Уж не знаю, помните ли, на обложке одного из номеров «А3» в конце 2006 года стояла белая BMW X5 и было написано: «Большой брат». Значит, есть и меньший, как же иначе...
Конечно, есть, и меньший из братьев на самом деле старший, акселерация... Старшего (и меньшего) из братьев-BMW волгоградца Ивана Никитина знают, впрочем, едва ли не больше, чем младшего (и большего). Распределение ролей такое: на соревнования EMMA в пределах России Иван нередко выезжал на двух машинах сразу (привлекая для этого небольшую группу поддержки, в такой модели это было не причудой, а необходимостью). По итогам чемпионата страны обе машины Ивана (как и он сам) получили право на участие в Еврофинале, меньший (он же старший и более опытный) М3 — даже с запасом, ему, помимо звания чемпиона России в классе «Эксперт без ограничений», досталось и призовое место в EMMA Racing. Но посовещавшись, братья (Иван присутствовал при разговоре, это — с его слов) решили: в Данию поедет большой и младший, поздняя осень на севере Европы — не лучшая среда для кабриолета, для такого дела есть машины с очень автозвуковым названием «кроссовер», а кто тут у нас такой? Ну вот, парень, и собирайся в дорогу.
А спортивная биография старшего из братьев, М3, началась в 2004 году. Иван Никитин уже тогда был постоянным участником соревнований (тоже BMW, тоже, как будет несколько лет спустя, X5, но другая и на другом, там был семиканальный Soundstream Da Vinci). Идея Ивана, донесённая им до благодарного слушателя Андрея Вахтина состояла в получении качественного звука в кабриолете без скидок. Без скидок на тип кузова — раз, без скидок на текущую его конфигурацию (открытый или закрытый) — два, без отмазок, размежёвывающих соревновательный и повседневный, для души, звук.
Задача, согласимся, эпических пропорций, но ведь с ней Иван приехал не в потный гараж с вывеской «Установка а также инстоляция», а куда надо приехал. Из той, первой редакции постепенно выросла та система, которая работает в машине сейчас, причём выросла, повинуясь вполне объяснимым техническим и историческим причинам. Изначально было ясно: система должна быть процессорной, с двумя как минимум глобальными настройками: на открытый кузов и на закрытый. Однако оказалось, что только процессорными пресетами тотальной универсальности системы достичь не удастся. Кто участвовал в соревнованиях, знает: там слушают на стоячей машине и, в общем-то, негромко. А для души, да ещё с убранным верхом... Душа у Ивана Никитина большая, и звуковое давление требовалось пропорциональное. Так родилась концепция «релейного процессора», помогающая собственно процессору переводить систему из соревновательного режима в повседневный. Ну и обратно...
«Релейный процессор» — это так, для смеха, суть же дела в том, что в системе два комплекта фронтальных мидбасов. Главные и единственные подключенные в режиме соревнований установлены на приборной панели. Условия работы этих излучателей необычны, и это решение потребовало известной смелости от конструктора. Шестидюймовые головки помещены каждая в закрытый объём 3,5 л, выгороженный внутри торпедо. Да, мидбасы Z6 — жёсткие, мы это знаем из наших тестов, и добротность ниже критической для «ящичной» установки, но всё равно по три литра (пусть с половиной, да ещё с заполнением) — это смело. Тем не менее опыты показали, что Z6 в таком оформлении легко доиграли до частоты раздела «фронт — сабвуфер», и довольно низкой, 63 Гц. Опыт, как нам говорили, сын ошибок трудных. Но он же — отец интересных решений. Эти мидбасы плюс комплектные пищалки Z6, подключённые, разумеется, к отдельным усилителям, и образуют фронт в соревновательном варианте. Но когда надо, можно щёлкнуть тумблером и обозначить «для души», хозяин машины, впрочем, и так помнит, где он. Теперь два реле подключают к выходам мидбасового усилителя вторую пару Z6, смонтированную в дверях. Усилитель получает на оба канала двухомную нагрузку, «выхлоп» удваивается, удвоение площади излучающих поверхностей результат ещё больше усугубляет, в таком режиме душе ничто не может помешать радоваться. Даже убранный мягкий верх кабриолета и завалившаяся на правую сторону шкалы стрелка спидометра. Потом, кстати, эта идея была повторена и в «Большом брате».
RTA
На АЧХ видно: бандпасс получился довольно широкополосным, нижний спад АЧХ приходится на 25 Гц и идёт круто, что твой сабсоник, наверху же «колокол» АЧХ полосового сабвуфера плавно и бесшовно стыкуется с АЧХ двойных мидбасов. Мидбасовое звено, как можно наблюдать на графике частотной характеристики, работает отчасти как НЧ-головки в домашней 2,5-полосной акустике, до 150 — 200 Гц дружно (и очень ровно), потом пыл стихает, а ровность остаётся. Плавный провал в районе 1 кГц появился, как пояснил хозяин всего этого дела, в ходе настройки на слух, так оказалось лучше. Верхние частоты, в принципе, воспроизводятся ровно, а отчётливо заметный спад выше 12 — 15 кГц, пищалкам Z6, вообще-то, не свойственный, обусловлен, как нам кажется, особенностями «полумягкого» салона.
SQ
Иван настоял на прослушивании машины на пресете «для души». И правильно: мы не судим, мы — оцениваем, как бы примеряя их звук на себя. Чужая душа, как известно, потёмки, но в данном случае всё оказалось на виду. Повседневная настройка — очень басовая, при этом общепризнанно трудный для корректного (а не просто громкого) воспроизведения басов тип оформления показал себя с наилучшей стороны. Конечно, меломанского баса, какой в состоянии дать только ЗЯ, мы не услышали, но бас был контролируемым, без гудения, разве что с излишним (на наш вкус) подчёркиванием совсем низкочастотного придыхания. Впрочем, именно это при проигрывании DVD в режиме многоканального звука придавало звучанию кинодраматизм редкой силы. Звуковая сцена, действительно, не поражает безграничностью по ширине, зато все источники сфокусированы отменно, с небольшими, может быть, огрехами на периферии сцены, но это, как пояснил Иван, побочный продукт работы двойного комплекта мидбасов. Очень чётко играется атака во всех регистрах, а мелкие детали звучания таинственным образом не тонут в ураганном нижнем басе, система как-то умеет всё рассортировать.
SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Alpine DVA-9965R
Процессор: Alpine PHA-H701/ RUX-C701
Монитор: Soundstream VHR-76S
Усилители: Boston GT22, GT28
Акустика: Boston Z6, SX50
Сабвуфер: Boston SPG555
СТУДИЯ Pro VOX, г. Волгоград
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Андрей ВАХТИН
Источник: журнал Автозвук, 03/2008.
Доброго времени суток. Купил моноблок AMP PRO 1.1500, пока что стоит сабвуфер Audio Art BRW 10 номиналом
Последнее сообщение от: M5Russia 02.05.2024, 04:06
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120