Пока в Россию привезено несколько «пробных» комплектов Musway MAE6.2C, и окончательная розничная стоимость акустики ещё не определена. Но в Европе она составляет порядка 200 Евро, так что у нас, с большой вероятностью, будет стоить тоже в районе 20 с небольшим тысяч.
Попутно замечу, что модель засветилась в немецком автозвуковом журнале Car&HiFi и получила там высокую оценку – будет интересно проверить и сравнить впечатления. Упоминание про это дело даже вынесено на упаковку. Общая оценка составила 1,2 балла – это довольно высокий результат (журнал использует немного непривычную систему).
Первое знакомство, конструктивные особенности
В мидбасовых динамиках обошлось без лишних изысков, но с эстетикой полный порядок: фирменная оранжево-чёрная гамма цветов, на моторах – объёмные наклейки вместо привычных плёночек-бумажек, на фланцах – мягкие накладки с логотипом бренда. В руках держать приятно.
Моторы построены на 85-миллиметровых магнитах. В описании на официальном сайте, правда, указан неодим, но это явно опечатка. К тому же указана марка магнита – Y30, а это самый что ни на есть феррит.
Диффузоры – прессованная целлюлоза с полимерным покрытием лицевой стороны – практически классика. Центральный колпачок – из мягкого материала. Верхние подвесы – мягкая резина.
Обратил внимание на геометрию моторов. В отличие от недорогих динамиков, верхняя шайба магнитопровода здесь толстая – что-то около 6 мм. А она конкретно в данном случае определяет высоту магнитного зазора, т. е., фактически, сколько витков звуковой катушки находится «в работе». Это прямым образом влияет на контролируемость динамика усилителем. Потом, кстати, при измерениях искажений будет повод вспомнить об этом.
Твитеры – с 20-миллиметровыми шёлковыми куполами. Обычно я смотрю на этот калибр настороженно: мелким твитерам обычно трудно даётся работа в районе стыка с НЧ/СЧ звеном. Но с выводами, опять же, подожду до измерений.
Зато мелкий калибр имеет немало плюсов при установке в штатные места. Тем более, твитеры разбираются, диаметр самого «тела» высокочастотника составляет всего 3,6 см. В комплекте куча установочной мелочёвки для врезки или монтажа на поверхность.
Кроссовер свёлся лишь к фильтрам верхних частот для твитеров. Причём реализация весьма удобная. Мидбасовые динамики подключаете напрямую к выходам усилителя (штатного или aftermarket – неважно), двойные клеммы позволяют к ним же подключить в параллель кроссоверы, через которые, в свою очередь, сигнал идёт на твитеры.
К слову, не сразу это заприметил, но в фильтрах предусмотрена регулировка уровня ВЧ путём перерезания небольшой петельки – провода в обход одного из резисторов (с целым проводом – «0 дБ», с перерезанным – «-3 дБ»).
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Для динамиков указан номинальный импеданс 3 Ом, фактические измерения это подтвердили – значение Re получилось 2,8 Ом. Это даёт эффект лёгкого форсирования усилителя, но ещё не нагружает его настолько, чтобы вывести из безопасных режимов работы (даже если формально он рассчитан только на 4-омную нагрузку). Особенно актуально при подключении к штатным усилителям. С таким расчётом эта акустика, собственно, и строилась, так что всё логично.
По своей концепции динамики ближе к «легковесам»: у них относительно лёгкая подвижная система, параметр Mms едва превышает 12 грамм. Центрирующая шайба выбрана с компромиссной жёсткостью, так что резонанс в итоге не взлетел слишком высоко и получился лишь немногим выше 60 Гц. Добротность Qts при установке в среднестатистические двери через среднестатистические подиумы обещает приблизиться к значению 0,7 – нормально.
А вот что отмечу особо – хорошая чувствительность, вплотную приближающаяся к значению 90 дБ (замечу, это реальное вычисленное опорное значение, а не «маркетинговое», что обычно указывают на коробках). Опять же, хорошо при апгрейде штатной системы без замены усилителя.
Измеренные параметры Musway MAE6.2C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л
- Qms (механическая добротность) – 5,85
- Qes (электрическая добротность) – 0,65
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,2 дБ
Результаты измерения АЧХ практически полностью повторили результаты теста немецкого журнала Car&HiFi – ровная характеристика во всём диапазоне с плавным естественным спадом на верху рабочего диапазона. Так что лаконичность кроссовера (который свёлся лишь к ФВЧ в звене твитера) оправдана, резать НЧ/СЧ динамик сверху никакой нужды нет.
Лёгкий локальный резонанс где-то в подвижке в районе 1 кГц (который, кстати, был виден и на графике импеданса), не привёл к сильным перепадам фазовой характеристики или сильному «съеданию» отдачи в этой области, так что во внимание его можно не принимать.
А вот хорошую линейность ФЧХ выше по частоте можно отметить – отсутствие набегов/отставаний одних частотных оставляющих относительно других в этой области говорит о том, что диффузор не звенит, как это иногда бывает. Иными словами, динамик переходит из поршневого режима работы (когда длины излучаемых волн больше размеров динамика) в модальный (когда они становятся сопоставимы) достаточно плавно.
Это, кстати, ещё один фактор, позволивший обойтись без подрезки мидбасового звена сверху по частоте – грязи в этом диапазоне динамик в звучание не добавляет.
На нижнем краю диапазона динамик тоже ведёт себя прилично, роста искажений себе не позволяет. Вот и повод вспомнить про геометрию мотора, тоже во многом обеспечивающую контролируемость динамика усилителем.
Теперь твитеры. Лёгкий подъём вблизи резонансной частоты в расчёт не берём, он в любом случае останется далеко за рабочей областью. В рабочем же диапазоне – достаточно ровненько, без особых перепадов. С разворотом твитера отдача на самом верху спадает предсказуемо.
Измерение искажений дало повод вспомнить про калибр твитеров – 20 мм. Обычно такие твитеры не любят снижения раздела с НЧ/СЧ динамиками, но тут с понижением частоты обошлось без резкого «срыва» в неконтролируемые искажения. Так что, если решитесь на поканалку, поиграться в разумных пределах с разделом полос возможность есть.
Впрочем, кроссоверы из комплекта довольно удачно пристыковывают твитеры к НЧ/СЧ звену, так что сильно упираться в поканалку с активным делением полос даже и необходимости особой нет.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
На слух акустика достаточно нейтральна. В ней нет звона и яркости, но и «тёмным» звучание тоже не назвать. Получилось вполне ровное и сбалансированное звучание, в котором сложно выделить совсем уж явные особенности.
Первым делом, при прослушивании обращает внимание подача вокала – он тёплый, без жёсткости, наполненный. Как ещё говорят в таких случаях, «телесный». Верха из общей картинки не выбиваются, но если направлять твитеры в сторону слушателей, то на кроссовере лучше выбрать вариант «-3 дБ» (перерезать петельку), иначе ВЧ приобретают чуть «песочный» характер. Если же твитеры будут видны под углами, лучше оставить всё в исходном состоянии.
Басовый потенциал – вполне ожидаем для 6,5-дюймового калибра. И, кстати, весьма неплох для динамиков с лёгкими подвижными системами. Он вроде бы не лезет давить своей массой, но облегчённости и потери основательности тоже нет. Удары бас-бочки в меру плотные, бас-гитара сочная, контрабас тоже не тощий. Срастить можно практически с любым «гражданским» сабвуфером, разве что совсем дуболомные «насосы» будут неуместны.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика отлично подходит для простого и быстрого апгрейда штаток путём замены заводских динамиков. Во-первых, чувствительность и сниженный до 3 Ом импеданс – оптимальное сочетание для работы со штатными усилителями. Во-вторых, небольшие твитеры легко уместятся в большинство штатных мест. В третьих, компактным кроссоверам не придётся искать отдельные места для установки. Вот вам, как минимум, три повода для такого применения. Ну и в сочетании с процессорными усилителями этой акустике, само собой, тоже будет уютно.
На выходе есть все шансы получить систему с нейтральным звучанием, которую можно слушать долго, не утомляясь, и в то же время с хорошим для своей цены разрешением, чтобы после штатной системы открывать для себя в знакомых треках что-то новое. Тот самый «начальный SQ» с приятным соотношением результата к затратам.
Плюсы
Без лишних изысков, но опрятный и эстетичный внешний вид динамиков
Лёгкое форсирование усилителя за счёт 3-омного импеданса
Высокая чувствительность позволяет сочетать со штатными усилителями
Удобные в установке кроссоверы (ФВЧ для твитеров)
Комфортное, нейтральное по своему характеру звучание
Минусы
Да как бы существенных и принципиальных минусов и не обнаружено
https://carmus.ru/content/826
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro