Наверное, уже не суждено мне понять церемоний, ставших обязательными на европейских соревнованиях по автозвуку высшего эшелона. Но ведь понять — одно, пересказать — другое. Так что начну с церемонии.
Поскольку презентация автомобиля и системы — часть регламента соревнований, вознаграждаемая баллами, нет, вернее — не стало такого ухищрения, на которое не пойдёт кандидат в европризёры, чтобы и на этом участке дистанции обойти соперников. Один рядится колдуном, другой устраивает в машине «гроб с музыкой», третий... В общем, сценаристы телешоу курят в отведенных местах, за деньги такого не выдумаешь. А за кубки — ещё как...
Здесь сценарий такой. Доктор Зло, небезызвестный персонаж бондианы, замыслил (и воплотил, чёрт нерусский) такую подляну глобальной магнитуды: выдумал звуковой формат mp6, который, помимо гнусного звучания, фатально действует на человеческие особи. Всякий услышавший mp6 мгновенно теряет чувство прекрасного, становясь лёгкой добычей бессовестных аудиокоммерсантов, действующих, разумеется, по указке кандидата наук Зло (такому гаду доктора — фиг ему) и в его мерзейших целях.
Передовые спецслужбы Запада в своих лабораториях вычислили: единственное противоядие — дать пострадавшему послушать качественный звук в закрытом объёме, по их формулам получилось, что это важно: именно в закрытом и не очень большом. Тогда отпустит...
Не называемая здесь спецслужба N’ского Соединённого Королевства MI6 (вырвалось, чур не считается), разумеется, вызывает из оплачиваемого отпуска агента 007, предварительно подготовив ему необходимое снаряжение. Снаряжение — самодвижущийся закрытый объём, оснащённый самым качественным звуком, какой смогли создать спецслужбы Запада. Выбирая аудиокомпоненты, исходили из того, что процесс зашёл далеко, обыкновенным звуком пострадавших не проймешь. Поискали в секретном сегменте Интернета, а тут — вот: SuperNatural Sound. Это кто у нас будет? DLS. Шведы, стало быть, свои, евросоюзные. Кому поручить? Здесь в последнее время передовые спецслужбы мыслят широко и без шовинизма. Русским, разумеется, кому ещё. Тем более что и агент просил, он тут недавно с хохлушкой... это самое... на задание ходил, говорит — супер.
Вот и сваяли агенту требуемое для спасения страждущих в любой точке мира. Назвали DLS World Cruiser, и вот мы здесь, уважаемые судьи, поставьте, Bitte, необходимые ништяки в протокол, а мы займёмся делом...
Мы тоже. Пять лет «АМ-Стиль» не выступал в соревнованиях, и от этой работы зависело многое — на карте репутация. Спецслужбы... ну ладно, хватит, понятно, что автомобиль делался как соревновательный предельно достижимого уровня. Для начала надо было определить стратегическую концепцию. Она была сформулирована крайне просто: всё, что для звука, делается по максимуму, остальное — по минимуму. Возможно, сейчас, уже бегло взглянув на картинки, вы присвистните: «Ничего себе — по минимуму...» Ну, во-первых, зря вы свистите в помещении, денег окончательно не будет. А во-вторых, декор, который у машины на виду, действительно, совершенно несущественен на фоне того, что сделано под ним ради достижения требуемого качества звучания. И непросвистанные средства пошли именно на это.
Шаг следующий: выбор автомобиля. Предыдущими мультипобедными проектами «АМ-Стиля» были Mini и (совсем давно) Peugeot 406 Coupe. Mini, по мнению Дмитрия Матвеева, носитель лучшего для звука лобового стекла, установленного с совсем небольшим по нынешним меркам наклоном, при этом оно и не плоское, как у «Гелендвагена», и не закрученное в цилиндр, как у «десятки» или W124. Но геометрия задней части ещё тогда доставила немало хлопот. Поиски по каталогам с лупой и автосалонам с рулеткой вывели на S-MAX. Далеко расположенное, но без экстремального наклона стекло и перспективная геометрия задней части кузова. Плюс, банально, достаточный простор внутри, чтобы не жаться с размещением компонентов. Кстати, то, что соперник «АМ-Стиля» на национальной и европейской арене Виктор Иванов выбрал такую же машину, можно считать случайностью лишь отчасти, в Екатеринбурге овощной суп тоже едят не летней обувью.
Источник выбрали просто: что там сегодня топ из топовых (чтобы не возвращаться к вопросу)? Alpine F#1 Status новейшего поколения. Вопрос закрыт. Остальные компоненты — DLS, шведская фирма взялась обеспечить этому проекту всяческую поддержку, не забывая и о собственных интересах — ещё до начала работ была фьючерсная договорённость: после Еврофинала S-MAX без заезда в Москву отправится представлять SuperNatural Sound на выставке в Лас-Вегасе, где сейчас и находится.
Схема системы стала естественной для своего назначения: трёхполосный фронт с поканальным усилением и сабвуфер. Началась физическая фаза работы с машиной именно с фронта. Прежде всего, разумеется, машину изнутри раздели, по выражению одного из конструкторов системы, «до бобров». Не станем называть его имени, чтобы не смущать, отметим только, что Милявский не очень разговорчив, а Лысенко по жизни не склонен к деликатным эвфемизмам. В потерявшем всякий стыд салоне развернули временную, технологическую инсталляцию. В багажном отделении — усилители «навалом», а впереди — временная деревянная опорная конструкция для акустики, включая 8-литровые ящики для кандидатов в НЧ-головки фронта. Компоненты двигались и слушались, потом снова двигались, и всё — при выключенной временной коррекции, чтобы задержками правит ь только то, что не удалось никакими иными средствами.
Первый список компонентов получился такой: на басах DLS Nobelium 6, на серединке — купольный Ultimate Iridium 3, твитеры — Ultimate Iridium 1i. Изведя сверхъестественное количество древесины на всё новые фрагменты тестовой системы, получили два результата, оказавшиеся хорошей и плохой новостями. Хорошая: нашлось положение полосных излучателей, оптимально сочетавшее удалённость от стёкол с удалённостью от слушателей, головки в итоге выстроились вдоль косых линий близ углов временного торпедо. Плохая новость: оптимальное положение головок по высоте оказалось на 12 см ниже уровня оригинального торпедо. Это означало: приборная панель будет строиться с нуля, хорошо хоть, что «ноль» уже найден и помечен.
Складывалось всё отлично, уже приступили к изготовлению «настоящей» приборной панели, но, как известно, лучшее — враг хорошего, а превосходное — враг отличного. Приехавший с инспекцией и для консультаций разработчик акустики DLS привёз с собой предсерийные прототипы новых головок, даже ещё без нормальной документации. Головки серии Scandinavia, пояснил консультант, затеяны не просто как топовые, а как почти специализированно соревновательные. «Попробуйте...» — сказал скандинав и убыл в свою Скандинавию. Попробовав новые излучатели в тестовом боксе (мало ли что тут навезут), не пожалели. Вернее — пожалели, что так далеко продвинулись с прошлым составом. Тут же стали переделывать под новые динамики. Переделывать пришлось основательно: среднечастотник Scandinavia MR не купольник, а 3-дюймовый диффузорник. А пищалка T1 — вообще «продукт конверсии», по габаритам — совсем не автомобильная, в состоянии поставки диаметр фланца у неё — по домашнему стандарту, 110 мм, и фланец-то не простой, а с коротким рупором. Нескромный диаметр пищалки укротили аккуратной токарной работой, уменьшив габарит до 65 мм, вовсе не исключено, что к выходу серии Scandinavia в свет в марте — апреле шведы сами внесут в конструкцию продиктованное практикой изменение.
Диффузорные серединки потребовали объёма, который купольникам был ни к чему. Объёмы сделаны из смешанного материала: основа — из тонкой MDF с внешним слоем из стеклопластика, а геометрия выбрана из условий размещения под поверхностью вновь изготовляемой приборной панели. Боксы среднечастотников жёстко связаны с базовыми кольцами динамиков. Сейчас поясню про базовые кольца.
По мнению конструкторов системы, «звучание динамика на 70% зависит от того, как он закреплён, на 20% — от того, где закреплён и как направлен, и только на остальное — от свойств самого динамика». Жёстко, конечно, сказано, может, и сгоряча (моё дело — процитировать, не переврав), но принцип иллюстрирует доходчиво. В этой системе динамики закреплены так: на стальном каркасе кузова установлены стальные базовые кольца, а в «тело» торпедо замоноличены другие, установочные. При сборке с установленными динамиками всё это стягивается болтами воедино, так что динамики опираются на сталь силовых элементов кузова, а не существенно менее жёсткую приборную панель. Как это выглядит «в железе» — есть на фотографиях процесса.
Басовые излучатели трёхполосного фронта в готовой системе работают в режиме free air, на пространство, оставшееся под приборной панелью. При этом влияние их друг на друга сведено к минимуму: новая приборная панель, по существу, состоит из трёх частей: центральная, зажатая между двух лонжеронов из 12-миллиметрового алюминия, и двух боковых «крыльев». В «центроплан» перенесена комбинация приборов, там же головное устройство, фронтальный монитор (даром что система не мультимедийная, монитор всегда пригодится) и большая часть стандартных и вновь установленных подторпедных электрических потрохов, образующих акустическую преграду между двумя басовиками.
SQ
Хорошо, что на момент подготовки этого материала машина находилась на задании в Лас-Вегасе. Иначе нам пришлось бы противопоставлять (или сопоставлять, что ненамного лучше) свои оценки качества звучания с выводами лучших европейских судей, а у нашего самомнения есть границы. Лучшие европейские пришли к таким выводам: от ближайшего преследователя по звуку эта машина оторвалась на 13 баллов (это был тот самый Виктор Иванов из того самого Екатеринбурга), от следующего в скорбном списке поверженных — на 14, а от того самого Майка Крюка с его пневмоприводами и шестифтористыми мидбасами — на 39. Нам ли пересуживать?.. Отмечу лишь, что некоторые аспекты звучания этой системы удивили самих её создателей. В частности, известно, что системы, изначально и специально заточенные под выступления на соревнованиях, частенько обычный, несудейский материал играют куда слабее, а то и вовсе как-то никак, или же требуют разных настроек для судей и для себя. В World Cruiser в процессор заведен единственный пресет, оказалось, что нормальную музыку он играет в соревновательных настройках без вопросов. Второе: когда система была уже почти готова, заметили, что в салоне «С-Макса» присутствует отчётливое естественное эхо. Даже струхнули, не смажет ли это всё на свете. Оказалось — наоборот, характер звучания приблизился к тому, чего мы ожидаем в тепличных домашних условиях, где естественные отражения — неотъемлемая часть звукового поля. И третье: сабвуфер необычной конструкции показал, что ощущение пространства (эмбиенс, как, бывает, выражаются) создаётся и низкочастотным звеном системы, раньше такого не замечалось...
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Alpine DVI-9990
Процессор: Alpine PXI-H990
Усилители: DLS TA2, A6
Акустика: DLS Nobelium 6, Scandinavia MR, Scandinavia T1
Сабвуферы: DLS RW6
Студия: АМ-Стиль.
Руководители проекта: Дмитрий МАТВЕЕВ, Александр ЛЫСЕНКО, Александр МИЛЯВСКИЙ
Источник: журнал Автозвук, 02/2009.
Всем доброго.
Имеется магнитола МАС мл413, и 4х-канальный усилитель Булава 4.70 на
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором