Две даты и чёрточка между ними, видели наверняка не раз. Что в этой формуле главное? Чёрточка и есть главное...
Ведь первая дата — это лишь краткий миг из вечного времени, когда о дальнейших успехах (будь то родившийся человек или стартовавшее предприятие) не известно ровным счётом ничего. Не зря китайцы при рождении дают младенцу временное, детское имя, типа — Аленький Цветочек. Подрастёт — будет виднее, как назвать — Крепким Дубом или Гибким Тростником.
Вторая дата... Это или ещё один краткий миг, или (когда успешное предприятие) — текущая дата. Глядите, мол, сколько мы уже протянули. А всё, решительно всё, что произошло — родился, крестился, женился-развёлся, защитился, объединился, укрупнился, чуть не разорился, добился и так далее — в маленькой чёрточке.
Для своего нового соревновательного проекта Виталий Карев выбрал стилистику не то что необычную — эпатирующую. Даты с чёрточкой, стилизованные под даты жизни, на самом деле — юбилейные, от начала — до текущего момента, и дай всем бог здоровья. В 1998 году, самом историческом в отечественном автозвуке, Виталий начал и установочную, и спортивную биографию. Начал он её (хоть и не китаец) под детским именем — Бумбараш. Взрослое, окончательное имя — студия Eclectic Audio пришло, когда стало ясно, в чём специфика предприятия: строить любой звук, от академического хай-энда до грубого мужланского SPL на любых компонентах в самых неописуемых сочетаниях.
В чёрточку между датами поместилось очень много: сотни (скорее, наверное, тысячи) работ, множество по-хорошему безумных и эклектичных проектов, от неподъёмной эспиэльной «восьмёрки» до обшитой кожей «Таврии» с аудиофильским звучанием, неправдоподобное количество побед на соревнованиях всех рангов... В общем — всё вместилось в один из самых лаконичных знаков препинания.
Почему праздничая пара дат оказалась оформлена как ритуально-трагическая? В этом (как и во всём, что делает чемпион) — тонкий расчёт. Проект строился не просто для участия в соревнованиях, это само собой, говорили уже — ненормальный народ, машины покупают под звук, а не звук — под машину. Colt строился целевым образом под участие в Еврофинале. В том, что Виталий туда попадёт, он не сомневался, это не заносчивость, а опыт плюс статистика. Не с такими проектами попадал...
А похоронную тематику он мотивировал так: «Пойми, европейцы — народ набожный. А я не просто гроб с крестом им предъявлю, я ещё и капелланом оденусь, у кого рука поднимется оценку снизить, убоятся басурмане кары небесной». А что, есть один ненормальный, который на все соревнования одевается английским сержантом, что, строго говоря, незаконно — и ничего. А попом рядиться не возбраняется, Виталий заранее уточнил. Хотя как-то в сердцах дал теме оформления и другую трактовку: «Знаешь, за десять лет затрахался до смерти...» Но это — рабочая тема, не на экспорт в Европу.
Итак, как повёрнутый на звуке на все 360 градусов (Виталий, без обид, знаем же — правда) чемпион покупает новую машину? Ходит по автосалонам с уже приготовленной и упакованной в пакетик «котлетой» оборотных средств, садится то в одну, то в другую и уходит, котлеты так и не расчехлив. А кандидаты были на загляденье: в одном месте на шоколадных условиях отдавали Citroёn Xsara Picasso, всё в коже, все опции, но — «не срослось». Не виделось перспектив по установке звука так, как задумано. Были в кандидатах Mercedes A-Class, Nissan Micra, ещё кое-кто, все, обратите внимание, с одним и тем же типом салона. И тут попался Colt. Торпедо — точно как надо было по нарождавшемуся проекту. К оснащению имелось единственное требование — кондиционер, и то не для себя, а для запланированной системы термостабилизации усилителей. Нет, это даже не на 360 градусов, это — на несколько оборотов...
Кондиционер был (а у кого теперь его нет?), на остальное Кареву было наплевать. В оплёванное (как оказалось, незаслуженно) попал двигатель 1300 кубиков, из которого каким-то образом выдоили 100 сил, и очень пристойно запрограммированная коробка-робот. Так «Кольт» переехал на проезд Черепановых, где, естественно, был тут же раздет до непристойной наготы. Кстати, после раздевания выяснилась забавная подробность: на половине агрегатов Mitsubishi стоял логотип Smart. Если подумать, конечно, это объяснимо: Mitsubishi — давний партнёр Chrysler, они вечно обмениваются двигателями, а то и машинами целиком, с лёгким макияжем. Chrysler некоторое время состоял в законном браке с Daimler-Benz. А Daimler-Benz, в свою очередь, давно приобрёл Smart, как концепцию и как торговую марку. У Smart (не потеряли мысль? Уже скоро...) была модель Smart for Four, большого успеха не имевшая и потому прекратившаяся выпускаться. Вот так разработанные для неё агрегаты и оказались под капотом и декоративными панелями в «Кольте». Чудны дела твои...
В салоне Виталия привлекали ровная приборная панель и модные (хотя совершенно бесполезные в исходном предназначении) застеклённые уголки между передней кромкой двери и стойкой лобового стекла. Туда планировалось поместить СЧ и ВЧ-излучатели. С самого начала структура системы была выбрана как оптимальная для класса «5 каналов», где собирался выступать Виталий: трёхполосный фронт, включённый по 2,5-полосной схеме, с пассивным делением полос между СЧ и ВЧ и возможностью временной коррекции между НЧ и СЧ/ВЧ. В роли источника и процессора одновременно выступил знаменитейший 9255 в его новой инкарнации (со старой он тоже остаётся знаменитейшим, но по-другому, без процессорных чудес). Подготовленный сигнал идёт на два усилителя EOS серии Classic (это тот же Mozart, но без ламповых входных каскадов). Оба усилителя — четырёхканальный Classic 50 на фронте и Classic 100 в сабвуферном канале — «чистые», без встроенных кроссоверов и неизбежно связанных с ними «лишних» каскадов в звуковом тракте, а именно это и было нужно в такой системе.
Пара каналов Classic 50 работает на 6-дюймовые мидбасы из топового, даже эксклюзивного комплекта EOS Clarity CS 100, два оставшиеся — на совсем новые купольники EOS AD 200 и пищалки из того же CS 100 через пассивные фильтры (оттуда же, и это едва ли не самое важное). Первоначально, надо сказать, система была размечена под 4-дюймовые диффузорные серединки из серии Opera, под них даже были сделаны 2,5-литровые объёмы в комбинированных СЧ/ВЧ-подиумах. Но нужной высоты сцены получить не удалось, и Виталий, для которого табу как не было, так и нет, решил попробовать становящийся уже немодным тип СЧ-излучателя. С ним — получилось, как было задумано. Пассивные фильтры при этом менять не пришлось, граница раздела СЧ/ВЧ осталась прежней, 2,5 кГц, осталась на месте и хитрая цепь частотной коррекции пищалки (посмотрите тест в «А3» №12/2007).
Раздел же между НЧ и СЧ происходит «с головы», здесь простора для манёвра сколько угодно. Конечным пунктом манёвров стала частота 315 Гц (ничего себе, для купольника-то) с крутизной и там и там 12 дБ/окт.
СЧ и ВЧ-головки расположились в местах, ради которых, можно сказать, и выбиралась машина, в общих подиумах, мидбасы — в дверях со всеми полагающимися ритуалами по укреплению и демпфированию. А сабвуфер... Фактор сабвуфера тоже принимался во внимание при осмотре кандидатов на место в гараже. Сабвуфер в машине — фронтальный, что делают редко, но всё же делают те, кто повёрнут на нужное число градусов. Однако в этом проекте Карев умудрился поставить сабвуфер впереди, оставив нетронутым бардачок в торпедо, вот это — высший пилотаж. Притом что объём «в чистоте» бокса под 10-дюймовую головку составил 15 л.
Сохранились (благодаря профессиональной привычке фиксировать ход работ) снимки, иллюстрирующие процесс строительства сабвуфера. Причудливой формы корпус собран из многочисленных деревянных деталей на фанерной платформе, подогнанной к переднему щиту кузова. Потом все стыки были приведены в состояние монолита стеклокомпозитной шпатлёвкой со специальным наполнителем, в роли которой выступила... свинцовая дробь. Корпус получился неподъёмным, но ведь его в руках не таскать, а масса стенок для сабвуфера — фактор позитивный и немаловажный.
Усилители, благо их немного, разместились, как видите, в гробу. Однако жаловаться им не на что: этот гроб, в отличие от имеющихся в открытой продаже, с кондиционированием воздуха. Охлаждённый воздух забирается из рукава, предназначенного для климатизации задней части кузова, он проходит под сиденьем и направляется в гроб. Задних пассажиров обычно не бывает, кто там поедет по своей воле, страх-то какой, прости господи.
«Гроб с музыкой» на самом деле — довольно сложное сооружение из алюминиевых профилей, на его боковых стенках смонтированы и кроссоверы, а они у Clarity — будь здоров какого размера, и буферная ёмкость для сабвуферного усилителя. Это сверху благодаря искусству «кожников» всё так гладко и печально... Работы по оформлению салона с недавних пор «эклектики» поручают тверской (не московской, обратите внимание) тюнинг-студии «Эксклюзив». Здесь они потрудились от души, с огоньком (если так можно выразиться, учитывая тему оформления), это там придумали стилизовать спинки передних сидений под могильные камни. На левой начертано имя Шопена и даты его жизни (с чёрточкой), на правой по совету Виталия информацию продублировали по-русски. «Как в воду глядел, — сказал Виталий, — на финале России судил «Аполлон» Рогачёв, заглянул в салон и удивился: Это кто это — Чопин?» — «На правое смотри, специально для тебя написано...» В спорте высших достижений нет мелочей, всё должно быть предусмотрено. До последней чёрточки...
SQ
Уже на первом треке проявилась объяснимая, но всё же удивительная особенность звучания системы, нижний бас строго локализован на торпедо, причём так же строго в его центре, в виде почти осязаемого звукового «комка». Бас звучит легко, «играючи», без натуги, надрыва и навязчивого стремления произвести впечатление на слушателя. Голос локализуется на щётке стеклоочистителя (это у машины такой компоновки — довольно далеко впереди), и поначалу кажется, что звуковая сцена излишне центрована. Однако на других фрагментах замечаешь: ширина становится такой, какой она сделана звукорежиссёром при записи, а не как получилось у аудиосистемы при воспроизведении. На соло ударника (трек 11 «АудиоДоктора») тарелки, например, разбежались далеко по сторонам салона, на блюзе следующего трека ключевые исполнители стояли там, где должны были, каждый — на своём месте.
RTA
Очень любопытное поведение у АЧХ системы на нижних частотах, выглядит непривычно: характеристика идёт ровно от самого низа, будто и не замечая, что там уже заканчивается звуковой диапазон, до 150 — 160 Гц. Выше общий уровень звукового давления снижается и идёт ровно, плюс-минус мелкие детали, до верха, где несколько выделены верхние частоты в районе 8 — 10 кГц, после чего наступает спад, характерный для пищалок с мягким куполом и, кстати, очень похожий на тот, что зафиксировали наши тестеры при испытаниях этой акустики в конце 2007 года.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Clarion DRZ 9255
Усилители: EOS Classic 50, Classic 100
Акустика: EOS Clarity CS 100, AD 200
Сабвуфер: Challenger Maxline 10WB
Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий Карев. рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ
Источник: журнал Автозвук, 10/2008.
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором