Ух, как же я люблю всякие необычные штуки. Чего-то подобного среди серийных моделей я пока не встречал, а потому пропустить мимо внимания новинку от Hellion просто не мог. Тем более, в руках оказался образец из пилотной партии т. е. уже серийный продукт, который вот-вот должен поступить в продажу.
Итак, Hellion Symphony 3.0 позиционируются как готовое решение, которое по задумке должно закрыть вопрос с воспроизведением СЧ и ВЧ диапазона. Можно даже штатные мидбасовые динамики в дверях оставить, но добавить на панель эти маленькие корпуса, и, по идее, получить результат как с 3-полосной системой.
Идея заманчивая – стоимость обещают что-то около 8 тысяч рублей на момент старта продаж. А для 3-полоски нужно не только сами СЧ динамики и твитеры купить (что уже дороже), но и стойки под них переделать – общие затраты выливаются в гораздо большую сумму. Здесь же – только провода протянуть, ничего резать не нужно. И ещё минус два канала усиления – тоже экономия.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Конструкция представляет собой металлические цилиндрические корпуса (красивые, кстати, с тёмным титановым отливом) диаметром 6 см и длиной – тоже что-то около 6 см.
В комплекте идут вот такие пластиковые постаменты с заранее нанесённой 2-сторонней клейкой лентой – можно в два счёта закрепить на панели. На стойках – тоже хорошее место, но, возможно, нужно будет подумать над креплением: корпуса-то не самые лёгкие.
Хвосты проводов заключены в «змеиную шкурку», закреплённую термоусадкой. Сечение вполне достаточное. Всё «по фен-шую».
Провода оконечены разъёмными соединениями, ответные разъёмчики тоже идут в комплекте.
Сетки несъёмные, отковырять их без повреждений невозможно. Но в описании указано, что под ними скрываются титановые диффузоры. Поверю на слово.
А вот с тыльной стороны – самое интересное – пассивные излучатели. В международной терминологии – Passive Radiator. Кто не в курсе, это примерно как динамики без магнитных систем – в данном случае они выполнены как металлические шайбы на подвесах.
Если очень приблизительно, то суть работы пассивных излучателей – примерно как у фазоинвертора. Только если там работает воздушная масса внутри порта, то здесь – диффузор на подвесе. В ФИ порт настраивается подбором длины и сечения (чтобы получить нужный резонанс воздушной массы), а здесь – массой диффузора и жёсткостью / упругостью / вязкостью подвеса.
Конечно, такое объяснение сильно упрощённое, но цель, в общем-то, одна – расширить частотный диапазон вниз.
Измерение параметров и анализ работы
Первым делом снимаю зависимость импеданса от частоты и… хрестоматийной «двугорбой» картинки не получается. Параметры пассивного излучателя таковы, что на малом сигнале (а именно так проводится снятие импедансной характеристики комплексом Audiomatica Clio) система ведёт себя ближе к ЗЯ. Но при повышении уровня сигнала излучатель начинает участвовать в работе активнее, и это будет видно чуть дальше.
Поскольку здесь у нас не отдельный динамик, а готовая система, оценивать параметры Тиля-Смолла нет смысла, сразу перехожу к остальным характеристикам.
Для корректности АЧХ снял раздельно для основного динамика и пассивного излучателя. И вот уже вклад ПИ более заметен, хотя и не старается сравняться по интенсивности излучения с основным динамиком. Он не просто так сделан жёстким, его задача – лишь слегка «поддержать» работу основного излучателя на нижнем краю диапазона, в каком-то смысле сдержать его от разбалтывания на околорезонансных частотах, но не «перетягивать одеяло» на себя.
Однако и основной излучатель даёт горбик на нижнем краю своего диапазона, ниже которого – резкий спад. Явный признак высокой результирующей добротности за счёт «поджатости» динамика тесным корпусом.
На удивление, выше по частоте всё выглядит довольно прилично – излучатель старается играть ВЧ, при этом каких-то значимых резонансов не появляется. Диффузоры хоть и титановые, но без характерной «звенючки» (на слух, кстати, тоже всё корректно).
Теперь искажения. С понижением частоты растут плавно, здесь нет чётко выраженной границы, ниже которой динамики начинали бы «уходить в разнос». Так что в настройке стыка полос с мидбасовым звеном есть некоторая свобода. Кое-какие конкретные выводы потом удалось сделать на слух.
Ну и характеристика, которую в данном случае не мог оставить без внимания – импульсный отклик. На самом деле очень даже прилично для бюджетной широкополосной системки.
Проба в деле, звучание, эксперименты
А что, если включить их в полную полосу? Очевидно, что оценивать 2-дюймовые «ширики» (пусть даже и в собственных корпусах) в полную полосу – так себе затея. Резать их снизу по частоте в любом случае нужно. Тем не менее, не удержался и ради эксперимента включил их сначала «во всю ширь».
Удивительно, но для таких малышей они неплохо выдержали издевательство, не перегружаясь до весьма приличной громкости (относительно размеров, конечно же). Судя по всему, «зажатость» динамика в корпусе не даёт ему слишком рано превысить ход – это и спасает. Больше того, они даже пытаются «поколачивать» на нижней середине.
Так можно ли включать их в полную полосу? Конечно, нет, звучание на СЧ и ВЧ сильно зажимается и становится как из недорогих компьютерных колоночек – работа в области резонанса с высокой добротностью добавляет море ненужных переходных процессов, которые «смазывают» звучание в том числе и выше по частоте. Так что ещё раз – подрезать их снизу по частоте нужно обязательно.
Как настраивать? По случаю у меня на руках был один из процессорных усилителей, задействовал его. К одной паре каналов подключил Hellion, к другой – просто подобрал НЧ/СЧ динамики из имевшихся в наличии, которые хорошо показали себя в мидбасовой области. Поэкспериментировал с разделом полос.
Вывод таков: резать эти «ширики» можно довольно низко для своего калибра. Если типичные 2-дюймовые динамики начинают нормально работать при подрезке от 600-800 Гц, то здесь их можно пускать уже от 350-400 Гц.
Обратите внимание, такая настройка нивелирует горб на нижнем краю диапазона. А тот, напомню, вызван резонансными колебаниями за счёт высокой добротности системы (собственно, это усиление как раз и происходит за счёт «лишних» колебаний диффузора).
Когда мы не пускаем работать динамики на околорезонансных частотах, на слух это даёт заметное улучшение разборчивости на СЧ и ВЧ – акустике явно становится легче «дышать». Можно резать и выше, но тогда пропадает смысл использования оформления с пассивным излучателем.
Короче, 350 Гц – это минимальная частота настройки ФВЧ, при которой Hellion уже начинает показывать своё звучание, но поднимать её выше 500 Гц я бы тоже не стал.
Собственно, остаётся пристыковать к Symphony 3.0 мидбасовое звено и немного прибрать эквалайзером частоту 4 кГц (совсем чуть-чуть, не больше 3 дБ, потому как сильная эквализация может убить разборчивость в этом диапазоне). И вроде как начинает вырисовываться неплохая картинка:
Куда направлять? Ради эксперимента унёс Hellion в машину и попробовал у себя в системе (благо, стойки с СЧ/ВЧ звеном как раз были в работе, и добраться до подключений было несложно. И вот какие выводы.
Первое. Для систем с процессором. Лично мне зашло несимметричное расположение с направлением на слушателя (чтобы динамики были видны под углом не больше 10-15 градусов). Так звучание на ВЧ получается более ясным и лёгким. На 1,5-2 дБ убавляем уровень ближнего канала и вводим в него задержку относительно дальнего, и звук начинает равномерно заполнять звуковую сцену по ширине, не привязываясь к ближней стороне.
Второе. Если у вас беспроцессорная система, и ГУ не имеет функции задержек, направление «в лоб» может оказаться не самым оптимальным: звук привязывается к ближнему излучателю. Тут в большинстве случаев оптимальным окажется симметричное расположение с направлением куда-нибудь в центр салона, чтобы ближний излучатель оказался виден под чуть большим углом, чем дальний.
Третье. Не старайтесь запихать Hellion как можно дальше под лобовое стекло. Клин, образованный стеклом и панелью, сыграет роль рупора, и в звучании появится неприятная крикливость. Да и пассивный излучатель с тыльной стороны при такой установке может дать бубнёж, а оно нам надо? Постарайтесь найти компромисс – не выдвигайте корпуса совсем уж на передний край панели, но и далеко тоже не задвигайте.
Какой получается характер звука? Hellion действительно можно сравнить с традиционным СЧ/ВЧ звеном. Причём даже не с 2-дюймовыми «шириками», а именно со среднечастотниками покрупнее.
Если не напортачить с установкой и настройкой (а самые критичные «подводные камни» я вроде постарался отметить), то можно добиться ровненького и довольно сбалансированного звучания, без крикливости и выпячивания отдельных звуков.
Сходу определить, что диффузоры титановые, практически невозможно – верха без металлической звонкости и жёсткости, комфортные. Такого уж прямо «воздушного воздуха» не дают, но информативный диапазон передают полноценно.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Поначалу предположил, что Hellion – просто более продвинутая альтернатива для тех, кто добавляет твитеры в штатную систему, стараясь сделать звучание более лёгким и воздушным. Но нет, это чуть другой уровень.
Symphony 3.0 логично рассматривать, если вы установили ГУ с процессором (хоть обычное 1DIN, хоть на Android – вариантов сегодня достаточно) и уж тем более недорогой «процеусь» или даже отдельный процессор. При этом можно даже штатные мидбасовые динамики оставить, но добавить «ширики» Hellion, настроить процессором их стыковку, и получить результат как с полноценной (пусть и не самой дорогой), но всё же 3-полоской. Только, как видите, всё это намного меньшими усилиями.
Плюсы
Фактически, готовое СЧ/ВЧ звено
Компактны, предельно простая установка
Позволяет стыковать с мидбасовым звеном от 350 Гц
Минусы
Есть смысл использовать только в системе с процессором (можно даже с простым, встроенным в ГУ)
https://carmus.ru/content/723
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro