Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Сабвуфер JL Audio 12w3v3.4. Прибавить и убавить.

    Для опытного глаза сабвуферы этой фирмы всегда стояли несколько особняком от других.

    Не замечаете? Ну взгляните хоть в групповой тест этого номера, хоть в какой-либо из предыдущих. Там — показ коллекции «зима — лето», дефиле и конкурс красоты. Одни соревнуются в числе углов у того, что было задумано круглым, другие осваивают цвета, неведомые солнечному спектру, третьи... да что говорить, вы ведь уже заглянули. В чём же «особняк» JL Audio? Как раз в отсутствии ежегодной сногсшибательной коллекции, неучастии в дефиле и сдержанном отношении к конкурсам красоты. Пожалуй, не будет натяжкой назвать эту, старейшую специализированную марку и наиболее консервативной. Создаётся впечатление, что для того, чтобы что-нибудь прибавить или убавить в конструкции, надо пройти защиту почище докторской диссертации, и только если все учёные мужи сойдутся на том что да, мол, надо (или хотя бы — можно), тогда — за работу.
    Вот взять имя, с него начинается знакомство. От кого другого мы бы могли ждать новинки под названием Hyper Long Stroke Bombastic Terminator, a здесь всегда будет цепочка символов с «двойным В» где-то посередине. Имя выглядит мудрёно, но расшифровывается просто. Что означает число 12, мы, правда, так и не догадались, хотя читали вслух и думали долго. Буква «W» присутствует в обозначении всех сабвуферов JL Audio, если вдруг появится модель сабвуфера без неё, значит, мир действительно изменился непоправимо. Только начиная с третьей позиции идёт информация, относящаяся к данной модели: номер серии и версия. Дело в том, что номер серии у них тоже зафиксирован, старшим присвоены номера шесть и семь, младшим — ноль и единица. (Раньше были ещё серии четыре и пять.)
    W3 попадает как раз в середину табели о рангах, хотя тут тоже не всё просто. В настоящий момент в ходу две серии W3 — прежняя, которая обозначается как W3v2, и новая, W3v3. А дальше, после точки, идёт импеданс, в данной серии есть головки с номинальным импедансом 2, 4 и 8 Ом. Последнее значение редкость в сабвуферном деле, но редкость, востребованная знатоками, которые в аудиофильских системах предпочитают брать усилитель с большим размахом напряжения на выходе, но не перегружать его большим выходным током, заодно выигрывая и в электрическом демпфировании.

    Или вот ещё: литьё нынче подешевело, и изготовленные по этой технологии корзины стали мелькать даже в довольно недорогой НЧ-акустике. Этот сабвуфер, в принципе, не из бюджетных, однако — штамповка. Но какая: звонкость (то есть паразитные резонансы, если по-мудрёному) у него отсутствует начисто, такое впечатление, что это не металл, а окрашенный мрамор. Есть, значит, методы, и некоторые ими владеют. Та поверхность корзины, по которой она стыкуется с магнитом, снабжена выступами, а образовавшийся зазор служит для вентиляции звуковой катушки — такая конструкция встречается, кажется, только у JL Audio, и хорошо, что встречается: так удаётся повысить жёсткость сразу по двум направлениям, и избавившись от лишних отверстий, и сформировав рёбра жёсткости в самом нагруженном, по сопромату, части тонкостенной оболочки. Шайба магнитной системы сплошная, без осевого отверстия, авторы разработки не захотели терять магнитный поток (как потом показали измерения, и не потеряли. Нам доводилось видеть и иное — когда хотели не терять, а теряли). Внутренняя проточка в шайбе присутствует, что явствует из чертежа на упаковке. Магнит с габаритами 140 х 40 мм помещён в резиновый чехол. Ширина резинового подвеса 24 мм, а внешний обод образует с ним одно целое. Пластиковое монтажное кольцо аккуратно стыкуется с ободом и позволяет скрыть головки крепёжных болтов. Диффузор составной: сверху — шаровой сегмент из полипропилена, внизу — полноразмерный конус из того же вездесущего полимера. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма. Контактные зажимы пружинные, и это почти революция в технике: мы не раз отмечали удивительную приверженность JL Audio простейшим клеммам-«лопаточкам». Стало быть, учёные мужи утвердили. Гибкие провода проложены по второму способу, но их концы зафиксированы не на каркасе звуковой катушки, а на специальном переходном кольце. Похоже, что подвижная система здесь довольно тяжёлая, но правду скажут только инженеры-измерители.

    Номинальный импеданс, Ом  4
    Допустимая непрерывная мощность (по данным изготовителя), Вт  300
    Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)  89,4
    Нормированное акустическое усиление (ФиГ 25— 100 Гц), дБ  3,8
    Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт  93,2
    Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 - 100 Гц), дБ 1,0
    Средний к.н.и. (96 дБ, 50-125 Гц), %  3,18

    Параметры Тиля — Смолла  
                       Заявка          Факт
    Fs, Гц           26,7              26,3
    Vas, л           80,5             116,7
    Qts               0,444            0,368
    EBP, Гц         -                  66,9

    Предположение насчёт массы подвижной системы не подтвердилось: расчёт дал значение 118 г, а для данного калибра это совсем немного. Но вот силовой фактор оказался более чем солидный, 13,7 Тл м, битва за магнитный поток не была напрасной. Как результат, опорная чувствительность головки JL Audio вышла нетипично высокой для «наших» сабвуферов. Довольно высокой будет и реальная чувствительность в салоне, даже при минимальном акустическом усилении. Относительно высокое (кстати, по нашей статистике — близкое к оптимальному для сабвуферов, ориентированных на качество звучания, а не звуковое давление) значение ЕВР как раз и наводит на мысль о том, что акустическое усиление будет сравнительно низким, а АЧХ — ровной. Но это ещё надо проверить.

    Что рекомендуют консервативные изготовители для своего детища? Никаких вероломных посулов про сверхкомпактное оформление и, что подкупает, никаких значений, кратных 28 л, такие значения объёмов, произведённые из кубического фута путём перевода в метрическую систему, немедленно наводят на мысль, что источником рекомендации послужил потолок в помещении, где трудятся составители документации.
    Здесь так: либо закрытый ящик объёмом 32 л, либо фазоинвертор на 50 л с настройкой на 30 Гц. Проверив обе рекомендации, заключили: ни прибавить, ни убавить к ним нам на этом этапе нечего. Измерения дали значения параметров Тиля — Смолла, несколько отличающиеся от заявленных в сторону более мягкого подвеса. Часто на практике это приводит к тому, что наши рекомендации существенно отличаются от заводских. Часто, но не всегда. В данном случае оказалось, что приведенные изготовителем цифры подходят и для измеренных параметров, более того, они же оказались оптимальными по применяемым нами критериям. Все наши попытки что-либо прибавить или убавить вылились в небольшую коррекцию частоты настройки ФИ: 28 вместо 30 Гц. Это означает, что если взять диаметр тоннеля 70 мм (вполне подходящее значение для этого калибра), то его длина должна быть или 21, или 24 см. Прибавлять здесь трудно, лучше взять 24, и если надо — лишнее убавить...

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Сабвуфер 12 дюймов
    КТО
    JL Audio 12w3v3.4
    ПОЧЕМ
    6830 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Высокая чувствительность
    Оптимальное сочетание параметров для SQ
    Очень продуманная конструкция
    ЭТО — МИНУС
    Несколько повышенные искажения
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Сабвуфер не для глаз, а для ушей
    РЕЙТИНГ
    Конструкция и исполнение 8
    Форма АЧХ в салоне  9
    Реальная чувствительность 9
    Искажения   7
    Компактность оформления 8
    Итог  41


    Источник: журнал Автозвук, 02/2007. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa