Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Компонентная акустика Impact HS8038.S. Правила Ушакова

    Во времена Ушакова существовали незыблемые правила ведения морской баталии. За их нарушение, к примеру, на флоте «владычицы морей» капитана запросто могли перинсталлировать с мостика на рею, не глядя на результат сражения.

    Капитан, а позднее адмирал Ушаков к большинству этих правил относился творчески, что в значительной мере и послужило залогом его побед. К примеру не положено было начинать бой в сумерках, а тем более в темноте. Эскадра же Фёдора Фёдоровича напала на противника в гавани, когда вся турецкая команда ловила вечерний кайф (начальство курило кальян, матросы кушали кофе) и была совсем не готова к сражению. Так они и попали в плен — с кальянами и в тапочках. Или вот ещё: в бою ни при каких условиях нельзя было нарушать строй. Корабли эскадры Ушакова спокойно залезали между кораблями противника, и те, обладая более высокими бортами, не могли вести огонь, не рискуя обстрелять своих же. А был вариант, когда судно российской эскадры вообще ночевало среди кораблей противника, а с первыми лучами зари преподнесло им сюрприз. (Вот, кстати, подтверждение известной поговорки: «Кто рано встаёт, тому Бог даёт».) Короче, основным правилом господина адмирала было — долой все правила.
    В акустике, как и в любой прикладной дисциплине, существует множество правил. Некоторые из них следуют из самой физики явлений, их нарушение попросту бессмысленно. Нет резона пытаться воспроизвести басы твитером (как и атаковать фрегат на шлюпке). И не стоит пытаться отыграть верха сабвуфером (как пробовать пройти по мелководью на том же фрегате). Но есть некоторые правила, которые кажутся всем разумными (потому что так повелось), но обойти которые, в принципе, возможно.
    Как строится двухполосная система? Из мидбаса и твитера — что же тут непонятного? Сам же только что написал, что ни без пищалки, ни без басовой (мидбасовой) головки обойтись не удастся. Тут я от своих слов не отказываюсь, но давайте пойдём чуть дальше. Из чего состоит кроссовер? Из фильтра НЧ и фильтра ВЧ — а как же иначе?
    А вот посмотрим, как. И знакомство с акустикой Impact начнём именно с кроссовера (это потому, чтомы уже знаем как...). В крупном корпусе с прозрачной крышкой элементов немного: четыре конденсатора, два из которых плёночные, оставшиеся, понятно, оксидные, и две катушки. Два электролита соединены последовательно, значит, это физически их два, а электрически один. Та катушка, что покрупнее, к тому же на ферритовом сердечнике — одно это заставляет призадуматься, потому что на глазок её индуктивность должна быть чуть ли не десяток миллигенри. Ну никак на привычные килогерцовые границы полос. Кстати, в описании этой акустики скромно указано, что частота раздела фильтров 130/5700 Гц. Это как, если акустика двухполосная? Ладно, не буду нагнетать таинственности, на лавры Донцовой не претендую... Вот тут где-то неподалёку должны были сверстать схему кроссовера.
    Смотрите: мидбас включён через фильтр ВЧ 2-го порядка, так же как и твитер. То есть 8-дюймовую головку авторы разработки включили через фильтр ВЧ, чтобы «отгородиться» от сабвуфера, уменьшить искажения на нижней середине и увеличить перегрузочную способность системы. А как же фильтрация по верху, ради которой (на 50%) и городят фильтры обычной, «не ушаковской» компонентной акустики? А, похоже, никак. Прецеденты такой тактики, впрочем, есть, и в изобилии: коаксиалы ведь как-то обходятся? Правда, было не раз говорено, что отсутствие фильтра ВЧ — как раз главная беда коаксиалов. Но было писано также и то, что головка динамическая — сама по себе полосовой фильтр, и в тех редких случаях, когда «механический фильтр» поверху работает как надо, можно обойтись без электрического фильтра. Как в действительности работает этот фильтр, мы увидим чуть позже. А пока ещё раз взглянем на схему кроссовера. Следующая странность заключается в том, что цепочка Цобеля стоит в ветви фильтра твитера. Зачем ему корректировать импеданс, когда у нагрузки (это мы выяснили) всей индуктивности 0,05 мГн? Это если по правилам. Но RC-цепочка попутно сдвигает фазу — как видно, инженеры Impact Audio Systems применили её именно для этой цели.
    Раз уж мы сегодня «воюем» по правилам Ушакова, мидбас оставим на потом, а в первую очередь рассмотрим твитер. У него титановый купол, перед которым расположено эллиптическое фазовыравнивающее тело без апертуры. Из-за того, что тело некруглое, у пищалки  должен быть и некруговой конус дисперсии. То есть при инсталляции появляется возможность корректировать звуковое поле за счёт вращения пищалки вокруг её оси. С помощью входящих в комплект монтажных принадлежностей вы можете преобразовать «чашку» в корпус для монтажа на поверхность, так что авторы разработки не ограничивают творчество инсталляторов.
    У мидбаса (напомним, если кто успел забыть: 8-дюймового) литой и, соответственно, тщательно заглушённый корпус. Подвес текстильный, с двойным гофром, как в профессиональной акустике (то есть практически, вечный). Для 8-дюймовой головки подвес довольно узкий (13,5 мм),  и вообще конструкция его не ориентирована на большой ход диффузора, зато при небольшом ходе она должна обеспечить максимальную линейность. При этом у головки почти сабвуферные размеры магнита (133 х 20 мм) и соответствующая звуковая катушка (38 мм). Так что резервы мощности у этой акустики должны быть незаурядные. Диффузор из целлюлозы с лицевой стороны покрыт лаком. Внутри звуковой катушки установлено центральное тело («пуля») — с направленностью 8-дюймового мидбаса имеет смысл бороться всеми доступными способами. Уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, и правильно: штатных посадочных мест под «восьмёрки» не бывает. Защитные решётки надо будет приобрести отдельно.
    Отсутствие нижних басов в акустике этого калибра кажется несколько неожиданным, если не знаешь, что она изначально ориентирована только на работу с сабвуфером. Контрабас приходится додумывать, кроме атаки почти ничего и не слышно, зато атака стоит того, чтобы при инсталляции подпереть её достойного качества суббасовым фундаментом. У бас-гитары рельеф очень плотный и одновременно бархатистый. Мужские голоса очень чётко артикулированы, сибилянты естественны, слегка недостаёт лишь собранности по низам, а на звуке «к» и английском «t> ощущается некоторый акцент. Женский вокал очень открытый, возможно, избыточно напористый, но передача интонаций кажется довольно естественной. Когда на акустической гитаре играют медиатором, атака становится очень звонкой, а аккорды берутся живо и музыкально. Скрипки нарочитые, временами они слишком живые, а порой кажутся замедленными. Тарелки достаточно звонкие и рассыпчатые. Если свести впечатления в короткую, как морская команда, форму, получится: играет выразительно и не громоздко.

    БЕСПЛАТНЫЙ СОВЕТ: для тонкой настройки звукового поля попробуйте вращать твитер вокруг его оси.

    Пиковая/RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт 600/300
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 90 — 18500
    Чувствительность, дБ/Вт ( 1 м) ( 150 — 15000 Гц)     92
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 —4000 Гц), %       0,790
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 63 — 125 Гц), %_0,965
    Параметры Тиля — Смолла  мидбасовой головки
    Fs. Гц     Vas, л         Qts
    72,7         18,2            0,393

    Можно подумать, что показатель допустимой мощности итальянцы задали слегка самоуверенно (мы исходим из 250 Вт для катушки 1,5 дюйма), Но испытания на допустимую мощность проводятся шумовым сигналом, охватывающим полный спектр, и в данном случае часть его будет задержана фильтром ВЧ мидбаса, так что, похоже, изготовитель с нами честен (что за многими итальянскими фирмами водится чаще, чем за другими, кто бы что ни говорил про макароны и их любителей). Силовой фактор (7,7 Тл м) весьма солидный, а «подвижка» достаточно лёгкая, отсюда и невиданное в «нашей» акустике значение чувствительности мидбаса — 94 дБ/Вт. Да и показатель чувствительности системы в целом более чем достойный. С искажениями — просто песня. И если похожие значения осреднённого КНИ на средних частотах нам встречались, то на басах мы имеем новый абсолютный рекорд наших тестов. Это, заметьте, притом что измерения проводились (соответственно калибру) в полосе от 63 Гц, если взять обычный для мидбасов диапазон 80 — 125 Гц, то получится и того меньше — 0,55%.

    Характеристика импеданса системы имеет необычный вид: на басах полное сопротивление возрастает из-за присутствия фильтра ВЧ. Зато выше 10 кГц импеданс системы ниже, чем у отдельно взятого твитера — вследствие присутствия цепи Цобеля.

     

     

    Так выглядят характеристики фильтров по напряжению, частоты среза фильтров 80 Гц и 7,8 кГц. Первый фильтр ВЧ, как видим, высокодобротный, отсюда, возможно, и проистекает некоторая несобранность подачи «бархата» мужских голосов.

    Вот такими получаются частотные характеристики компонентов по звуковому давлению при включении их штатным образом, через кроссовер. Конечно, зубец на характеристике первого фильтра никуда не делся (что косвенно и авансом говорит о том, что АЧХ собственно мидбасовой головки в этом месте гладкая). Частота среза характеристики твитера — те же 7,8 кГц, что были заданы фильтром. Самое же интересное здесь то, что без помощи фильтра мидбас просто перестаёт излучать, крутизна спада выше 10 кГц больше 50 дБ/окт. Интересны тут сразу два аспекта: что перестаёт излучать так быстро и гладко (это раз) и что так высоко (это два). Знаю, что в старину такие диффузоры умели делать, но не думал, что и сейчас ещё кому-то это удастся. К счастью, я ошибался.

    А вот это — для сторонников поканального усиления: АЧХ компонентов по звуковому давлению, снятые при прочих равных, но при прямом подключении к выходу усилителя. Что при этом не изменилось? Закономерно — поведение мидбаса на верхней границе своего рабочего диапазона, да и с чего бы, как было — напрямки, так и осталось. Что изменилось? Во-первых, ход АЧХ в области нижних частот — теперь она заходит низко, но спадать начинает рано, как и положено, когда имеешь дело с низкодобротной головкой. Во-вторых, АЧХ пищалки, уж ей-то было что терять. Обратите внимание: без фильтра твитер играет очень ровно в полосе частот, начинающейся не от 8 без малого килогерц, как в штатном включении, а от 3 кГц, а хорошо заметный на кривой горб на частоте собственного резонанса находится почти на октаву ниже, при поканалке прибить его ещё ниже для мастера пара пустяков, и вообще: делить можно от 3 до почти 8 кГц, есть простор для частотного манёвра.

    Результирующая АЧХ системы (в штатном включении, разумеется) выглядит вот так. Твитер и мидбас сопрягаются очень удачно, при реальной инсталляции за счёт взаимного расположения головок можно попробовать добиться ещё более интересного результата. Кстати, на верхней границе диапазона пищалка ведёт себя нетипично для металлического купола. Если бы не повышенная волнистость на средних частотах, было бы совсем замечательно. Ну и присутствие аттенюатора, думается, не было бы лишним. Кроме осевой АЧХ, мы сняли характеристики под углом 30 и 50 градусов. На верхней середине направленность мидбаса всё же сказывается, но в целом дисперсия излучения относительно ровная в абсолютном зачёте и исключительно ровная — для 8-дюймового мидбаса.
    В объёме двери полная добротность мидбаса Qtc составит 0,47 с нижней частотной границей 151 Гц. (В данном случае безразлично, в салоне или на воздухе — салон на этих частотах ещё «не работает».) Теперь становится понятнее, почему авторы разработки выбрали высокодобротный фильтр — он компенсирует спад. Не возбраняется монтировать мидбасы в ящик, правда нижнюю частотную границу существенно снизить не удастся: в ЗЯ от 7 до 10 л она попадёт на отметку 137 Гц. Однако не исключено, что в таком варианте установки характерные особенности звукового почерка станут более заметными.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Компонентная акустика 8 дюймов
    КТО
    Impact HS8038.S
    ПОЧЕМ
    14000 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Высокая чувствительность
    Исключительно низкие искажения
    Высокий резерв мощности
    Ровная дисперсия излучения
    ЭТО — МИНУС
    Нет аттенюатора
    Низкий басовый потенциал
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Акустика, играющая по своим правилам

    РЕЙТИНГ

    Конструкция                      9
    Частотная характеристика 8
    Чувствительность             9
    Басовый потенциал           7
    Звук                                 8
    Итог                                41

    Источник: журнал Автозвук, 01/2009. Текст и  измерения: Юрий Евтушенко.

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa