Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Ford Focus 2. Семейное предание

    СЕМЕЙНОЕ ПРЕДАНИЕ

    Глава этой семьи уже был на наших страницах. Впрочем, кажется, тогда семьи ещё не было. Семьи не было, а глава был, так бывает...

    Кто в семье главный, мы напрямую не спрашивали, но едва ли спровоцируем широкую дискуссию по этому вопросу, если самовольно предположим: в семье Катруков главный — Евгений. Именно он-то у нас и был, в 2006 году, с машиной Ford Focus первого поколения, материал («Золотая рыбка») вышел по итогам сезона соревнований 2005 года, которые оставили в неводе хозяина изрядное количество призовых кубков. Сезон этот был первым, последующие вновь приносили улов, а однажды в невод угодила совсем золотая рыбка, по имени Татьяна. Через некоторое время (в прошлом году было дело) она согласилась взять ту же фамилию, что с рождения носил Евгений, но не только...
    Как оказалось, Татьяна взялась разделить со своим суженым и увлечение автозвуком. А куда ей было деваться, ведь весь сезон напролёт Татьяна проводила вместе с мужем на соревнованиях и по дороге с этапа на этап. Тут либо сойдёшь с ума, либо... в общем, тоже, но в хорошем смысле.

    «В САМОМ НАЧАЛЕ ВЕКА БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ РЕШИЛИ ПОМЕНЯТЬ МИДБАСЫ...»

    Наверняка в семействе Катруков уже сложились свои предания, которые через положенное время они будут рассказывать внукам: «Помнится, в самом начале века бабушка с дедушкой решили поменять мидбасы, ты слушай, внучек, не шали...» Одно предание мы уже знаем, оно отличается от сказочных тем, что стало вполне материально-техническим. Татьяну решено было пересадить из семейного в личный автомобиль (жизнь в трудолюбивой семье стала лучше и веселее), им стал основательно изученный и всесторонне протестированный за эти годы Ford Focus, но уже подоспевшего второго поколения.
    Предание (вернее — передача) началось с переустановки в машину ключевых компонентов из «Золотой рыбки» Евгения. В Focus I на место снятого поставили компоненты из ранней редакции системы, дальновидно оставшиеся на хранении в семейном архиве, и проводили судьбоносный автомобиль к новому владельцу, оставшемуся очень довольным призовым приданым машины. Снятое начали было ставить на Focus II, однако при всём внешнем сходстве «первого» и «второго» «Фокусов» в смысле звука машины эти совсем разные. Так утверждают Дмитрий и Игорь (а новая установка создавалась по семейной традиции в том же «Звук-мастере»), съевшие целую стаю собак на этих машинах. И главное различие, по их мнению, таково: из-за принципиально иной геометрии дверей во «втором» «Фокусе» с пассивным делением полос делать нечего. Только поканалка, иначе — каюк. Таково мнение специалистов, приводим как есть.

    При установке твитеров был использован опыт и с этими пищалками, и с этими автомобилями

    Окончательно сформированные обводы корпусов и их отделка: алькантара спереди, карпет -сзади

     Этапы создания дверных конструкций: наборные тоннели, расширяющиеся внутрь двери; придание внешних обводов стеклошпатлёвкой; вибродемпфированные опоры на панели двери и звукорассеиватепь Plain Chant; последний штрих — точёные кольца вокруг мидбасов

     

     

     

     

     

     

    Примерка пустых каркасов приборной рамы и сабвуферов к багажнику 

     

     

    Большая часть оболочек сабвуферных корпусов сделана из фанеры и MDF, только криволинейные тыловые части — выклееные из стеклопластика 

     

    Это привело к постепенной, а в итоге — почти полной замене компонентов под новую схему. Первым ушло головное устройство, при несомненных достоинствах Alpine 9830 не мог обеспечить требуемой гибкости фильтров. А «восемьдесят восьмой» Pioneer — мог. Потом наступил черёд усилителей, акустики и сабвуфера. На сегодня от «предания» в системе остались только пищалки TN-51 и провода Tchernov Cuprum Classic. Вчера (почти буквально вчера) были ещё мидбасы из той же системы Focal Utopia 165W, но они уступили место формально более низкорасположенным в модельном ряду кевларовым 6К2Р. Они хоть и не считаются флагманом линейки акустики Focal, но, как одна из новых разработок фирмы, обещали лучшие характеристики при установке в Focus II благодаря намного более эффективному, чем у 6W2, алюминиевому фазовыравнивающему телу.

    Геометрия дверей FF2 разительно отличается от FF1 и требует особых подходов к монтажу излучателей

    Сформировавшийся таким образом фронт решили запитать от так же основательно испытанного 4-канального Audison VRx, включённого в режим direct, без использования встроенных кроссоверов — за них работает Pioneer. Сабвуферную часть семья (наверное, глава семьи, а остальная семья с ним согласилась) решили устроить на компонентах JL Audio. В качестве усилителя взяли богатый во всех отношениях моноблок 1000/1, головки разметили было 10W7, но что-то не связалось, и решено было установить хорошо знакомые Focal 27КХ.

    Правый замок управляет верхней крышкой, она поднимается на двух газовых упорах

    Фронт устроен так: пищалки стоят в стойках с ориентацией осей, неоднократно испытанной в студии, именно с этими пищалками (с их своеобразной диаграммой направленности, обусловленной вогнутым куполом) и даже с этой машиной. Особенность установки пищалок, бросающаяся в глаза: левая работает практически по оси, а правая — с отклонением от неё. Потом, при прослушивании, мы постарались об этом не забыть и заметили любопытные особенности и в звучании. Но это — потом, у нас система ещё не построена. Мидбасы стоят в дверях там, где им положено, но не так, как им было положено. Опора мидбасовых головок — многоэтажные наборные (из MDF) кольца, расширяющиеся в направлении от фланца к двери, чем снижается «туннельный эффект» при такой установке. На металлической основе двери сделана мощная и тщательно задемпфированная опора, за которой на дверную панель наклеен звуковой рассеиватель Focal Plain Chant. Новому декору (кожа, алькантара) подверглись только заново установленные детали, остальной салон — как с завода.

    В «Звук-мастере» считают: система в Ford Focus 2 начинается с головного устройства, способного взять под полный контроль поканалку

    Пространство между сабвуферами занято приборным отсеком 

    Два других газовых упора, помощнее, помогают поднять раму с усилителями и буферными емкостями 

    Иное дело — багажник. Здесь два сабвуферных короба встали по сторонам, конструкция их — комбинированная: все плоские фрагменты, выходящие в багажник — из MDF и фанеры, а фрагмент задней стенки, заходящий в крыло, выклеен из «стекла». Объём ящиков взяли из рекомендаций изготовителя посередине рекомендованного диапазона, с тем, чтобы его можно было при настройке и уменьшить акустическим балластом, и виртуально увеличить звукопоглотителем. Сейчас, кстати, в планах есть попробовать немного уменьшить, обычная практика поднастройки между этапами, уж этому глава семьи, наверное, научил...
    Между сабвуферными коробами, на полу, смонтирована приборная рама. Она двухэтажная: собственно рама с усилителями,буферными конденсаторами и проводкой и верхняя крышка, открывающая ко всему этому доступ. Рама же откидывается для доступа к запаске, которую, правда, Татьяна предпочитает не возить: крутить домкраты — не женское дело, для этого есть и баллончики, и техпомощь на дорогах. При кажущейся простоте форм механика в багажнике вышла довольно сложной: здесь и замки для раздельного открывания «слоев» конструкции, и газовые пружины для разгрузки подвижных частей, и толкатели, облегчающие первый этап открывания (заимствованы из мебельной номенклатуры).

    Здесь могла бы находиться легкодоступная запаска, но женскому сердцу не прикажешь...

    При настройке системы частоты раздела были выбраны довольно низкими (каждая из двух — по-своему). Сабвуфер работает только ниже 50 Гц, выше его деятельность останавливает ФНЧ с крутизной 18 дБ/окт., от этой частоты, но с ФВЧ 12 дБ/окт. начинает действовать фронтальный мидбас. Раздел «мидбас — пищалка»
    — результат совместной работы ФНЧ на 2,5 кГц и ФВЧ на 3,1 кГц, оба — 12 дБ/окт.
    Семейное предание требовало и самостоятельного выступления на соревнованиях. Дебют Татьяны состоялся на открытии сезона EMMA в апреле, причём минуя категорию «Новичок», сразу в «Любитель 5 каналов». Итог — «серебро». Второе «серебро» — в ESPE, но там первое место было у Андрей Зубкова. Его машина тоже в этом номере, посмотрите, что там у него, и станет ясно: это «серебро» сильно отливает золотом. Так что масть выловленной рыбки — согласно семейному преданию...
    Сразу обращает на себя внимание отличная локализация звуковых образов, это относится не только к голосам и инструментам, но и к басовым тонам, они отчётливо исходят из «передней полусферы», а рельеф прорабатывается не просто хорошо, а как-то старательно и с душой. Очень привлекательно звучат голосовые обертоны, они открытые, но без резкости. Семь барабанов, как и положено в процессорной системе, разложены идеально, при этом, что забавно: переходя слева направо, звук ударов как бы «светлеет», в нём прибавляется воздуха и убавляется гулкости. Это притом что именно правая пищалка работает вне оси, всё же обращенные купола — вещь особенная. На соло ударных впечатляет атака, она не выпячена более необходимого, но звучит исключительно вкусно. Отдельные тарелки по сцене при этом расставлены с зазором, никакие две не перекрывают друг друга. На блюзовом треке 12 очень хорошо проявилась способность системы к построению эшелонированной сцены: вначале вокалист звучит настолько издалека, что кажется, будто он ещё не пришёл на сцену. А там так и есть, он начинает подавать голос, ещё не дойдя до микрофона...
    Над областью разделения полос "фронт — сабвуфер", видимо, ещё надо поработать: именно там, на 50 Гц, происходит ступенчатое изменение уровня звукового давления, если лучше согласовать отдачу, АЧХ приобретёт очень интеллигентный вид, с плавным и совсем небольшим спадом к 20 Гц. Верхние частоты воспроизводятся с характеристикой, более ожидаемой от пищалок с мягкими шёлковыми куполами: без каких-либо резких нерегулярностей, плавно спадая к самым верхним частотам, отсюда (а откуда ещё?) и мягкое, естественное воспроизведение и голосовых обертонов, и гармоник ударных. Здесь, неподалёку от частоты раздела «мидбас — пищалка», тоже просматривается ступенька, возможно, чтобы привести АЧХ системы к эталонному виду, требуется всего лишь увеличить усиление в каналах мидбасов, подобрав их к уровню сабвуфера и пищалки. Возможно. А вообще — дело семейное, без нас разберутся...

    Тип системы:
    аудио
    Состав:
    2-полосный фронт +
    сабвуфер
    Источник:
    Pioneer DEH-P88R
    Усилители:
    Audison VRx 4.300.2,
    JL Audio 1000/1
    Акустика:
    Focal 6K2P, TN-51
    Сабвуфер:
    Focal 27KX

    Источник: журнал "Автозвук", № 07/2008,  студия Zvuk-Master, руководители проекта Дмитрий Скорняков, Игорь Шишкин

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa