Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Шоу-рум/Мастер-класс. ВАЗ-2110 - история одного автомобиля. Попадание в десятку

    Можно ли построить качественную аудиосистему, не потратив на компоненты сумму, сопоставимую со стоимостью подержанного автомобиля? Можно. И очередное тому доказательство - этот ВАЗ-2110, доработанный Артемом Шереметьевым из города Сызрань.

    В car audio, как и любом другом серьезном хобби, определенно есть что-то мистическое. Хотя бы в том отношении, что всякий, впервые увлекшийся, устремляется в кэролловскую кроличью нору и обнаруживает... ну да, не земляной колпак вокруг головы, а новый незнакомый мир со своими законами, правилами, иерархией и устоявшимся строем бытия, где новоявленной «Алисе» поначалу как-то неуютно. Потом привычно, затем нравится, а уж под конец и силком из этой норы не вытащишь. С владельцем этой «десятки» именно так и получилось - захотел немного улучшить музыкальную систему, а там и понеслось. Что за акустика в дверях? Коаксиальная? И вот уже на ее месте двухполосная компонентная пара. Баса не хватает? Так ведь и сабвуфер необходим, как минимум для общей гармонии. Есть и сабвуфер. А что на соревнованиях? Поначалу сокрушительный провал с первой версией системы, а дальше апгрейд, если это слово применимо к процессу, больше напоминающему превращение речного трамвайчика в боевой эсминец. Соревнования, эксперименты, ротация компонентов и прочие прелести аудиофильского увлечения, собравшие в кругах посвященных многие тысячи (сотни тысяч, чего уж там) ценителей качественного звучания. А ведь когда-то шел в магазин просто за новой магнитолой. Теперь уж и вспоминать неловко.

    ОТ ХОРОШЕГО К ЛУЧШЕМУ

    В качестве реликтов первой версии системы сохранились четырехканальник Ivolga BG 1004, прежде выполнявший функции сердца системы, и низкочастотник Audiobahn AW 1251Т, к которому претензий как не было, так до сих пор и не появилось. Не оправдавший всех возложенных на него надежд комплект Mac Audio получил отставку. Кто на новенького? Ну во-первых, число каналов увеличилось до трех, а следовательно, кому-то предстояло закрыть телом - точнее, мембраной - среднечастотную полосу между мидбасами и твитерами. Поэкспериментировав немного с «купольной» продукцией бренда E.O.S., владелец машины решил двинуться немного дальше и отдал предпочтение динамику Hertz HL70. Его ближний родственник занял и нижнюю секцию частотного диапазона - в дверях нашли новый приют 16-сантиметровые Hertz HV165L В верхнем сегменте без маленьких революций тоже не обошлось, там пристроились высокочастотные головки Eton, отличающиеся, по мнению обладателя, мягким, приятным звучанием, пусть и не забирающимся в ультразвуковые сферы.

    САБВУФЕР
    Видите надпись «Audiobahn» рядом с корпусом сабвуфера? На ее изготовление у Артема ушло в общей сложности около двух недель - каждую букву пришлось выпиливать ножовкой из 3-миллиметровой нержавеющей стали. Полученным результатам установщик остался доволен, но на новые трудовые подвиги подобного плана его отчего-то не потянуло. Что касается самого низкочастотника, то он состоит из Audiobahn AW 12517 и 56-литрового фазоинверторного корпуса.
    ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО
    В центре консоли красуется передняя панель ресивера Alpine CDA-9815RB. Сигнал с выходов Front и Rear поступает на усилитель Calcell, который транслирует его на твитеры и мидрейнжи, а Sub отдан в распоряжение четырехканальника Ivolga, который качает сабвуфер и мидбасы

    МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА
    «Феноменальная громкость системы меня никогда особенно не привлекала...»
    АРТЕМ ШЕРЕМЕТЬЕВ, владелец автомобиля
    Создавая систему, я сделал основной акцент на прозрачность, чистоту и натуральность передаваемых звуковых образов. Феноменальная громкость и выживание из системы максимума децибел меня никогда особенно не привлекали. Зато четко прорисованный бас, тембральный и музыкальный баланс -все это интересовало значительно больше.

    Подиумы мидбасовых головок представляют собой «сэндвич» из четырех фанерных колец. Первоначально были изготовлены цилиндрические заготовки необходимого диаметра, а затем в каждой из них было проточено отверстие по динамик. Финальная доводка подиумов проводилась на фрезерном станке. В результате Hertz HV165L получили свое конечное положение, с небольшим доворотом на ручку коробки передач. Среднечастотники установлены на креплениях зеркал бокового обзора, мембраны каждого из них направлены на дальнего слушателя. Подиумы изготовлены с применением тканевой основы и эпоксидной смолы. Полученных 0,2-литровых объемов для корректной работы динамиков оказалось недостаточно, а потому решено было организовать в корпусах панели акустического сопротивления - на практике это означает появление в их задних стенках множества отверстий. Твитеры Eton расположились в стойках примерно на высоте 1/3 этих кузовных элементов (если считать снизу, разумеется). Пищалки «смотрят» в середину салона.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

    По сравнению с первоначальной версией системы, усилительная составляющая также претерпела серьезные изменения: аскетичный набор из одного четрырехканальника, по определению предполагавший наличие в системе пассивных фильтров, пополнился еще одним компонентом. Компанию «Иволге» составил Calcell VAC75.4 -о числе выходных каналов и поставляемой на них мощности несложно судить по его индексу. Кстати,
    отсутствие на современном рынке памятного многим имени Calcell с лихвой компенсирует наличие Adagio - та же самая продукция теперь именуются на итальянский манер. Вместе эти усилители позволили организовать поканальную схему усиления, при этом «ветерану» досталась нижняя часть диапазона - мидбасы и сабвуфер, а «новичку», соответственно, верхняя. Сопрано высокоча-стотника прерывается, и довольно жестко, четвертым порядком на 3 кГц, дальше «спуск» продолжают Hertz HL70, работающие от второй пары каналов Calcell VAC 75.4. Они звучат до 200 Гц. НЧ-секция фронтальных АС прорабатывает полосу от 160 до 70 Гц, а от 65 и ниже - зона ответственности сабвуферного динамика. Руководит системой головное устройство Alpine CDA-9815RB: выходы Front и Rear, подключены к Calcell, а канал Sub отдан в распоряжение «Иволги», которая делит его между своими «подопечными» - фронтальными басовиками и сабвуфером.

    ДЛЯ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ

    Помимо музыкальной в автомобиле есть еще и мультимедийная система, построенная для задних пассажиров. Она включает DVD-pecuвер Challenger, изображение с которого передается на потолочный монитор. На приведенной в этой статье схеме упомянутые компоненты не обозначены - все-таки мы рассказываем о соревновательной составляющей этой инсталляции.
    МИДБАСЫ

    Мидбасовые динамики Hertz HV165L установлены с небольшим доворотом в сторону рычага КПП. В основе подиумов лежат конструкции из нескольких фанерных колец. Задача этих головок - воспроизводить частотный диапазон от 160 до 70 Гц. Декоративные накладки в виде языков пламени изготовлены из оргстекла.
    СРЕДНЕЧАСТОТНИКИ И ТВИТЕРЫ

    Среднечастотные динамики Hertz HL70 направлены на дальнего пассажира (в случае правой головки это, соотвественно, водитель). Коль скоро этим компонентам требует рабочий объем, были изготовлены корпуса по 200 миллилитров каждый. Этого оказалось мало, и в задней стенке каждого их них Антон просверлил отверстия, превратив закрытые объемы в ПАСы. Что касается пищалок Eton, то их мембраны направлены в центр салона. Все эти четыре динамика работают от четырехканального усилителя CalcellVAC 75.4.

    ПО МЕСТАМ

    Что касается последнего, то путь его акустического оформления оказалась довольно тернист. Были опробованы практически все изобретенные человечеством варианты установки, но в результате предпочтение отдали внушительному, 56-литровому корпусу со сдвоенным фазоинверторным портом. При его создании не последней задачей было сохранить как можно больше свободного места в багажнике - владелец собирался и дальше пользоваться им по прямому назначению. Это требование выразилось в «эргономичной» геометрии корпуса, задняя стенка которого в точности повторяет наклон спинки заднего дивана. Сама конструкция выполнена из ДСП с распорками внутри и проклеена визоматом. По соседству с низкочастотником разместился и басовый усилитель - Ivolga BG1004 закреплен на специально изготовленной, усиленной задней полке и практически не отнимает у багажника полезного пространства. Что касается Calcell VAC 75.4, то для него нашлось место у правой стенки багажника.

    ПОТИШЕ МОЖНО?

    Работы по подготовке автомобиля к инсталляции музыкальной системы также стали увлекательным приключением. Все-таки за основу был взят продукт отечественного автопрома, который, как водится, представлял собой гремучую (в прямом смысле слова) смесь плохо подогнанных друг к другу элементов. Ну а раз так, внимания кузову требовалось прилично. Все детали, подпадающие под определение «кузовные панели», отделали продукцией STP, а уж что касается дверей, тут и вовсе была исполнена «особая песня». Технологические отверстия внутренних кузовных панелей, как окна брошенных домов, заделали наглухо с помощью сэндвича из трехмиллиметровой фанеры и сходной толщины слоя звукоизоляции. В результате общее количество шумов удалось привести к более чем приемлемому уровню. Пол, потолок, крылья и все остальное, что имело смысл «шумить», тоже «отделали» на совесть - при проверке «на простукивание» кузов издает примерно такой же звук, что и поверхность субмарины во время погружения. Возвращаясь к дверям, вспомним недобрым словом штатные клипсы-пистоны, сломавшиеся на очередном этапе работ, и воздадим хвалу саморезам, которые снова поддержали имидж универсального средства крепежа. Вряд ли мы кого-то сильно удивим, сказав, что эта версия системы, скорее всего, не последняя. Такое уж дело автозвук -совершенство тут труднодостижимо, а по мнению некоторых, и недостижимо вовсе. Уже сейчас у Артема имеются вполне конкретные планы по дальнейшему развитию инсталляции, но их еще только предстоит реализовать. А нам остается только пожелать ему удачи и новых появлений на страницах CarMusic с не менее интересными работами.

    Источник: журнал "Car&Music", январь-февраль 2009. Текст Георгий Белов, фото Дмитрий Лейман

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa