В заголовок попала одна латинская буква, потом увидите, почему. Хотя, вообще-то, до 1939 года татарская письменность была на латинице.
А сегодня, если теперь мою фамилию написать по-довоенно-татарски, Martyanov, получится ник, под которым меня можно отыскать в интернет-форумах. Если меня там нет, значит, занимаюсь своим прямым делом — концертным звуком. Увлечение автозвуком началось, когда лет пять назад прочёл про головное устройство Ural ConceRt CDD, его возможности меня настолько впечатлили, что именно ConceRt я считаю своим первым серьёзным ГУ, всякие там балалайки не в счет. С тех пор ConceRt переходит с машины на машину, именно тот самый аппарат, а не такой же.
С установки ГУ началось строительство аудиосистемы и в этом авто, что естественно. Вроде бы процесс простой, отработанный, пройденный уже не раз, но мы не ищем лёгких путей никуда. И никогда. Было решено интегрировать нештатное головное устройство в оболочку штатного. Преимущества такой установки в рекламе и объяснениях не нуждаются: сохранение дизайна и отсутствие привлекательности для «пионеров». Самым трудным было, пожалуй, решиться разобрать совершенно новый автомобиль. Но решился... От штатного ГУ оставил только переднюю панель с кнопками и подсветкой и энкодер, всё остальное было безжалостно удалено. Панель CDD вынул из «родного» корпуса и подключил проводным шлейфом к тушке. Один из проводов шлейфа был подключен через реле, управляемое от замка зажигания, таким образом, получилось, что при вытаскивании ключа из замка ГУ получает штатный сигнал о снятии панели и выключается, причём через заданный промежуток времени, в CDD его можно задать в меню настроек. Там вообще всё можно задать.
Собственно корпус ГУ закреплен на штатном месте, но не весь. CD-привод был вынесен из корпуса и совмещен с загрузочной щелью на лицевой панели, оставшейся от штатной «головы». Кнопки управления на руле сохранил путем вживления в него пульта Pioneer CD-SR100. Его ИК-передатчик по имеющимся двум проводам штатного управления был вынесен в зону ИК-приемника «Урала».
Это не единственный ИК-канал управления новым головным устройством. Второе использовано для того, чтобы не пропадали многочисленные кнопки штатного ГУ. У «КонцеРта», как известно, кнопка управления всего одна. Поэтому под панелью был спрятан еще один, уже штатный, ураловский ИК-пульт, распаянный на штатные кнопки. Таким образом, получилось задействовать все кнопки штатного ГУ, мало того, функция каждой кнопки назначается в меню. Также был задействован штатный вход AUX для подключения внешних источников.
Концепция акустический системы была не очень традиционной для автозвука, но близкой мне по духу. Основной принцип: трёхполосный фронт, в котором основной диапазон воспроизводит один диффузорный среднечастотник, а сравнительно узкие НЧ и ВЧ-полосы дополняют его. И никакого сабвуфера, я (и не я один) считаю, что правильно спроектированный фронт может отыгрывать всё сам, без помощи из багажника. При этом и багажник сохраняется на 100%, и функции трансформации салона не страдают, а этот автомобиль как раз и придуман как трансформер с широкими возможностями. При этом система должна быть очень громкой и не иметь жанровой направленности, слушаю я всё и громко. Как на концерте...
В качестве НЧ-звена были выбраны Dynaudio MW182, калибром 9,5 дюйма. Такой размер басовиков, расположенных в дверях, потребовал повышенного внимания к виброизоляции. Внешняя часть двери оказалась достаточно жёсткой благодаря двум рёбрам, дополнительную жесткость ей обеспечивать не пришлось, она была заклеена двумя слоями М2. Внутренняя же часть усиленна 10-миллиметровой ламинированной фанерой и также закатана М2. Обшивки «Джаза» оказались очень хлипкими и гремучими, их тоже пришлось закатать М2 и проклеить все места соприкосновений битопластом.
Подиум НЧ-звена был набран из пяти фанерных колец, три из них, составляющие внутреннюю часть, стянуты между собой через металл двери, внешняя часть — из оставшихся двух, отфрезерованных и зашпатлеванных по форме обшивки колец. Затем все это обтянуто кожей.
В ходе поисков СЧ-звена очень удачно подвернулась пара динамиков из домашней АС центрального канала Dynaudio X-22, динамики были отслушаны в разных оформлениях, и сделан вывод — free air. СЧ/ВЧ-секция расположилась на стойках, там, где раньше были маленькие треугольные окошки. СЧ-динамики трудятся в корпусе объемом примерно 0,8 л с выходом в подторпедное пространство, то есть в оформлении free air. Ориентация излучателей четко в лицо водителя, то есть угол доворота у левого и правого излучателей разный.
В качестве ВЧ-звена были использованы изодинамические PAD CS-2045LE. Limited Edition означает усиленную магнитную систему и специальный заказной корпус с фланцем и выборкой в нём для расположения как можно ближе к СЧ. Почему именно PAD? Из всех отслушанных твитеров они обеспечили наиболее достоверную передачу любых жанров и очень высокую громкость без намёка на искажения. Перегрузочную способность этих твитеров уже отмечали на страницах журнала, и под этими оценками я готов подписаться, проверено лично.
Выбор усилителей был ограничен, в числе прочего, и соображениями компоновки. Усилители планировалось поместить под передними сиденьями (в системе с одной фронтальной акустикой нелепо тащить усилители в багажник), а у Honda Jazz, между прочим, под передними сиденьями расположен бензобак. Сделано это для понижения пола и увеличения объёма багажного отделения, потому-то так хотелось его сохранить, а то одни увеличивали, а другие — захламят...
Для усиления СЧ/ВЧ-диапазона был выбран Genesis Profile Four, прошедший некоторую доработку. Удалил лишние каскады на ОУ, регуляторы чувствительности и весь блок кроссовера. А оставшиеся операционные усилители сменил на OPA4134. На НЧ-громкоговорители работает Alpine PDX 4.100, на каждый динамик по два канала мостом. Крепление усилителей выполнено по одному принципу — они подвешены к каркасу подушек сидений, но с разной конструкцией узлов подвеса. На корпусе Genesis установлены два алюминиевых профиля, которые цепляются за поперечины каркаса, а Alpine крепится болтами по углам, там для этого всё готово.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Ural ConceRt / Honda OEM
Усилители: Genesis Profile 4, Alpine PDX 4.100
Акустика: Dynaudio MW182, H220, PAD CS-2045LE
Александр Мартьянов, Казань
Источник: журнал Автозвук, 10/2009
Бас из высшей лиги. Тест сабвуферных динамиков Focal SUB 30 KXE (12 дюймов), Focal SUB 25 KXE (10 дюймов) и Focal SUB 25 KXS (10 дюймов)