Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Hyundai Accent. Зимой и летом.

    Не стану скрывать: заголовок был подсказан именем собственным, которым Алексей счёл нужным снабдить свой автомобиль. Раз «одним цветом», значит — и зимой, и летом, так выходит...

    Не совсем так. Разумеется, я спросил, почему Monochrome. Ответ был честным и полным, но меня совершенно не устроил, мне вообще нелегко угодить. В последнее время... Идея Алексея, воплощённая в жизнь не без влияния «эммовской» тенденции — непременно обозначить тему и концепцию системы, заключалась в замеченной им «монотонности» своего творения. Все усилители — одного брэнда, те два, что работают на фронт — построены по схеме «двойное моно», стало быть, строго по моноканалу на динамик. Вот как-то примерно так.
    Carrozzeria прибывают к нам по одному и всегда находят нового владельцаПочему меня не устроила такая стройная схема? Да потому, что, едва составив её и смахнув последние опилки, Алексей немедленно приступил к нарушению созданной им эфемерной гармонии. Ну не сразу, а дождавшись зимы. То, что прошлым летом, может, и было «одним цветом», зимой стало интенсивно перецветать. У автозвуковых спортсменов (а Алексей к этой категории относится без всяких оговорок), как известно, два времени года: лето и переделка системы. Зиму в системе, не сменив окраски, пережило немногое. Среди немногого — усилители E.O.S. Credo, давшие повод для формулировки концепции. Остальное...
    Прежде всего: систему покинул источник. Им раньше был Ural ConceRt CDD. Что перестало устраивать в этом, безусловно, уникальном аппарате? Ничего конкретного. Просто, как признался Алексей, он из CDD вырос. Вернее, это я так сформулировал. Алексей оказался скромнее, он сказал: «Наступил момент, когда я стал в системе слышать Ural. Почерк остальных компонентов слился в единую картину, на фоне которой проступал голос источника». Вот так. При этом Алексей по-прежнему считает CDD исключительным головным устройством для поканальных систем самого серьёзного разбора. Но, как оказалось, пришло время...

    Если выучить кенвудовский пульт говорить на языке «Пионера», получается самое удобное, без конкурентов, управление на руле

    Уникальный шанс заглянуть под сиденья, где живут процессор, два усилителя и силовые дистрибьюторы


    Время пришло, понятное дело, не летом, и его пришло достаточно, чтобы сделать ответственный и нетривиальный выбор. Что сейчас установлено в центральной консоли? Не совсем то, что намётанный глаз читателя со стажем уже подметил на снимке. В глубине скрывается голова Carrozzeria RS-D7x — японский аналог, а вернее, даже прототип «неяпонского» Pioneer ODR. Такие вещи везутся со своей малой родины на нашу большую в индивидуальном порядке, с разным пробегом, в разном состоянии и комплектации и всегда находят нового владельца славянской наружности. Экземпляр Алексея прибыл, например, без лицевой панели и фишки питания. Это даже к лучшему, решил тот, поставил доставшуюся по случаю «морду» от P9, а вход питания переделал в лучшую сторону: теперь плюс и минус питания — провода по 2,5 квадрата, прямо на плату, с минимальными потерями. В комплекте с источником прибыл и процессор, тоже в гриме Carrozzeria и с той же родословной ODR. Теперь сигнал требуемого качества на месте, можно было двигаться дальше. Географически Алексей при этом старался двигаться недалеко. Процессор и оба фронтальных усилителя были установлены под передние сиденья, на «парадных» фото их нет, потому что при многочисленных и несомненных профессиональных талантах нашего фотографа шеи, как у жирафа, у него нет, а без такой оснастки до усилителей не добраться.

    Излучатели поставлены нетрадиционно с целью свести к минимуму разность фаз

    У выбранных пищалок металлокерамический купол поменьше, чем у MGS, а магнит — побольше


    Такое размещение компонентов обусловило и максимально короткое путешествие сигнала. Оптический кабель длиной 1,5 м доносит цифру до процессора, самый длинный межблок — к усилителю под «дальним» сиденьем — меньше метра. Да и акустическая проводка — не то, что тянуть из багажника.
    Теперь — акустика. По итогам зимы она стала необычной и по составу, и по компоновке. Что касается второго, Алексей твёрдо придерживается убеждения, что полосные излучатели надо размещать по возможности ближе друг к другу. Фактически это означает высокое расположение мидбасов. Это не ради высоты звуковой сцены, на ней свет клином не сошёлся, а для минимизации фазовой путаницы в полосе совместной работы головок. Мидбасы в такой позиции в системе Алексея уже были, но другие. Eton Discovery. Расставание с ними прошло (согласно чистосердечному признанию Алексея) тяжело, но новые претенденты на место в дверях покорили и не отпускали. Это — головки Scanspeak модели, вообще говоря, не предназначенной для автомобильного применения. При рождении... А уже после рождения один питерский мастер отважно переделал им подвижную систему (конкретно — заменив центрирующую шайбу), и головки стали «дверными». Заметим: ход этот придуман не в городе Петра. Ровно таким же образом урождённые Scanspeak Revelator превратились в своё время в Genesis Absolute и Xetec P6.

    При изготовлении подиумов для пищалок внутрь было имплантировано по полстакана воздуха

    К криволинейной поверхности дверных панелей подогнаны опорные кольца

    Кольца намертво примоноличены к металлу

    Теперь - сплошная виброизоляция

    На обивках дверей прорезается то, что нужно, и заделывается то, что уже не нужно

    При новом размещении мидбасов пришлось переносить не только кнопки стеклоподъемников, но и ручку открывания двери

    Переходные кольца (от Genesis) дали недостающие три миллиметра глубины и привели диаметр фланца к стандарту

    Крепление мидбаса: фланец к кольцу, кольцо — к опоре на двери. Болтов — не жалеть!


    Узлы установки мидбасов в несвойственные им места на дверях были первоначально сделаны под Discovery с их весьма небольшой установочной глубиной, и было небеспочвенное опасение, что гораздо более мясистые «Сканы» не войдут. Вошли, отчасти — благодаря переходному кольцу (вообще-то, из комплекта Genesis, что, как вы уже поняли, не суть). Кольцо выручило как раз на недостающие три миллиметра.
    В итоге мидбасы оказались установлены так: к причудливой поверхности панели двери подогнаны высокие опорные кольца, в панели и в обивке заделано всё, ставшее ненужным, проделано ставшее необходимым. Кроме того, понадобилось перенести ручку открывания двери, а у «Акцента» конструкция этого узла древняя: на жёстких тягях, а не тросах, с которыми всё было бы на раз-два.

    По мысли конструкторов автомобиля, в центре должен был сидеть пассажир калибра 10 дюймов. Алексей нашёл «полуместу» лучшее применение

    Это — не весь объём сабвуферного корпуса, нет. Примерно половина...


    Новые пищалки встали туда же, где уже были предыдущие, комплектные для Discovery. Но встали не так и, главное, не те. Алексею довелось послушать ВЧ-головки Eton нового поколения с металлокерамическими куполами, и автомобильные MGS, и их домашний аналог 26HD1/A8, у которых купол поменьше, а магнит и тыловая нагрузочная камера — существенно больше. Выбрал домашние, не особо взирая на габариты. Кстати, чтобы потом не забыть: «монохромность» системы ещё и в том, что все динамики в ней — 8-омные.
    Редкие пищалки пришлось заказывать в индивидуальном порядке и ждать довольно долго, хорошо ещё, что зимы у нас... Ну вы знаете какие. По прибытии товара выяснилось: Eton 26HD1/A8, помимо габаритов, отличает и то, что тыловая акустическая камера сделана частично разгруженной через акустическое сопротивление, а значит, для нормальной работы за спиной у пищалки должен был находиться хотя бы небольшой, но ничем не занятый объём. Его при формовании монолитного подиума обеспечили с помощью высокотехнологичного элемента, заформованного в шпатлёвку. Любители культурного отдыха на природе легко узнают в нём доработанный стаканчик для прохладительных (или иных) напитков.

    Заготовка внутренней (встроенной в спинку) половины корпуса

    В стальном щите за спинкой прорезано отверстие, по которому будут состыкованы половины ящика

    Передняя часть корпуса опирается на трубчатый каркас

    Задняя, выходящая в багажник часть ящика привинчена и приклеена к щиту

    После окончательной подгонки объема сабвуфер посажен на герметик

    Готовый сабвуфер до монтажа сиденья


    Все головки 8-омные? Да ладно, вон на схеме Peerless XLS, что мы её, не знаем, что ли? Эту, вполне возможно, не знаете. У Peerless под одним и тем же групповым названием XLS выпускаются и автомобильные, и домашние головки, по параметрам имеющие немного общего. Эта, в частности, в индексе которой вместо банального «10» значится SWR269, при работе в салоне автомобиля выходит на штатные характеристики в закрытом ящике объёмом в считанные литры. «Считанные» означает десять или меньше, когда пальцев на двух руках хватает. При подборе объёма из пальцев и исходили. Ящик был сделан объёмом 10 л «в чистоте», с учётом собственного объёма головки (при таких литражах им уже никак нельзя пренебрегать), а потом постепенно уменьшался с помощью «акустического балласта» — мерных пенопластовых блоков. Итоговым литражом стало значение 7,5 л. Ещё раз, медленно, для светловолосых или у кого с пальцами нелады. Калибр головки — десять дюймов. Объём закрытого ящика для неё — семь с половиной литров. Не наоборот.
    Конструктивно только что описанная диспропорция воплощена очень остроумно. Машина Hyundai Accent производства всемирно известного автогиганта ТагАЗ до замужества с владельцем называет себя пятиместной. Потом, уже после выхода из загса, оказывается, что на полместа жениха всё же обули: при двух нормальных пассажирах сзади третий должен быть совсем плёвым человечишкой, половинного размера. Полместа сзади и отдали сабвуферу. Ящик для него собран из двух половин, притянутых к стальному щиту и его рубчатому каркасу позади сиденья. В месте монтажа ящика в щите вырезано окно (специалисты ТагАЗа — идейные противники люков и подлокотников в спинке заднего сиденья). Только после окончательной подгонки объёма головка была установлена «начисто»: не только на болты, но и на герметик по контуру фланца.

    Сабвуферный усилитель живёт за спиной сабвуферного ящичка, сводя длину акустических проводов к минимуму


    Часть объёма ящичка (по-другому не скажешь) выступает в багажник, а там вокруг него выстроена небольшая конструкция, несущая на себе сабвуферный усилитель (снова длина акустической проводки сведена к минимуму). В роли сабвуферного использован двухканальный E.O.S., запаса его мощности при мостовом включении хватает даже на 8-омную нагрузку, а режим работы становится далёким от критического.
    У автозвуковых спортсменов, как уже говорили, два времени года. Когда у других зима, эти возделывают поля и ухаживают за всходами. Когда остальные приступают к севу, эти начинают собирать урожай. Первые же плоды, принесенные «Монохромом» в закрома хозяина, оказались сортовые: «бронза» на Magnitola-Team в Москве и «золото» — на EMMA Украина в далёком Харькове. Планы Алексея — чтобы всё лето таким цветом...

    SQ
    Сразу отметим: система звучит необычно, с ясно обозначенными приоритетами. Любители мощного, «с мясом», звучания (а это вполне достойные люди) могут упрекнуть автора системы в некоторой легковесности. Те же, кто больше ценят детальность, аккуратность, прозрачность, упрекать не станут, это точно. Так, например, уже после первых нот Magic Pump в голову приходит слово «богато». Так звучит голос: в нём действительно щедро, но со вкусом дозированы обертоны, очень чёткой оказалась фокусировка образов, а бас, не поражающий напором, как будто намеренно, демонстративно прорисовывает рельеф легко и предельно точно. В соло на ударных (трек 11 «АудиоДоктора») обращает на себя внимание непривычная деликатность звучания не только тарелок, но и барабанов, которым деликатность, как принято думать, не совсем свойственна. Блюзовый трек 12 позволяет не только слышать инструменты раздельно, не в куче, но временами побуждает слушать партию отдельного инструмента как сольное выступление — настолько чётко артикулировано и фокусировано в пространстве их звучание.

    RTA
    Ещё до начала измерений я спросил у Алексея, не предвидит ли он, что прибор покажет дефицит нижнего баса. Для этого имелись две причины: характеристики сабвуфера были уже известны. 7,5 л, если кто уже забыл, и при прослушивании эффекта, как от двух «пятнашек» тоже отмечено не было. Алексей, видимо, результат знал и ничуть не беспокоился. И верно: «карманный» сабвуфер играет всё до 20 Гц, а судя по ходу АЧХ — и ниже, если дадут что играть. Слышимая же легковесность басового фундамента вызвана, скорее всего, относительно небольшим уровнем в полосе частот 50 — 80 Гц, где сосредоточена немалая доля информативного баса. Ну это хозяину виднее. Захочет — подправит, не захочет — значит, есть причина. Что же касается остальной части АЧХ, то о ней и говорить нечего, от 200 Гц и до самых до окраин — ни одного огреха, если не считать узенького «шлепка» на 800 Гц. Хотите — считайте, а мне как-то даже не хочется, мелочность не красит...

    SUM
    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
    Источник: Carrozzeria RS-D7x
    Процессор: Carrozzeria RS-P70x
    Усилители: E.O.S. E-100 AB, E-150 AB, AE-620T
    Акустика: Eton 26HD1/A8, Scanspeak 15W/8530K01
    Сабвуферы: Peerless XLS SWR269

    Студия: Accent-Audio
    Руководитель проекта: Алексей Голышин

    Источник: журнал Автозвук, 07/2009

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa