Этой относительно короткой истории предшествовало довольно длительное обсуждение с редакцией. Никак не могли определиться с рубрикой. И вот почему...
«Своя игра», насколько я успела изучить труды предшественников — это от лица тех, кто реально резал, клеил и паял. Это — не совсем мой жанр, потому вроде не подходит. «Системы» — это плановые, регулярные работы профессиональных студий, где всё заранее расписано: сроки, бюджет, категория, архитектура и стилистика. Здесь тоже не совсем подходит: строительство этой системы не входило в планы студии, выполнялось в свободное от основной работы время, а я встревала в работу знающих людей гораздо больше, чем позволяется нормальному заказчику. Вот и решили, что будет дуэт для женского (любительского) и мужского (профессионального) голосов.
Кто-то любит спонтанные решения, и, хотя я обычно выступаю за чёткие планы, не могу не признать: иногда неожиданные поступки приводят к ещё более неожиданным результатам.
Я никогда не увлекалась автозвуком, да и просто звуком тоже (регулярные походы в Большой на оперу не в счет, в этом журнале «звуком» называют другое). Однако, повинуясь каким-то своим замыслам, судьба свела меня с потрясающими людьми — коллективом студии «Акцент-Аудио» и некоторыми ее клиентами, из числа допущенных к таинству создания аудиосистемы в автомобиле.
Началось, как всегда, с мелочи. После покупки ненового Hyundai Accent я приехала к ребятам переставить из своей старой машины старенькую же «голову» JVC, поскольку штатное корейское ГУ не умело читать mp3, да и в остальном даже меня (тогдашнюю) не могло впечатлить. Ну и заодно поставить акустику (простенькую) взамен штатной (совсем никакой), после чего стала периодически заезжать по вечерам «на огонек», посидеть и поболтать обо всем на свете (кроме звука в профессиональном понимании).
Как раз в то время в боксе студии довольно часто появлялась Elantra Антона Вольсова («АЗ» №4/2008), ставшего впоследствии чемпионом России по версии EMMA в классе «Новичок 5». Процесс постройки и доводки соревновательного автомобиля, особенно под зажигательным руководством Антона, оказался настолько интересным, что многие «привилегированные» клиенты студии загорелись поучаствовать в следующем сезоне. Желающих нашлось немало, и вот на одной из вечерних посиделок сотрудник студии Алексей Голышин, загибая пальцы, стал перечислять всех мечтателей, задумавших выставить свои системы на соревнования в сезоне 2008. И дернул черт меня спросить: «А меня можешь вывести в чемпионы?» После недолгого раздумья я получила ответ: «Не вопрос, тысяча евро и сутки времени». И я поверила...
Комментарий Алексея: Сначала я воспринял этот вопрос как шутку, да и ответил не совсем всерьёз. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, и даже удвоенная шуточная доза оказалась недостаточной...
«Акцент» — автомобиль хорошо мне известный, поэтому в голове быстро нарисовался приблизительный план системы, хотя окончательно проект сформировался далеко не через сутки. За основу были взяты проверенные, но при этом вовсе не самые дорогие компоненты. Утвердили схему подключения и класс автомобиля по классификации EMMA («Новичок 3»). В качестве «головы» был выбран только что появившийся в продаже Clarion DXZ785USB. Фронт решили делать составным, но монобрэндовым, на головках Eton. В качестве мидвуфера был использован WA1-160, который стоит скромнее топового Discovery, но при этом проигрывает ему только в самом низу диапазона. Высокочастотное звено однозначно определилось после выбора способа деления частотных полос. Решено было оставить мидбас на собственном спаде, а ВЧ подрезать первым порядком. Пищалка при этом должна была играть очень низко, но чисто, поэтому кроме CX280V вариантов не оставалось. Выбор усилителя много сил не отнял, хотя задача стояла непростая — качественно отыграть фронт в полную полосу и при этом не спасовать перед сабвуфером. AudioArt RS 200.4 идеально подходил по всем параметрам, а цена совсем не кусалась. AudioArt RW10 в «родном фирменном» ящике дополнил картину.
Как я уже говорила, автозвуком я не увлекалась, и даже очень переживая за Антона, внимательно следя за его рейтингом в течение сезона и всяко его подбадривая на финале 2007 года, ни разу не послушала внимательно систему в его автомобиле, а оказавшись пассажиром в машине Алексея, даже просила его сделать потише, когда особенно пронзительно играли «дудки». (Комментарий Алексея: Помню-помню, это была Keiko Matsui, трек «Into the Night».) И этот человек стал чемпионом России, скажете вы... Ну не совсем этот, я же времени даром не теряла! Первым шагом явился семинар для участников соревнований ЕММА, проведенный Генеральным директором ЕММА Россия Дмитрием Матвеевым и Главным судьей международной категории Александром Милявским. На этом семинаре я поняла главное: залог победы — полное соответствие системы правилам ЕММА. После этого задача упростилась: вот правила, вот автомобиль, одно должно отвечать другому. Всего-то...
Комментарий Алексея: Задача была «проста» как пять копеек (одной бумажкой) — построить соревновательный автомобиль за 12 рабочих часов. Инсталляция получилась максимально простая, но полностью соответствующая букве правил. В первую очередь была сделана необходимая шумовиброизоляция. Усилитель занял место под пассажирским передним сиденьем, этим мы убили сразу двух зайцев — более короткий тракт и меньшие расходы на кабельную продукцию. Под водительским сиденьем расположился конденсатор, был использован самый простой (без электроники, с одним вольтметром) фарадник, но серьезного производителя — Stinger SC201. От него же, помимо усилителя, запитано и головное устройство. Для мидвуфера изготовили фанерный туннель, соединяющий внутренний лист металла двери с обшивкой, на обшивке сделали небольшой и симпатичный декоративный подиум. ВЧ расположились в стойках лобового стекла, для них изготовили подиумы с разворотом на противоположного пассажира. «Родной» сабвуферный ящик был доработан и установлен в багажник. Вся силовая и акустическая проводка проложена, заделана и защищена в полном соответствии с правилами EMMA.
Очень хорошо помню, как лезла под руку мастерам Андрею Косинову и Владимиру Челнокову с гениальными вопросами типа «а где здесь все места соединения?», потому что по правилам ЕММА требуются определенные фотографии, а я даже не представляла, что нужно снимать, и щелкала всё подряд. Это сейчас, даже если разбудить меня глубокой ночью, без запинки расскажу про сечения всех силовых кабелей в системе, про номиналы предохранителей и про их соответствие друг другу, а тогда, в далеком уже (как кажется теперь) марте 2008 года даже о назначении предохранителей я могла только догадываться. Однако, основываясь исключительно на правилах и сведениях, которые мне удалось кое-как выжать из ребят, я подготовила вместо альбома с фотографиями, необходимого в категории «Новичок», почти настоящую презентацию со снимками и пояснениями, за что удостоилась трех восклицательных знаков в судейском протоколе на открытии сезона ЕММА 2008 в Москве. Три восклицательных знака — это, знаете ли, не каждому новичку дают...
Что касается звука, то тут отдельная история. На протяжении как минимум полутора лет (до этого просто не задумывалась) я искренне считала, что установка аудиосистемы в автомобиле — это такая мужская блажь, желание потратить деньги на похвастаться перед друзьями, не более, а построение моей системы воспринимала как некую механическую последовательность действий, регламентированных правилами ЕММА. Революция в моем сознании произошла, когда, присев посмотреть на синенькие огоньки усилителя, я неожиданно услышала, КАК играет новый мидбас... Несколько минут просто сидела на корточках около двери, боясь пошевелиться и не веря своим ушам, а потом натурально расплакалась! Говорят, женским слезам верить нельзя, но своим я поверила и от раздела правил «Качество инсталляции» перешла к серьезному изучению раздела «Качество звука». Мир вокруг меня уже перевернулся...
Комментарий Алексея: Открытие сезона было серьезным испытанием «черепашки» на прочность. Елена еще довольно поверхностно представляла, что у нее за машина, поэтому думали, что придётся поддерживать её на судействе инсталляции. Но оказалось, что она и сама справилась на «отлично». В плане качества звука тоже возникли вопросы, система была ещё очень сырой, большинство компонентов не сыграли и пары часов. Автомобиль я постарался настроить на максимально ровный тональный баланс, чтобы при всех огрехах сырых компонентов в целом система звучала максимально комфортно и правильно. Это сработало, «черепашка» на 12 баллов опередила ближайшего преследователя. В Питер машина поехала с теми же настройками, но уже немного размятая.
Победа на первом этапе ЕММА окрылила, ко второму (С.-Пб) ничего переделывать не стали, однако я внимательнейшим образом слушала замечания судьи Валерия Селищева относительно отставания сабвуфера и вариантов устранения этого недостатка. Снова заняв первое место (на этот раз в нелегкой борьбе с самой собой), решила всё-таки что-то усовершенствовать (все переделывают системы между этапами, а я чем хуже?) и по совету Алексея сменила усилитель и зашумила багажник, так как это теоретически должно было помочь несчастному сабвуферу. Но этого оказалось недостаточно, и в Нижнем Новгороде я заняла второе место, а так как после двух первых кубков цель «просто покататься с друзьями по стране» окончательно сменилась на «стать чемпионом этой страны», к следующему этапу (Тверь) поменяла и сабвуфер, что позволило сократить разрыв с первым местом, но не занять его. О том, что от этапа к этапу разыгрывались компоненты и каждый раз производилась подстройка, думаю, говорить не нужно.
Комментарий Алексея: После Кубка Балтии, пока проходили далекие от Москвы этапы, у автомобиля было достаточно времени для того, чтобы привести компоненты в оптимальную кондицию. Но к звучанию все равно оставались претензии, было понятно, что триумф двух первых этапов в таком состоянии повторить будет уже очень непросто. Необходимо было увеличить общее разрешение системы и улучшить контроль сабвуфера, который с самого начала вызывал нарекания у судей. Для этих целей, после придирчивого тестирования, хорошо подошел E.O.S. AE-90F в версии Limited Edition. Система с ним сразу же показала, что может более уверенно разгребать сырой, «аудиофильский» материал соревновательного диска. Но нарекания к низкочастотному звену все равно остались. Основная проблема была в том, что при наличии у головного устройства только трёхполосного параметрика «лишних» полос для коррекции сабвуфера уже не было, поэтому требовался динамик, максимально ровно играющий во «флэте». Только потом, после завершения сезона, я путем экспериментов добился от него пристойного звучания, в несколько другом объеме, чем рекомендовал производитель, но тогда времени на эксперименты не было. Так в системе появился новейший динамик от Morel — Ultimo SW10, а акустическое оформление оставили прежним.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Clarion DXZ785USB
Усилитель: E.O.S. AE-90F Limited Edition
Акустика: Eton WA1-160, CX280V
Сабвуфер: Morel Ultimo SW10
Елена МАРУК, партия профессионала — Алексей ГОЛЫШИН
Источник: журнал Автозвук, 10/2008
Доброго времени суток. Купил моноблок AMP 1.1500, пока что стоит сабвуфер Audio Art BRW 10 номиналом
Последнее сообщение от: M5Russia 01.05.2024, 23:12Товарищи, приветствую.
Просьба подсказать с выбором акустики. Машина - Isuzu
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C