Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Олимп. АС Brax Graphic Pro.

    Рубрика: Олимп. АС Brax Graphic Pro

    Журнал "Car&Music", №3/2005

    Прекрасные акустические системы элитного класса от компании, в которой работают люди, по-настоящему увлеченные хорошим звуком.

     

    Рассказ о флагманских АС уважаемой компании “Brax” мы начнем с предыстории появления этих систем, любопытной и показательной. Как известно, поначалу немецкая компания специализировалась на производстве элитных домашних активных акустических систем. Чуть позже она переключила свое внимание на car audio, сосредоточившись на усилителях мощности экстра-класса. Потом “Brax” вернулся к истокам – высококлассным акустическим системам, но уже автомобильного применения, приступив к разработке, основатель компании даже и не предполагал, с какими препятствиями ему придется столкнуться на этом пути. После подготовки технической стороны проекта флагманских 2-компонентных АС (3-компонентные системы, по мнению немецких специалистов, не приемлемы в car audio), оставалось совсем немногое – найти компанию-партнера, которая изготовит акустические системы по заданным характеристикам. Однако именно на этом этапе и возникли непредвиденные трудности: многие всемирно известные OEM-производители, в том числе и скандинавские, отказались сотрудничать, пояснив, что подобный проект – это самая настоящая утопия или, по крайней мере, неоправданно дорогостоящая и крайне трудоемкая в исполнении задача. Единственной компанией, которая, невзирая на все трудности, все-таки взялась за осуществление проекта, оказалась немецкая “Ehmann and partner”, причем во многом благодаря тому, что люди, работающие в ней, столь же преданы хорошему звуку, как их коллеги из “Brax”. Разумеется, путь от идеи до конечного продукта оказался тернистым, разработчикам пришлось потратить немало времени на трудоемкие исследования, чтобы в конце концов представить car-audio общественности продукт, универсальный во всех отношениях.

    Главной отличительной чертой новых систем стали материалы, использованные для производства диффузоров: разработчики рискнули применить новые составы и не прогадали. В случае НЧ/СЧ-динамика они даже называют мембрану не иначе как “miracle material”, и надо признать, подобные эпитеты вполне уместны: при толщине в 1,3 мм и скромном весе мембрана даст фору подавляющему большинству конкурентов (бумага, полипропилен, кевлар, металлы) по очень важному критерию – жесткости. Что же это за чудо-материал? Трехслойный композит, в котором между внешними слоями из стекловолокна при температуре порядка 300°С запечен редчайший состав – полиметакриламид, пришедший в авиатехнику из авиапромышленности. В последней он популярен ввиду чрезвычайно высокого отношения «жесткость/масса». Его часто используют многие производители в наиболее ответственных узлах – например, у аэробуса «А340» из полиметакриламида изготовлен хвостовой стабилизатор.

    Не менее интересно и конструктивное исполнение высокочастотных динамиков. Здесь также не обошлось без революционных решений, и они, конечно же, коснулись купольной диафрагмы. Как рассказывают разработчики, она изготавливается по сложной, многоступенчатой технологии, основу купола составляет стекловолокно, покрытое специальной пропиткой. Композит выпекается в печи при высокой температуре, а затем фиксируется при помощи ультрафиолетового излучения, как зубная пломба под контролем дантиста. Широкий подвес диафрагмы также изготовлен из редких материалов, причем весьма интересным способом: каркас полуволны выполнен из сапронила, а поверх него нанесены два 65-микронных слоя полиамида.

    Высокочастотный динамик заключен в увесистый корпус, внутри которого размещены две акустические камеры, создающие апериодическую нагрузку. Резонансная частота головки, наверное, самая малая из тех, что нам встречались у автомобильных ВЧ-динамиков – ее величина составляет всего 715 Гц, поэтому в аудиосистеме с многополосным усилением пустить в дело высокочастотники можно будет уже с частот 1,4 – 1,5 кГц. Купол трудится в окружении полурупорной нагрузки, создаваемой профилем фронтальной плоскости алюминиевого корпуса.

    Помимо необычных материалов мембран визитной карточкой акустических систем являются кроссоверы, масштаб которых внушает уважение. Фильтры НЧ/СЧ-головок и высокочастотников собраны  в отдельных корпусах изрядных габаритов, а пассивные элементы, примененные для фильтрации, иначе как прецизионными не назовешь: компоненты такого уровня редко встречаются в домашней технике, а в автомобильной и подавно. Установленные в кроссоверах катушки индуктивности принадлежат к классу ленточных, их отличают малое внутреннее сопротивление и емкость, минимальные внутренние потери и прекрасная линейность в широкой полосе частот. Для обмотки использована бескислородная медь, а в качестве изолятора – полипропилен. Он же применяется и как диэлектрик в конденсаторах пленочного типа. Отличительная черта последних – конструкция: для снижения влияния индуктивности в корпусе одного конденсатора установлены две включенных последовательно емкости, с номиналом вдвое большим, чем суммарная. Благодаря применению ВЧ-динамиков с низкой резонасной частотной разработчикам удалось без ущерба для их жизнеспособности понизить частоту разделения до 2 кГц. Такой выбор, безусловно, небесспорен с точки зрения формирования звуковой сцены при традиционном расположении динамиков, поэтому мы поискали примеры инсталляций с динамиками “Graphic Pro” и вот что обнаружили. В подавляющем большинстве случаев НЧ/СЧ-динамики устанавливают в торпедо, а высокочастотники – в непосредственной близости либо на стойках, либо на небольших подиумах в уголках торпедо, с обязательной ориентацией на слушателя. Затронув тему инсталляции АС, нельзя не обратить внимания на НЧ/СЧ-головку: ее электромеханические параметры, как и у многих динамиков высшего класса, четко указывают на необходимость корпусной установки. По нашим расчетам, получается около 13 л в случае закрытого корпуса, в нем АС смогут воспроизводить диапазон частот, начиная с 60 Гц.

    Для настройки тонального баланса в часть кроссовера, отвечающую за высокочастотную область спектра, встроены два независимых аттенюатора: первый отвечает за общий уровень ВЧ (-2…+2 дБ, с шагом 1 дБ), а второй сродни низкодобротному однополосному эквалайзеру, настроенному на центральную частоту 20 кГц (0…+3 дБ, с шагом 1 дБ). Он заведует «воздухом» в звучании ВЧ-динамика, а в условиях реальной инсталляции способен скорректировать небольшой спад на самых высоких частотах, вызванный сужением диафрагмы направленности излучателей.

    Когда системы “Graphic Pro” только появились в свободной продаже, они не оснащались штатными кроссоверами, поэтому инсталляции на них строились исключительно по принципам многополосного усиления. Но через некоторое время в комплектации все-таки появились пассивные фильтры, и тогда стали доступны различные варианты установки: и классическое подключение, и двухкабельное, и два типа многополосного – со штатными кроссоверами и с внешним активным.

    Во время тестирования АС мы решили попробовать все упомянутые варианты, и надо отметить – сравнительные результаты оказались чрезвычайно любопытными. Как ни парадоксально, но наилучшее качество звучания громкоговорители продемонстрировали именно в классическом варианте, а переход на многополосное усиление (даже с применением усилителей и кроссовера от компании, которая считается лучшим производителем подобного оборудования для car audio) не увенчался успехом: звучание стало рафинированным и отстраненным. Поэтому в процессе прослушивания мы сосредоточили свое внимание на классическом варианте. В стендовых условиях при настройке систем пришлось использовать оба аттенюатора уровня высоких частот – в нулевых положениях их уровень оказался чуть меньше желаемого. После непродолжительных экспериментов мы остановились на конфигурации «+1/+1».

    На первом прослушивании в комнате тестирования собралось немало неравнодушных к хорошему звуку сотрудников издательского дома: шутка ли, в нашем распоряжении оказались одни из самых дорогих АС за всю историю car audio, тем более от фирмы, в которой работают по-настоящему увлеченные звуком люди. Звучание вызвало единодушное одобрение у всех собравшихся – это как раз тот случай, когда с первых секунд прослушивания становится понятно, что имеешь дело с динамиками самого высокого класса, где качество воспроизведения музыки возведено в степень абсолюта. Эти системы наделены очень редкой способностью – они позволяют слушателю забыть об искусственном происхождении записи, дают насладиться «живой» звуковой картиной, ее атмосферой и тембрально богатыми голосами. Есть у этих АС и еще одно веское преимущество перед конкурентами – формируемая ими сцена совершенно не привязана к излучателям, звуковое поле насыщенное, густое, а телесность образов просто превосходная. Тональный баланс систем небезупречный, но так часто бывает со многими дорогими АС: в стендовых условиях они способны рассказать о своем потенциале очень немногое, но при их установке в автомобиль сразу все встает на свои места. Особенно хочется отметить высокочастотный регистр – при исключительной чистоте, натуральности и детальности он, в отличие от подавляющего большинства шелковых куполов, способен в полном объеме показать всю информацию, заложенную в самых верхних участках диапазона.

    Резюмируя, можно сказать, что динамики нам очень понравились, их с полным правом можно назвать едва ли не лучшими в абсолютном классе.

     

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

    Тип                                          2-компонентные АС, 16 см

    Мощность (номин./пик.)           120/180 Вт

    Уровень чувствительности       88 дБ/Вт/м

    Диапазон частот                      52 – 30000 Гц

    Кроссовер                               2 кГц; ФНЧ 12 дБ/окт., ФВЧ 18 дБ/окт.

    Номинальное сопротивление    4 Ом

    Установочная глубина              64 мм

     

    ОРИЕНТИРОВОЧНО $2350

     

    ЗА И ПРОТИВ

    За: Живое, натуральное звучание, уникальные мембраны излучателей, аудиофильские кроссоверы

    Против: НЧ/СЧ-динамикам необходим корпус большого объема.

    Предоставлено журналом "Car&Music", №3/2005
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Brax Graphic Pro
    Brax Graphic Pro
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa