Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. ВАЗ-21130. Аналогия

    Взгляните в зеркало на свою причёску. Если виски оформлены в модной гамме «матовый алюминий», то, возможно, вы что-то смутно припомните...

    Дилемма «цифра или аналог» возникла не в звуке, а в вычислительной технике — области, где, как полагают те, у кого алюминия в причёске нет, это вообще не вопрос. Сегодня не вопрос, а было время, когда АВМ (аналоговые вычислительные машины) существовали наряду и наравне с ЦВМ. Да и вообще, откуда взялся термин «аналоговый» как антоним «цифровому», никогда не задумывались? По существу — из вычислительной техники. АВМ решали

    дифференциальные уравнения (а вычислительная техника, вообще-то, создавалась для этого, а не для игры в бродилки), подменяя физические величины (скорость, ускорение, массу и прочее) электрическими аналогами: ток, напряжение, интеграторы-дифференциаторы, понятие «операционный усилитель» — оттуда же, не задумывались, почему это он ни с того ни с сего «операционный»? Такие усилители (причём, разумеется, ламповые, да возрадуется душа хай-эндщика) и были основой АВМ. Аналоговые вычислители (слово «компьютер» пришло вместе с пепси-колой) решали задачи, об которые обламывались тогдашние неуклюжие «Уралы».


    СЧ и ВЧ-головки первой,четырехполосной системы где только не побывали (как майор Пронин из анекдота).Даже в кикпанелях,где и майор не был...



    7-дюймовые басовики загнаны до предела вперед и развернуты на заветные углы

    Чейнджер под бардачком - для быта,в зачет идет "девятый" Pioneer в торпедо



    При открытой двери 4-дюймовые СЧ-головки в уголках зеркал выглядят даже вызывающе

    Потом... ну вы знаете, что было потом. Прогресс электроники загнал АВМ в историю, операционный усилитель — в пластиковый ноготок и двинулся дальше, по дороге прокатившись и через область звуковоспроизведения. Сначала CD, потом цифровые регуляторы, фильтры, эквалайзеры, схемы временной коррекции.

    Захотелось непорочного аналогового, насколько это возможно в наш испорченный век

    Кое-кто здесь решил притормозить. Домашники бросились раскупать винил и катушечники, наша отрасль, куда по ряду причин цифра внедрилась ещё глубже и жёстче, отреагировала концепцией беспроцессорных систем.Но ведь на одном отрицании далеко не уедешь. Без чего-то — значит с чем-то другим, решающим те же задачи иными средствами. Так рассуждал (возможно, без экскурсов в историю техники, этого мы не требуем) Александр Мирошник, один из специалистов студии Eclectic Audio, замышляя свой новый проект. Проекты прошлые, с которыми Александр примелькался не только на площадках соревнований, но и на пьедестале почёта этих же соревнований, были построены по канону: «башка» — процессор — задержки и так далее. Эта рутина перестала увлекать, захотелось иного. Непорочного и аналогового, насколько это возможно в наш испорченный век.Напомним тем, кто до соревнований ещё не доехал, что там понимают под беспроцессорной системой. Спорт — это ещё не вся жизнь, но там условия и требования формулируют обычно наиболее ясно и однозначно. Беспроцессорной (или Pure Passive по иноземной терминологии) считается система, в которой максимум один электронный кроссовер, на частоте раздела «сабвуфер — фронт».

    Прогресс электроники загнал АВМ в историю и двинулся дальше, на звук

    А теперь взгляните отсюда: ну чем не домашние "напольники"?

    В боковых панелях (то есть под рукой)-"системные координаторы" с сотнями вариантов регулировки

    Вне контекста установка пищалок-самая традиционная

    Все остальные характеристики должны быть заданы пассивными устройствами — фильтрами и собственно акустикой.Как приобрести возможность настроить систему иным способом, нежели слепым перебором компонентов в надежде попасть в точку, не платя за такую возможность цифровым насилием над звуковым сигналом? Решение оказалось словом из трёх букв. CDT. Слово из трёх букв означает Controlled Dispersion Technology, именно в этом вопросе компания занимает совершенно особую позицию, отличную от системы взглядов большинства других производителей акустики. Это прежде всего касается фундаментального вопроса, вынесенного американцами в название фирмы.

    Где Мирошник сыскал такие усилители,он не признается
    Загранпаспорт для Еврофинала должен быть где-то в шкафу,между пищалками и процессором

    Все прочие на вопрос о диаграмме направленности акустики хором возглашают: чем шире — тем лучше. И, разумеется, бросаются доказывать, что именно у них ширше всех. CDT Audio говорит: нет, надо не как можно шире, а настолько широко, насколько нужно. В ряде случаев — наоборот, диаграмму надо сужать, чтобы звук шёл куда надо, а не бился в салоне машины, как залетевшая туда сдуру муха.На акустике CDT и стал строить систему наш герой. Поскольку акустика предполагалась главным и единственным средством отравления характеристиками зсей системы в целом, неудивительно, что была выбрана топовая и наиболее сложная модель серии Eurosport — ES-07.4USX. В этой акустике много необычного. Во-первых, 7-дюймовый мидбас. Во-вторых, архитектура, акустика формально должна считаться четырёхполосной, в ней, помимо мидбаса, среднечастотника и пищалки, есть ещё два ВЧ-излучателя, они входят в систему Upstage,корректирующего высоту звуковой сцены,и работают от своих фильтров независимо от основных пищалок. Да и конструктивно они другие. И, разумеется, кроссоверы. Пространственные характеристики излучения громкоговорителей в многополосных системах зависят от фильтров в не меньшей степени, чем от собственно излучателей. Насколько известно редакции, CDT Audio — единственная компания, систематически применяющая в своих кроссоверах так называемые эллиптические фильтры. Их особенность — безумная, до 60 дБ/окт. крутизна характеристики при не очень высоком, формально говоря, порядке. Ну, в общем, кроссовер CDT — это целая история. Потому-то они даже и не называются кроссоверами, фирменное название — System Coordinator. Внутри такого «координатора», помимо элементов фильтров — масса всевозможных перемычек и переключателей, изменяющих характеристики фильтров, Мирошник посчитал: индивидуальных сочетаний получается несколько сотен. С этим, решил он, можно приступать.Первая версия системы была, по существу, испытательным стендом. Поиск оптимального расположения всего двух излучателей в каждом стереоканале иной раз занимает недели и месяцы, что говорить о четырёх плюс настройки «координатора». В ходе экспериментов пищалки (основная и корректирующая) и среднечастотники забирались только что не на потолок, но в конце концов все нашли своё место. Основные пищалки оказались на стойках, а корректирующие... в шкафу, в фирменной упаковке. Александр пришёл к выводу: что ни делай, при двух параллельно работающих ВЧ-излучателях хорошей фокусировки не получить. Система стала трёхполосной, что конструкцией допускается: из «координаторов» были удалены ранее туда установленные модули обработки сигнала для Upstage пищалок.

    Большая часть ящика-фальшпола отдана усилителям.Сабвуфеу (12-дюймовому, не забудьте) хватило выгородки в форме заглавной "омеги"


    Необычным и смелым стало решение со среднечастотниками. Обычно СЧ-головки такого (и уж конечно, ещё более крупного) калибра непременно ставят в торпедо, предоставляя им возможность излучать на стекло, а то пусть отражает, зря, что ли, такое блестящее. Александр установил не самые маленькие среднечастотники в уголки зеркал, на первый взгляд картина довольно пугающая. Однако если, сидя на водительском месте, посмотреть на дальнюю акустику, становится видно: именно при такой установке все три полосных излучателя вытягиваются вдоль одной вертикали, как в домашней акустике, не обременённой, как известно, средствами цифровой коррекции.Объём подиумов для среднечастотников — меньше пол-литра на головку, это обуславливает нижнюю граничную частоту мидреинджеи в районе 350 Гц, неподалёку от частоты раздела «системного координатора». Мидбасы калибра выше среднего работают на объём двери, при этом подиумы для них выполнены так, чтобы, во-первых, загнать головки подальше вперёд, под среднечастотники и пищалки, а во-вторых — придать диффузорам некоторый, найденный небезызвестным опытным путём наклон.
    Электрическая часть системы, как и следует ожидать от такого формата, предельно проста. Источник — фаворит чемпионов по автозвуку Pioneer Р9, вот только его неразлучный компаньон, процессор того же имени — в шкафу, для него здесь работы нет. Усилители — два двухканальных аппарата, каких мы ни разу до этого не видели — CDT Audio РА2150. Саша подтвердил: древность невероятная, но именно такие, какие он хотел. А уж где взял — вопрос особый. Где-где, купил! Первый из усилителей включён буквально pure passive: на вход — с «головы», на выходе — кроссов... извините, системные координаторы. Это автоматически означает: басовики фронта снизу ничем в своих творческих планах не ограничены. Во втором усилителе задействован ФНЧ на 50 Гц, так формируется сигнал для сабвуфера. Сабвуфер — 12-дюймовая головка ES1200SQ (красноречивое название) в закрытом ящике объёмом 25 л. Конструкция сабвуферно-усилительного агрегата любопытная. В прямоугольном коробе сделана выгородка, формой напоминающая заглавную греческую «омегу», объём сабвуферного корпуса получается образован как прямыми, так и цилиндрической стенками, что позитивно сказывается на общей жёсткости конструкции. А на оставшемся месте в два яруса установлены усилители неведомой широкой общественности модели. Хотя дело здесь не в ширине общественности. Надо было, наверное, найти такие аппараты, которые ещё помнят: когда-то и компьютеры были аналоговыми...

    Похоже, что Александр чуть пожадничал с частотой раздела «фронт -сабвуфер», на АЧХ видна «ямка» на 50 Гц. Впрочем, это куда лучше, чем горб на этой же частоте, который встречается у доброй четверти машин, попадающих на наши страницы (а значит — у трёх четвертей в целом по стране). Некоторая доминанта басовых составляющих связана, это ясно, с характерным ходом кривой в нижней части спектра: АЧХ поднимается вблизи 100 Гц и дальше идёт ровно до пределов, отведенных природой. Но обратите внимание: ровно идёт, всем бы так. Аналоговый «системный координатор» в умелых руках, надо признать, позволил отстроить АЧХ системы так, как далеко не каждому удавалось сделать, располагая полным арсеналом цифровых средств.


    Если нужно одно слово для описания звучания систем то это будет «компактное». Голос солистки Magic Pump собран в аккуратное облачко ровно над комбинацией приборов, остальные звуки расходятся по сцене, но не без застенчивости, далеко уходить от хозяйки они как-то опасаются. Известная фонограмма с семью барабанами — казалось бы, что тут может быть нового — прозвучала неожиданно необычно. Первые три барабана, в силу устройства звуковой сцены расположенные довольно близко, показывали обычные, даже несколько приглушенные отзвуки, а начиная с 5-го, отзвуки стали разлетаться далеко по сцене, такая вот фича необычной системы. Бас в салоне звучит как бы «загугценно», и он субъективно воспринимается крупнее, чем остальной звук, при этом локализуется впереди самым несомненным образом. Тестовая фонограмма с инфранизкими частотами — турецкий барабан с 14-й дорожки «АудиоДоктора» — звучит без малейшей натуги, с чётко разделённой тональностью ударов, но чересчур, на наш взгляд, близко, по жизни оператор этого инструмента всё же не первая скрипка и стоит позади оркестра.

    P.S. Уже когда этот материал был готов к публикации, пришло известие: Александр Мирошник стал вице-чемпионом России в классе «Беспроцессорные системы». А значит — пора извлекать на свет божий загранпаспорт для поездки на Еврофинал в Данию. Он должен быть где-то в шкафу, между пищалками и процессором...

    Тип системы:
    аудио
    Состав:
    3-полосный фронт+сабвуфер
    Источники:
    Pioneer DEX-P9R,
    CDX-P670
    Усилители:
    CDT Audio PA2150
    Акустика:
    CDT Audio ES-07.4USX
    Сабвуферы:
    CDT Audio ES 1200SQ

    Источник: журнал "Автозвук", №11/2007. Студия «Eclectic Audio», Руководитель проекта: Александр Мирошник.

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa