Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Компонентная акустика Morel Elate 6 LE 3-way. Пустынный камуфляж

    Там, откуда родом эта акустика, самый популярный цвет мужской одежды — чёрный. Похоже, что из него переодеваются только в военную форму.

    Мы поначалу никак не могли охарактеризовать необычный цвет, в который окрашены компоненты акустики Morel Limited Edition. Будь в нём больше серого, можно было бы назвать его пепельным, будь больше бежевого, можно было бы говорить о цвете кофе с молоком. Теперь я вспомнил, где видел этот цвет. Израильский танк Merkava-4 в пустынном камуфляже, в новостях показывали.
    Здесь, правда, речь идёт не о камуфляже, а наоборот, о выделении из группы компонентов «неограниченной серии», они одеты, как до начала военной службы или после её окончания. Однако и форма, и камуфляж — это снаружи. Внутри первой находится отважный израильский воин, под вторым — его боевая машина. Вот что важно...
    Акустика Elate и так принадлежит к элитному клубу, а серия LE отличается от «просто» Elate почти по всем параметрам. Что значит «почти»? Например, по структуре новый кроссовер МХ-33.3 LE не отличается от своего родственника без букв «LE», хотя некоторые номиналы подверглись изменениям. Остальные компоненты системы разработаны специально для этой серии. Я не оговорился — Elate LE это действительно серия, в которую входят (на сегодня) шестидюймовый мидбас/бас, купольный среднечастотник и твитер, а также два комплекта акустики — двух- и трёхполосной. Супер-элитность акустики подчёркнута не только шикарным кейсом, в котором она доставляется новому хозяину, но и явно подобранными компонентами, на каждом вручную (фломастером) написан серийный номер комплекта, которому компонент принадлежит. У нас вот оказался с  обозначением 142/500. Всего,  значит, будет сделано 500, как мне подсказывает собственная смекалка.
    Раз уж мы упомянули о кроссовере, то приглядимся к нему повнимательнее. Здесь три катушки (одна из них, самая могучая) с железным сердечником и пять конденсаторов (два — плёночных). Формула кроссовера такая: II/Zobel + (I + II) + II — как и было сказано, она не отличается от той, что мы вывели в своё время для кроссовера Elate. Для фильтров ВЧ и НЧ, разделяющих полосы среднечастотника и твитера, можно выбрать порядок фильтра (I или II), а для СЧ и ВЧ-головок — назначить уровень из ряда +2/0/ 2 дБ. Как обычно,у фильтра НЧ-головки и фильтров СЧ/ВЧ раздельные входы; которые соединены внешними перемычками. Если акустику вы включаете не биампингом, подключаться к фильтрам довольно хлопотно.
    Теперь, как говорят в пьесах, «реплика в сторону». Настройка фильтров трёхполосной акустики и вообще требует изрядных затрат времени, а когда у кроссовера столько степеней свободы, вероятные временные рамки могут отодвинуться за линию отпуска. Особенно если переключатели кроссовера недоступны с того места, где производится прослушивание. Чтобы сократить временные затраты, компанией Morel производится устройство, названное Accuset Alignment System. Образно говоря, это система дистанционного управления кроссовером — она подсоединяется к нему ленточными кабелями (1,6 м) и в большинстве случаев позволяет вести настройку, не вставая с места прослушивания. Устройство работает со всеми кроссоверами, которые снабжены соответствующими разъемами и которые обозначаются как Remote Alignment Crossovers (кроссоверы с дистанционной установкой). Это, конечно, Elate LE, но также Elate (двух- и трёхполосные) и Hybrid Ovation (двухполосные).
    Диффузор НЧ-головки Elate SW 6LE трёхслойный. Сверху — ткань из углеволокна, снизу — аморфный материал из углеродных волокон в полимерном связующем и в середине — авиационный сотовый материал Rohacell. Диаметр центрального колпачка 76 мм. Корзина литая и, конечно, беззвучная. Внешний обод корпуса проточен с качеством, которое могло бы составить предмет гордости ювелиров даже на родине этой акустики. Магнитная система, как обычно, обращенная, внутри трёхдюймовой звуковой катушки находится комбинированный магнит из неодимового сплава и стронциевого феррита. Катушка намотана алюминиевым шестигранным проводом (технология Hexatech). Провода к катушке подведены по второму способу, а иначе в системах с обращенным магнитом и не бывает.
    У купольного среднечастотника CDM-88LE тканая мембрана диаметром 53 мм (довольно мягкая для СЧ-головки) с пропиткой материалом Acuflex. Как всегда, купол окружён коротким рупором для лучшего согласования излучателя со средой на низких частотах. Комбинированный неодим-стронциевый магнит — внутри 54-миллиметровои звуковой катушки (для купольника это нормально). Осевое отверстие в корпусе СЧ-динамика закрыто акустическим сопротивлением из войлока, назначение которого — снизить добротность головки. Изготовителем указана частота резонанса 280 Гц.
    Твитер МТ-24LЕ имеет 28-миллиметровую звуковую катушку и 27-миллиметровый шёлковый купол (также с пропиткой Acuflex). Главная и очень редкая особенность новых пищалок это полуоткрытый корпус — осевое отверстие закрывает «таблетка» акустического сопротивления. Перед куполом установлена защита, напоминающая трёхлопастный пропеллер (она нам хорошо знакома по пищалкам других серий Morel). Пищалки комплектуются, во-первых, корпусами с овальным отражателем для заглублённого монтажа. Во-вторых, в комплект входят подставки под тви-теры для установки на поверхность с разворотом оси на 20/55 градусов. Наконец, есть здесь и пара подставок под первые корпуса («чашки»), с помощью которых можно организовать полузаглублённую установку пищалок с разворотом оси на 40 градусов. В последнем варианте CAR (акустическое сопротивление) твитера окажется практически закрытым, позже мы выясним, насколько это существенно. Специфицированная частота резонанса пищалки 700 Гц.
    Прослушивая акустику с относительно простыми кроссоверами, мы пробуем разные варианты установки аттенюатора. При работе со сложными системами всегда «танцуем» от того варианта, который был выбран при измерениях, и делаем по одному шагу в каждом направлении (каждым переключателем). При другом подходе есть вероятность отыскать своего рода «локальный оптимум» и тем самым только дезинформировать читателя. Чуда и на этот раз не произошло, объективный оптимум оказался таким же и по субъективным ощущениям, вот только аттенюатор твитера кто-то предпочтёт установить в положение «0». В нашей инсталляции (аттенюатор на «-2») верх был несколько осторожным, маракасы показались как бы уставшими, зато в звучании бубнов практически не ощущалось жёсткости.
    Низкие ноты мужского вокала подобраны, интонации порой словно чуть «выпячены», но от этого они не теряют убедительности. Шипящие звуки женского вокала иногда становятся немного колкими. Скрипки кажутся избыточно рельефными, их манера игры несколько нарочитая. Но это настоящие скрипки — когда задумчивые, когда безудержно порывистые. Флейты подробные, пусть и не слишком деликатные, но их устремления выглядят довольно органично. Роялю слегка недостаёт объёма, ноты верхних октав немного выдвинуты вперед. Голосовая артикуляция очень чёткая. Даже вступление Алана Парсонса к тестовому диску (Alan Parsons, «Telare Sampler». Telare, 1997) хотя и не выглядит как работа профессионального диктора, но не вызывает ни раздражения, ни недопонимания. Контрабасу не хватает глубины, однако от акустики, заведомо рассчитанной на работу с сабвуфером, этого и не ждёшь. Ждёшь другого — акустика такого класса должна правильно передать структуру дрожащей басовой струны, и тут Morel не обманывает ожиданий.

    Бесплатный совет: 1) НЧ-динамик монтировать в ящик объёмом от 4 л;
    2) обеспечить зазор между корпусом среднечастотника (сзади) и акустическим
    оформлением; 3) твитер ориентировать возможно ближе к оси.

    Показатель допустимой мощности мы (как это часто бывает с трёхполосной акустикой) синтезировали из приведенных изготовителем значений. Принцип тут такой: мощность НЧ-головки умножаем на 1,5, берём сумму показателей для НЧ и СЧ-динамиков и из двух результатов выбираем меньшее. В данном случае оба способа дали один и тот же результат, который и приведён в таблице. Силовой фактор (6,9 Тл м) немного (на 7%) выше, чем мы в своё время (№2/2008) получили для шестидюймовой головки регулярной серии Elate. Подвижная система (17,1 г) на 24% тяжелее — трёхслойный диффузор как-никак, и предсказанная чувствительность НЧ-головки (86,9 дБ/Вт) не столь высокая, как хотелось
    бы. Общая чувствительность системы попала на нижнюю границу нормы, но всё же за её пределы не вышла. Нелинейные искажения на верхнем басе чуть повышены, но весьма вероятно, что на результаты измерений повлияла форма АЧХ басовой головки.

    Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт        300
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)       95 —   20000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц)                87,5
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90дБ(1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,01
    Коэффициент нелинейных искажений (90дБ(1 м), 80— 125 Гц) %  2,87
    Параметры Тиля — Смолла                        НЧ     СЧ        ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц    54,2     668       1810
    Эквивалентный объём Vas, л                   10,1         -          -
    Полная добротность Qts                       0,394       0,837      -

    На этом графике мы видим семейство характеристик фильтров по напряжению при работе на реальную нагрузку. Понятно, что при переключении порядка фильтров (6/12 дБ/окт.) изменяется и добротность, поскольку физически лишь отключается один из элементов фильтра. Когда пищалка включается через фильтр 1-го порядка, на форму частотной характеристики влияет характеристика импеданса головки. Это лишний довод в споре с теми, кто превозносит фильтры 1-го порядка как решение всех проблем. Действие аттенюатора показано только на характеристике фильтра ВЧ пищалки.

    Теперь мы можем в очередной раз убедиться, что характеристики звукового давления имеют довольно отдалённое сходство с характеристиками напряжения. СЧ-головка сверху фильтруется 1-м порядком, тем не менее её диапазон естественно ограничивается с обеих сторон. Полоса твитера ограничивается фильтром 2-го порядка, но даже при этом на АЧХ хорошо виден подъём с центром на 1,9 кГц — естественно, при выборе фильтра 1-го порядка этот подъём окажется ещё выше. Аттенюатор СЧ установлен в положение +2 дБ, аттенюатор ВЧ — в положение -2 дБ. Частоты раздела такие: НЧ/ СЧ — 530 Гц, СЧ/ВЧ — 4,15 кГц.

    Импедансные характеристики баса и среднечастотника выглядят достаточно обыкновенно. Частота резонанса СЧ-головки довольно низкая для купольника, но, конечно, она и близко не подходит к тому нереально низкому значению, которое значится в описании. Не знаю уж, кто там и что напутал... Кстати, добротность СЧ-головки мы привели в таблице неспроста: если «зрачок» акустического сопротивления окажется закрытым (скажем, задней стенкой посадочной ниши), то полная добротность повысится до 1,07, а это не лучшим образом отразится на результирующей частотной характеристике в районе 1 кГц. У твитера, судя по характеру импеданса, нет ферромагнитной жидкости в зазоре, зато есть две внутренние камеры, соединённые каналом, вследствие чего на импедансной кривой не один максимум, а два. Если тыл пищалки открыт не в пространство, а в ограниченный объём (в нашем случае — в корпус для монтажа на поверхность), то на графике появится даже уже три пика, поскольку корпус у неё «полузакрытый». Правда, пики находятся ниже рабочего диапазона твитера, для нас более существенно то, что в этом случае частота резонанса повышается примерно до 2100 Гц. И ни в каком варианте установки частота резонанса не приблизится к заявленным 700 Гц.

    Частотные характеристики системы в целом показаны при следующих настройках. Фильтр НЧ полосы среднечастотника — 6 дБ/окт., фильтр ВЧ полосы твитера — 12 дБ/окт. Аттенюатор полосы СЧ «намертво» установлен на +2 дБ, в большинстве инсталляций переключать его и не придётся. Для аттенюатора пищалки приведены два крайних положения — +2 и -2 дБ, а также АЧХ с изменённой крутизной того и другого фильтра (СЧ — 12 дБ/окт., ВЧ — 6 дБ/окт.). На этой АЧХ хорошо проявился горб, вызванный особенностями частотной характеристики твитера, а вот на АЧХ в полосе ответственности среднечастотника изменение характеристики фильтра почти не сказывается. У СЧ-головки хорошая дисперсия излучения, но твитер излучает в сравнительно узком «лепестке», а потому лучше его стремиться монтировать по оси. При установке в объёме двери полная добротность НЧ-динамика составит 0,44, а нижняя частотная граница придётся на 114 Гц, следовательно, сопряжение с сабвуфером может пройти не так гладко, как мечталось. На баттервортовскую добротность эта головка выйдет в объёме 4 л, и нижняя частотная граница по расчётам придётся на отметку 102 Гц. Видимо, на такой объём (или немного больше) и следует рассчитывать.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Трёхполосная акустика
    КТО
    Morel Elate 6 LE 3-way
    ПОЧЕМ
    42350 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Высокий резерв мощности
    Богатые возможности настройки
    Широкая дисперсия излучения на СЧ
    ЭТО — МИНУС
    Непростая установка в двери
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Новое высокоточное оружие

    РЕЙТИНГ

    Конструкция                       9
    Частотная характеристика  8
    Чувствительность               8
    Басовый потенциал            7
    Звук                                  9
    Итог                                 41

    Источник: журнал Автозвук, 10/2008. Текст и  измерения: Юрий Евтушенко.

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Morel Elate 6.3 LE
    Morel Elate 6.3 LE
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa