измеренным параметрам, то чувствительности у самих динамиков (обращу внимание, выше приведены опорные значения) вроде бы средние. В рекомендованных же корпусах к опорным значениям чувствительности щедро накидывается децибел, чувствительность готовых сабов (да ещё и в салоне, а не на открытом пространстве) сильно повышается, и даже у 8-дюймовых малышей уходит за 90 дБ – это очень даже немало.
Иными словами, даже с усилителями невысокой мощности получается много баса. Собственно, что и требуется для недорогих сабов. И те же Poseidon действительно можно спокойно подключать к встроенным усилителям одноимённых головных устройств.
Коротко по делу. Вопросы выбора
Для каких задач выбирать? Когда нужно много баса при минимальных затратах. Причём есть возможность даже с корпусами не заморачиваться, а приобрести готовый, рассчитанный под конкретную модель. Хотя, если решите сами напилить – все объёмы корпусов (чистые, т. е. без учёта объёма порта) и размеры портов приведены на графиках чуть выше.
Выбор калибра: сколько дюймов? Тут выбор зависит от желаемого характера саунда. 8 и 10 дюймов – если хотите получить тактильность басовых ударов, задающих ритм. Хорошо подойдут для электроники, начиная от лёгкой EDM и до жёсткого trance. Для придания основательности популярной музыке я бы тоже выбрал эти калибры. Размер 12 дюймов – если в приоритете глубина баса – хип-хоп, рэп, ну и, опять же, популярная музыка.
Выбор серии: Kraken или Poseidon? А вот тут лучше исходить из того, к чему саб будет подключаться – по характеру баса модели одного калибра в обеих сериях очень близки. Kraken (с импедансом 4 Ом) выбираем к басовым моноблокам или 2-канальными усилителям в мостовом включении. А сабы Poseidon (4+4 Ом) – к моноблокам (катушки соединяем параллельно в 2 Ом), отдельным 2-канальникам (катушки последовательно в 8 Ом и в мост или каждую катушку на свой канал) или головным устройствам Poseidon (тоже каждый канал на свою катушку).
Совет по настройке. Фазоинверторный корпус сабвуфера – штука неоднозначная, он хоть и добавляет отдачи, но ниже частоты настройки порта динамик легко уходит «в разнос», ведь его ход уже не сдерживается воздушным подпором. Поэтому для повышения перегрузочной способности (проще говоря, чтобы не «размотать» динамик инфрабасом) желательно выбирать моноблоки, у которых есть фильтр Subsonic (ограничивает самые нижние неинформативные частоты). К слову, при построении системы с упомянутыми ГУ серии Poseidon (Prology PRM-100 и Prology PRM-120), этот вопрос уже учтён и решён – там можно резать сигнал в сабовом канале сверху и снизу с крутизной до 24 дБ/октава – то, что надо.
Плюсы
Доступная цена
Высокая отдача в фазоинверторном оформлении
Способность работать с усилителями небольшой мощности
Есть готовые корпуса, рассчитанные специально для этих сабов
Минусы
Больше тяготеют к популярным жанрам музыки
https://carmus.ru/content/783
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro