Интересно было бы, наверное, собрать коллекцию причин, по которым люди приезжают в установочную студию.
Сразу исключим банальные: поставить аудиосистему, настроить поставленную аудиосистему, переделать систему, которую не удаётся настроить, и тому подобное. Спектр причин обращения на самом деле намного шире. Рекорд необычности заказа, поставленный в 2001 году (вытащить морскую свинку, забравшуюся под торпедо, автомобиль Mazda 626, студия ОСИЗ, руководитель проекта — Сергей Гусаров) побить до сих пор не удалось, мы этого не ждём, да и не требуем. Заказ, с которым в студию «Автобам» приехал этот внедорожник, был далеко не столь эксцентричен, даже напротив, говорил о практичности клиента. Пока хозяин Prado ездил в основном сам за рулём, его всё устраивало. Но когда стал чаще занимать место на заднем сиденье, ощущение совершенства мира как-то померкло. И приехал человек в тюнинг-студию со списком пожеланий из двух пунктов. Первый: чтобы сзади было поудобнее сидеть. Второй: поставить в салон холодильник, можно пустой, чем его заполнить, он сам придумает.
Но! Вы же знаете, как это бывает. Пока обсуждали, что значит поудобнее и что значит холодильник, неподалёку шла завершающая фаза работ над каким-то мощным аудио/видеопроектом. Владелец Prado посмотрел, послушал и... ну я же говорил: вы знаете, как это бывает, что сразу не сказали, я бы это место пропустил.
В общем, понятие комфорта в поездке с водителем расширилось многократно. Такой, знаете ли, большой взрыв маленькой вселенной. И автобамовцы принялись за работу. «Вначале было слово», — это не про car audio, у нас вначале — проект, эскизы и схемы. Решено было сделать так: убрать оба ряда задних сидений (в этом чудовище их два) и заменить двумя. Только не рядами, а отдельными сиденьями, взяв от другой машины пару передних сидений, обычно технически более совершенных, нежели задние диваны.
Роль донора сыграл Nissan Maxima. Его сиденья, со всеми электрическими регулировками, установили в салоне максимально далеко от переднего ряда, оставив позади максимум полметра. В новой роли сиденья имело смысл поставить повыше, для этого к полу была прикреплена сварная рама из стальных профилей. Ну а то, что позже и «родные» передние сиденья, и «двоюродные» задние, и всё, что между ними, было перетянуто кожей одного тона и фактуры, я не упоминаю, вижу уже, что вы не дети, и такие вещи вам объяснять не надо.
Теперь в салоне открылось пространство, похожее на то, что изобразил художник на предпроектном эскизе. Здесь и расположилась конструкция, нет, неправильно, архитектурное сооружение, в котором помимо исходного холодильника (было бы смешно, если бы забыли, с чего всё началось) разместилась мощнейшая мультимедийная система. Мощнейшая — не в смысле ватт, хотя и их достаточно, а в смысле необычно разветвлённой схемы акустики. Впрочем, начинаем мы обычно с другого. Источник — DVD-ресивер Alpine DVA-9861, он находится в козырьке на крышке... правильно, холодильника, образующего центральный «мыс» архитектурного сооружения. Головное устройство управляет и процессором, с которого готовый сигнал раздаётся на усилители. Главный, пожалуй, в системе четырёхканальный Boston GT 42 обслуживает в общей сложности... восемь динамиков. Два канала работают на сдвоенные басовики трёхполосного фронта. Четыре Hertz HV165L при этом соединены попарно-последовательно, образуя нагрузку, ни в каком режиме не напрягающую усилитель. Два других канала использованы в СЧ/ВЧ-звене, здесь применена популярная «2,5-полосная» схема, при которой среднечастотник и пищалка работают от одного канала через пассивные фильтры, специально для них и спроектированные. В данном случае СЧ и ВЧ — это неразлучные компоненты Hertz: 70-миллиметровый HL 70 и пищалка HT 25, установленные на едином подиуме.
Второй четырёхканальник — относительный лентяй, два его канала участвуют в работе акустики тыла (в мультимедийной системе — сурраунда), два других выполняют работу одного — к ним подключены динамики центрального канала. Их, что весьма необычно, два, и стоят они никак не по центру. Владислав, автор этой концепции, начал с традиционного центра, где-нибудь вблизи экрана монитора, как и положено, но результат его всякий раз не устраивал. Излучатель центрального канала оказывался или слишком близко, не просмотровый зал ведь, а салон машины, пусть и очень просторный, или в результате хаотических отражений тембр акустики, призванной способствовать естественности звучания, становился как раз неестественным. И тогда Владислав хватанул экстренную дозу «Ментоса» и принял свежее решение: заменил один излучатель двумя, работающими в строжайшей фазе и ориентированными таким образом, чтобы созданный ими фантомный центральный источник звука попадал точно за центр изображения на экране. Не в центр, обращаю снимание, а за центр, ведь лица участников диалога на экране не упираются в стекло, а находятся на некотором расстоянии, верно?
Излучатели для центра и сурраунда были выбраны одинаковые — коаксиальные Hertz HCX 100. Тыловые головки стоят в подиумах, врезанных в обивку задней (самой задней, пятой) двери, а «фантомно-центральные» работают на небольшие объёмы, выделенные под поверхностью боковых «крыльев» аудио/видеосооружения в центре салона.
Работа с композитами, без которых это сооружение реализовать было бы немыслимо, оказалась более увлекательной, чем думали вначале. Так, на самой ранней стадии в «Автобам» заехал давнишний соратник Владислава Константин Сухаревский, тогда работавший в другой студии. И настолько увлёкся этой установкой, что и здесь случилась перемена мест, в данном случае — мест службы. В дальнейшем львиную долю работы с пластиком взял на себя именно Константин.
Конструкция в центре рождалась как бы послойно. Отправной точкой, а вернее — плоскостью, стал щит за спинками передних сидений. К нему и к полу салона крепится механизм, выдвигающий в рабочее положение 19-дюймовый монитор Samsung. Детали привода были взяты тоже от другого комплекта сидений Nissan Maxima, но ходовые винты пришлось вытачивать заново, с большей длиной. Потом от переднего щита начали расти базовые вертикальные стенки, внутри были выделены объёмы (по 12 л на сторону) для сдвоенных басовиков и отсек для того самого холодильника. Чтобы покончить с холодильным агрегатом: его купили готовым и, как водится у профессиональных установщиков, немедленно разнесли на составные части, которые скомпоновали уже по-своему.
А на фанерной основе начали формовать криволинейные панели, которые и дали в результате причудливый силуэт «мультимедийной архитектуры». Одновременно формовались детали, образующие объёмы для акустики центрального канала. Они получаются как бы составными: часть объёма — это плоские стеклопластиковые поддоны под верхней доской, часть образована в толщине доски с помощью перегородок. Итог — по 2,5 л на головку, для центра, да ещё на 4-дюймовых головках — вполне достаточно.
Звенья фронта в пространстве образуют весьма необычную структуру, к ней Владислав пришёл известным способом — проб и ошибок (надо только следить, чтобы в этой повторяющейся последовательности последней оказалась проба, а не ошибка). В данном случае это удалось. Басовики развёрнуты в сторону боковых дверей, а СЧ и ВЧ-излучатели стоят там, нацеленные примерно в центр потолка пассажирского отделения. Для воплощения такой геометрии двери (мы уже давно говорим о боковых, но задних) были основательно перепаханы: штатные места в нижней части заделаны, а в основания поручней имплантированы подиумы с опорными «восьмёрками» под две головки, фрезерованными из MDF.
Завершающий этап многодельной акустической системы в пассажирском отделении — сабвуфер. Его корпус состоит из двух частей, одна из которых надевается на другую. Внутренняя часть — это соединённые вместе «этажерка» для усилителей и прямоугольных очертаний корпус собственно сабвуфера с полезным объёмом около 18 л. Сверху на этот агрегат надевается внешняя обшивка, придающая всей конструкции законченный архитектурный облик, а заодно организующая воздушный поток от климат-контроля для задних пассажиров таким образом, что часть охлаждённого воздуха из выходного сопла отбирается и направляется внутрь корпуса, охлаждая усилители.
Теперь с удобством на задних сиденьях проблем не осталось самым решительным образом. А передние что, совсем выпали из картины всеобщего умиротворения? Ну нет, это было бы несправедливо. Когда машина попала в руки к её нынешнему хозяину, в ней обнаружился очень даже хороший мультимедийный Clarion в передней панели, правда подключённый к «никакой» штатной акустике в дверях, и даже небольшой усилитель, к которому был прицеплен корпусной сабвуфер. Часть доставшихся по наследству компонентов решили пустить в дело. В первую очередь, разумеется, Clarion, вещь реально козырная. Во вторую и последнюю — усилитель Fusion, только его переквалифицировали во фронтальный. Штатную акустику из дверей убрали сами знаете куда, она, поди, и поныне там лежит. В дверях «рабочей», передней зоны устроили опорные кольца по всем правилам, а на них установили мидбасы компонентных Morel Pulse 6. Скромно, но очень даже с достоинством. И чтобы уж с гарантией скрасить для водителя ожидание, прицепили ТВ-тюнер NRG, он может давать сигнал и на переднюю, и на заднюю зону. Но только на одну: цепи remote коммутировали таким образом, что при включении системы в пассажирском отделении передняя, водительская система обесточивается без всякого обсуждения. В этом отношении места и приоритеты заданы однозначно, здесь перемен не ожидается.
SQ
Прослушивание этой системы (с заднего сиденья, разумеется) оказалось занятием исключительно забавным, Владиславу удалось создать в пассажирском салоне очень необычную акустическую обстановку. Вот наш постоянный номер: женский вокал в исполнении Magic Pump. Первое ощущение: где справедливость? Я сижу на месте почётного пассажира, а солистка совершенно явно отправилась на переднее сиденье, расположилась между водителем и... охранником, наверное, и поёт оттуда. При этом отзвуки, которыми так богата эта фонограмма, уходят в стороны, оказываясь намного ближе к почётному пассажиру. А бас остаётся впереди, причём далеко впереди, и оттуда, издалека, звучит очень деликатно, по-домашнему. Семь барабанов внесли окончательную ясность в геометрию сцены. Первый бьёт из центра бокового стекла, следующие по дуге уходят вперёд, ещё дальше, чем уходила вокалистка, а потом, строго симметрично — обратно, на правое стекло. Так же, по дуге, расположились и инструменты ударника на 11-й дорожке, при этом — с чётко выраженной вертикальной локализацией, не возникает сомнения, какой из инструментов выше, какой — ниже. На блюзовом треке рояль казался больше привычных размеров, при этом ноты занимали свои места в пространстве в соответствии с положением клавиш, как будто сидишь за спиной у пианиста, на порядочном, однако, расстоянии. С пространственными характеристиками системы играли, признаюсь, намного дольше обычного, система всякий раз преподносила привычный материал по-новому, это было свежо и увлекательно. В тональном отношении звучание показалось очень комфортным, без малейших признаков резкости, разве что бас, не подавляя своим напором, звучал как-то тяжеловато, будто с некоторой натугой.
RTA
Видите здесь какая штука — АЧХ системы скорее домашняя, нежели автомобильная, нет ни намёка на типовой для наших систем басовый «утёс», напротив, от 150 Гц и вниз характеристика идёт с медленным спадом и уж точно — без каких-либо горбов, вызывающих ощущение монотонности баса. Но из-за того, видимо, что максимум отдачи приходится на 120 — 160 Гц, нижние регистры воспринимаются необычно. Выше басовой зоны АЧХ ведёт себя сдержанно, без каких-либо явных сюрпризов, а подъём практически всей полосы ВЧ (5 — 15 кГц) придаёт звучанию яркость и выразительность без пронзительности, вызываемой чаще всего резкими и неширокими всплесками на АЧХ. Вспоминал, где я видел несколько похожие АЧХ и в итоге вспомнил: ими отличались фантастические работы Евгения Топорина («А3» №1/2006 и №11/2007), который вообще строит системы по домашним принципам, а часто — и на домашних компонентах.
SUM
Тип системы: аудио/видео, 2 зоны
Пассажирская зона:
Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
Источник: Alpine DVA-9861 Ri
Процессор: Alpine PXA-H701
Монитор: Samsung LE 19A656
Усилители: Boston GT 42, GT 40, GT 28
Акустика: Hertz HV165L, HL70, HT 25, HCX 100
Сабвуфер: Phoenix Gold RSd 10
Зона водителя:
Аудио: 2-полосный фронт
Источник: Clarion MAX-678RDV
Усилитель: Fusion FP-802
Акустика: Morel Tempo 6
Студия: «Автобам»
Руководитель проекта: Владислав ПРЕСНЯКОВ
Источник: журнал Автозвук, 8/2009.
Здравствуйте!
Сразу не ругайте, только начинаю свой путь))
Решился на установку
Морская братва. Большой тест сабвуферов Prology серий Kraken и Poseidon калибров 8, 10 и 12 дюймов