Короткая история из близкой, неотъемлемо родственной нам области. В 1977 году фирма «Порше» показала на Штутгартском автосалоне новую модель – 928. И объявила, что новинке суждено стать заменой уже порядком состарившейся 911. Реакция автомобильного сообщества была совсем не той, на которую рассчитывали. Дилеры буквально завалили фирму заказами на 911, будучи сами заваленными заказами от покупателей, желавших во что бы то ни стало успеть. Руководство «Порше» поняло, что чуть не угробило курицу, несущую яйца из драгметалла, 911 осталась в производстве. 928 – тоже, и в 1978-м даже стала «Автомобилем года» по итогам конкурса европейских автожурналов, что тогда впервые случилось со спортивной машиной. Однако десять лет назад выпуск 928 тихонько свернули, а 911 жива и поныне. Да, разумеется, в сегодняшней 911 много такого, чего в год рождения модели и на свете-то не существовало, но суть осталась той же: автомобиль-легенда. Желаете параллель, как обещал заголовок? Да их тут несколько. У Clarion тоже была модель с индексом 928. И в 2002 году тоже стала «Головным устройством года» в конкурсе EISA. Но испытания на долговечность не выдержала. А ведь у Clarion была своя «девятьсот одиннадцатая», головной аппарат-легенда. Параллель здесь не то что обрывается, она перекашивается. Перед соблазном заменить казавшийся архаичным и аскетичным DRX9255 чем-нибудь более ярким, модным и хорошо упакованным фирма не устояла. 9255 успел окончательно стать легендой (легенды в магазине не продаются) за два года до выхода первого номера нашего журнала. Однако, пусть с бессовестно затянувшейся паузой, но что-то произошло в умах стратегов Clarion, возможно, например, они обратили внимание, что на мировых соревнованиях по автозвуку в наивысших категориях место в приборной панели оказалось подавляющим образом занято топовыми моделями заклятых друзей фирмы – Pioneer и Alpine. И легенду возродили. Не реанимировали, а возродили. В конце 90-х 9255 был естественным выбором чемпионов, во всех смыслах. Автору посчастливилось услышать – не легенду, а сам 9255 того, изначального выпуска, уже после того, как в Европу их ввоз был прекращен. И даже сегодня мне трудно припомнить «голову», звучание которой показалось бы настолько близким к безукоризненному. Я даже подкатывался к ребятам из инициативной группы, которые доставляли эти аппараты из Штатов, но был встречен в штыки. Не ребятами, а ценой: 1200 и никак не меньше (и не аморфных у.е., а долларов, тогда еще не ослабленных происками мирового антиамериканизма). В общем, не сложилось. Что предприняли в Clarion, чтобы возвращение легенды имело формат возрождения, а не разогревания основательно остывшего блюда, пусть и от лучшего повара? Новый-старый аппарат на японском и американском рынке носит название DRZ9255, всего на букву отличаясь от предтечи, для Европы его перекрестили в HX-D2. Главное в нем, что основные черты (и внешние, и идеологические) своего предшественника он сочетает с современными возможностями, к присутствию которых мы уже привыкли. Причем, как показало наше знакомство с аппаратом, сочетает не арифметически путем тупого сложения, а геометрически, умножая старые достоинства на новые. Например: в современном варианте используется 24-разрядный ЦАП Texas Instruments, ex Burr-Brown (восемь лет назад таких просто не было, и пределом технологических возможностей был 20-битовый конвертор, который и использовался в «том» 9255). Но самое важное – в возрожденном 9255 созданы мощнейшие возможности цифровой обработки сигнала с беспрецедентно тактичным к нему отношением (как выяснилось). Блок преобразователя питания (как и омедненный корпус) стал де-факто непременной принадлежностью высококлассных «голов» - топовые модели ЦАП не соглашаются работать с однополярным питанием, тем более – 12 В. Основное питание приходит на головной блок с выносного источника, а в комплект даже входят провода первичного питания достаточного калибра, чтобы у инсталляторов не возникало искушения отвести питание от «удобных» точек под торпедо. В принципе, в уважаемой фирме так бы и не поступили, но лишний раз подтолкнуть в верном направлении не помешает. Интерфейс аппарата солидный, даже более чем. Кроме двух входов Aux для подключения внешних устройств (например, ТВ-тюнера, для «Клэрионов» это давно уже норма) здесь четыре пары линейных выходов. В этом кроется одна из главных особенностей нового 9255: он заранее сконфигурирован под наиболее ожидаемые в установках топ-класса схемы. Устройство предусматривает три режима работы. В «прямом» режиме (Direct) используются только три пары выходов: Front, Rear и NF (нефейдерный). Это – для систем предельно прямых и коротких, у которых немало приверженцев. Скажем, на фронте – усилитель с акустикой на пассивных кроссах, на сабвуфер – свой моноблок со своим фильтром, и все. Второй режим назван «стандартным» - здесь нефейдерный выход превращается в фильтрованный сабвуферный (Sub), фронт становится двухполосным, с соответствующими фильтрами для твитера и мидбаса, а еще одна пара выходов, тоже со своими фильтрами, предназначена для тыла. Третий режим назван Multi. Это – выходы на три полосы фронтальной акустики плюс, разумеется, сабвуфер. Расчет на полную поканалку, максимальной архитектуры. Как при этом работают «свои» усилители? А никак, их нет, как и в прошлом 9255. В принципе, внутри у HX-D2 есть все необходимое для подготовки сигнала к дальнейшему усилению, но, буде возникнут какие-то совершенно эксцентричные идеи, предусмотрен цифровой выход звука, только это не привычный коаксиал, а разъем AT&T. Дизайн органов управления почти полностью заимствован у DRX9255 (можете посмотреть в тесте пятилетней давности, №1/2000). Только добавлены четыре круглые кнопочки для ранее отсутствовавших функций, они сделаны намеренно неприметными, чтобы аппарат не выходил из образа. На этот раз у топ-модели есть пульт ДУ, не без изысканности оформленный и с просторно размещенными кнопками. Пульт позволяет управлять всеми функциями, включая начальные установки (можно еще добавить - «кроме функций RDS», поскольку работа с RDS не предусмотрена). Дисплей очень похож на «тот самый» (только он ЖК, а не флуоресцентный: никаких излишеств, но символы читаются с лету. Свечение в дневном и ночном режиме подобрано удачно. Формой АЧХ заведует (по выбору) либо традиционный темброблок, либо пятиполосный параметрик с глубиной регулировок ±12 дБ и добротностью от 0,5 до 12(!). Центральные частоты переключаются через 1/3 октавы, для первых трех полос диапазон от 50 Гц до 20 кГц, для оставшихся двух – от 630 Гц до тех же 20 кГц. Для каждой выбранной полосы можно установить относительное ослабление до 24 дБ, крутизну фильтра (6-12-18 дБ/окт., но, увы, не больше) и частоту среза. Частоты выбираются черех 1/3 октавы в таких пределах (перечисление нудное, но необходимое): Режим Standard Front (High) HP 315 – 20k (неотключаемый) Front (Low) LP 250 – 20k (неотключаемый) Rear HP 25 – 250 (отключаемый) Sub HP 16 – 18 (отключаемый) + LP 25 – 250 (отключаемый) Режим Multi High HP 315 – 20k (неотключаемый) Mid HP 200 – 10k (отключаемый) LP 250 – 20k (отключаемый) Low LP 25 – 250 (отключаемый) + LP 250 – 10k (отключаемый) Sub HP 16 – 80 (отключаемый) + LP 25 – 250 (отключаемый) В режиме временной коррекции процессор позволяет установить индивидуальную задержку для всех восьми выходов (даже для двух сабвуферных раздельно) в диапазоне от 0 до 15 мс с шагом 0,02 мс. На дисплее высвечиваются не значения времени, а значения длины, и максимуму соответствует дистанция 5,12 м. Три набора установок могут быть сохранены в соответствующей памяти. Новая функция, которой у прежнего 9255 не было и в помине – ап-сэмплинг. Это значит, что обычные CD вы можете прослушивать как в обычном режиме (Normal), так и с включением алгоритма передискретизации на 96 кГц. Утверждается, что в режиме ап-сэмплинга записи звучат лучше, поскольку в тракте используются более «гуманный» фильтр ВЧ. Правда, здесь не все так однозначно (как и вообще в этой жизни), поскольку процесс передискретизации тоже не совсем безопасен, но это выяснится потом, а главное, есть свобода выбора того или другого режима. У тюнера два диапазона: длинные волны и ЧМ (западный, с европейским шагом). Автоматическое заполнение памяти длится 3,5 с, но настройка всегда начинается с начала диапазона, так что последняя ячейка памяти заканчивается (в Москве) на частоте 90,3 МГц, и здесь у нас функция Autostore практически бесполезна. В CD-проигрывателе есть все сервисные функции и дополнительные режимы, а теперь читается и CD-текст. Новомодных компрессированных форматов аппарат не понимает, да это было бы как-то вне концепции. При прослушивании реинкарнированная легенда не обманула ожиданий. Сразу «бросилась в уши» непривычная прозрачность звучания. В голосах заметен «почерк» микрофона. Хорошо слышно, что голос диктора на диске The Ultimate Demonstration Disc (Chesky Records) записывался в предельно заглушенном помещении (на профессиональном языке это называется «речевая студия»). А вот Alan Parsons (Telarc Sampler) обошелся помещением многоцелевого назначения, скорей всего, аппаратной студией Telarc. Басы проработаны очень неплохо. Верх звучит, на мой взгляд…никак. То есть как он был записан, так и звучит. Рояль спокойный и собранный. Это общие черты, которые почти не зависят от включения ап-сэмплинга («96») или от его отключения (Normal). Теперь попробуем разобраться, что меняется. Низкочастотная окраска мужских голосов в режиме Normal показалась чуть естественнее. В «96» голоса более «домашние», а оркестровая музыка иногда как бы теряет темп. Солирующие флейты звучат с едва заметными артефактами в конце звукоизвлечения, и заметно это именно благодаря исключительному разрешению системы. В Normal иногда кажется, что рояль теряет собранность – видимо, удары молоточков становятся слышны на более ранней стадии, чем обычно. Верх здесь немного острее, а в «96» - немного «кислотнее». Зато в №96» флейты и саксофон как будто объемнее, но в Normal – ярче. Что лучше, это уже каждый должен решить для себя. Получается, что вам дали как бы два варианта звучания, и один другого стоит. А мы всегда стояли за свободу выбора, если, конечно, она не ущемляет свободу других. Здесь – не ущемляет. Интересно было, естественно, выяснить, а как влияет на звучание выключение режима Direct? Изначально мы предполагали, что это такая волшебная функция, отключающая всю цифровую начинку и возвращающая новый 9255 в образ старого, беспроцессорного. И очень удивились, когда…ничего не произошло. С этим придется разобраться при измерениях. Clarion HX-D2 Серийный №051722877 ЧМ-тюнер Чувствительность, мкВ 0,8 Полоса частот, Гц (-3 дБ) 11 - 9200 Отношение сигнал/шум дБА 70 Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,75 CD-проигрыватель Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,5/-0,15(-0,25/-0,2) Отношение сигнал/шум, дБА 112 Переходное затухание, дБ (1 кГц) 97,5 Динамический диапазон, дБ (EIA/EIAJ) 107 Линейность ЦАП (0…-110 дБ), дБ +0/-0,15 Вибростойкость, мм 105 Уровень сигнала на линейном выходе, В 7,5 Аудиосекция Регулировка тембров, дБ ВЧ ±12,6 НЧ ±12,6 У тюнера все в порядке с чувствительностью и шумами, но это – «американский» тюнер. Впрочем, параметрик с минимальной добротностью позволит без проблем сделать из него «европейца». Характеристики CD-секции, на мой взгляд, куда показательнее. Уровень шумов и динамический диапазон – визитная карточка 24-битового ЦАПа Burr-Brown. Было опасение, что деятельность процессора внесет в технические характеристики свои коррективы, как это обычно и происходит. На этот раз почему-то не произошло, и не спрашивайте почему, мы это отнесли в разряд загадок. Но очень и очень приветствуемых загадок. Линейность ЦАП определяется по набору сигналов на тестовом диске, которые записаны с амплитудой, различающейся ровно на 10 дБ. «+0/-0,4» это уже хороший показатель, а то, что мы получили здесь, - фактически на пределе измерительной аппаратуры. Теперь обратите внимание: для неравномерности АЧХ приведены два набора показателей, для режима «96» (он включен по умолчанию) и для Normal. Вибростойкость весьма достойная (чем, кстати, не отличался предшественник). Громкость регулируется шагами по 0,5 дБ, и, кстати, максимуму соответствует индикация «+6,0», а не «0», как обычно. Теперь графики. Один иллюстрирует работу регуляторов тембра и, для примера, параметрика на одной, наугад выбранной частоте. Можете поверить: на всех остальных происходит то же самое, до 0,1 дБ. Как говорит один знакомый электронщик – это же цифра, здесь все просто! Графики характеристик фильтров тоже соответствуют частотам 250 Гц (фильтр НЧ) и 315 Гц (фильтр ВЧ), выбранным для примера. Последний график иллюстрирует работу схемы задержки. Расстояние между двумя импульсами соответствует задержке для расстояния 1 м. Первый импульс соответствует нулевой задержке, в действительности от момента прихода сигнала на вход Aux до его появления на выходе проходит 1,8 мкс. И вот здесь-то мы нашли ответ на вопрос, как устроен режим Direct. При его включении перестает работать параметрик, и фильтры, тембры, ели ранее были выставлены, остаются в прежнем положении, но не регулируются. Но главное: «нулевое» значение задержки сигнала сохраняется, чего не было бы, если бы сигнал был пущен в обход процессора. Значит, процессор работает и в режиме Direct, а почему он при этом не вносит шумы – не знаем. Похоже, восьмилетняя пауза была использована с толком… ЧТО CD-тюнер КТО Clarion HX-D2 ПОЧЕМ $1001 ЭТО — ПЛЮС Предельно продуманная конфигурация Беспрецедентное качество ЦАП Процессор без помех ЭТО — МИНУС Несъемная панель у такого сокровища ОДНИМ СЛОВОМ... Эта курица еще снесет золотые медали РЕЙТИНГ Радио 8 CD 10 Оснащенность 9 Эргономика 9 Звук 9 Итог 45 Источник: журнал "АвтоЗвук", №1/2005. рубрика "На ковер!". Марк Гасанов, измерения: Юрий Евтушенко. |
Clarion HX-D2 |
Добрый день! Купил магнитолу Pioneer MVH-S520BT
Столкнулся с такой проблемой. Магнитола
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro