Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр с докладом! Компонентная акустика Bewith Reference. E.T.

    Так фильм Стивена Спилберга назывался в оригинале. У нас — «инопланетянин», длиннее, а главное — означает не то же самое. Не совсем то же...

    Ареал
    Ну действительно: «инопланетянин» — житель другой планеты, a Extra-Terrestrial, как у Спилберга — значит житель не нашей планеты, про другую ничего не сказано. Может, он теплостойкий и на звезде живёт или, наоборот, морозоустойчивый и обитает в вакууме, во время летнего отпуска греясь в потоке элементарных частиц. Нам это неведомо...
    Как неведомо и то, на какой планете (или в промежутке между какими) живут создатели этой акустики. То, что японцы вообще не совсем жители Земли, хорошо известно. Только обитатели этой тектонической складки земной коры умеют терять сознание от восторга, наблюдая за полётом бабочки, просить у начальства разрешения вернуться раньше времени из единственного в году недельного отпуска, потому что «без работы скучно». Только в японском есть слово «кароси» — внезапная смерть «у станка», вызванная переутомлением от работы, без которой, как уже говорилось, скучно. Но эти — даже не японцы. Не говоря уже о том, что слово «Bewith» отсутствует в словарях всех живых и мёртвых языков нашей планеты, свою продукцию они разрабатывают так, как будто никогда не слышали, как это делают жители планеты Земля.
    Акустику Bewith я встречал уже несколько раз при разных, но одинаково редких обстоятельствах. Первый раз один из продвинутых московских установщиков привёз в редакцию динамик из комплекта Bewith Confidence, доставленный с планеты Япония в ручной клади, в количестве 2 шт. Результаты обследования инопланетного груза не просто впечатлили — поразили. По земным представлениям, акустику, во-первых, так не делают, во-вторых, такую сделать нельзя, порядковый номер заключения зависит от того, смотрите вы на неё или испытываете. Полезши в Интернет, с изумительной лёгкостью вышел на сайт фирмы, что неудивительно, когда ищешь по слову, отсутствующему в словарях. С интересом поразглядывал картинки и козявки, которыми были написаны все без исключения комментарии к ним, неяпонской версии сайта не было и в помине, как не предполагалось распространения продукции хотя бы в Европе или Америке (не говоря уже о нас, многогрешных). Однако в прошлом году Bewith впервые прилетел в Европу открыто и с ясными намерениями. На выставке «Car + Sound 2009» в Кёльне (первой и последней в этом дурацком городе) был стенд Bewith, и были демоавтомобили с закрашенными, как в бане, стёклами, чтобы при прослушивании ничто не отвлекало. «А к девочке присмотрись, девочка правильная, присмотрись к сержанту...» — сказал я себе голосом капитана Жеглова, и, видно, не один я так себе сказал. Спустя несколько месяцев Bewith появился и на нашей части планеты, официально, эксклюзивно, доро...
    Впрочем, ладно, всё равно рано или поздно узнаете: да, дорого, не без того. И тогда я сказал уже голосом Сайда: «Встретите Джавдета, не трогайте его, он мой...»

    Физиология
    У внеземной цивилизации, выпускающей акустику Bewith, есть свои законы, разительно отличающиеся от земных. Так, например, калибр мидбаса признаётся только один — 130 мм. Плата кроссовера в половину натуральной величины. Элементов не то чтобы безумно много, но всё же больше, чем у обычного двухполосного кроссовераВо всех моделях акустики (их три плюс модификация типа Special Edition). Позиция фирмы: «Это столько, сколько надо, и нечего разводить пересортицу». Есть три модели сабвуферов, у них калибр... 180 мм. «Это столько, сколько...» и так далее. Концептуально (и габаритно) одинаковы и пищалки, они диффузорные (!), калибром 50 мм. Все. То, что на Земле уже 50 лет назад изобрели купольную пищалку, а некоторое время спустя перешли на неё поголовно, перенеся диффузорные в зал технических курьёзов времён индустриализации, там наверняка знают, наблюдали через радиотелескопы, но сделали по-своему. Первой к нам попала модель Reference. По меркам Bewith это entry level. Полный комплект — это мидбас R-130; пищалка R-50 и кроссовер R-NW.
    Первое, что не может не броситься в глаза: диффузоры и мидбаса, и пищалки существенно не осесимметричны, проще говоря — ось звуковой катушки смещена от центра, соответственно, у образующих диффузора и радиус, и наклон к оси — переменные по окружности. Зачем это нужно? Первое, что приходит в голову — разумеется, для управления характеристикой направленности. Верно, и об этом, пусть крайне лаконично, упоминают в своей литературе и разработчики. Но — вторым пунктом. Первым аргументом в пользу такой геометрии они считают другое — управление зонным режимом работы. Про это они — тоже лаконично, поясню за них в земных терминах.
    Когда динамик выходит из поршневого режима, возникает зонный режим, обусловленный конечной жёсткостью диффузора, теперь участки диффузора перестают двигаться строго синхронно, а соответственно, и излучают уже не в фазе. На АЧХ зонные колебания Чтобы настроить ФИ объёмом 4 л на 40 Гц, тоннель, даже при диаметре 3 см, нужен больше 30 см длиной. Потому и кривой...естественным образом проявляются в виде изрезанной АЧХ, а как может быть иначе? Одни участки диффузора колеблются синфазно, и их излучение складывается «полной ступнёй». Другие — со сдвигом по фазе, их вклад в общее дело уже не такой, каким мог быть. Третьи — вообще колеблются в против офазе с другими и «отъедают» часть звукового давления. Размер и положение таких зон — функция частоты, отсюда и причудливость (той или иной степени тяжести) АЧХ в области зонного режима.
    Легче всего возникают кольцевые зоны, поскольку жёсткость диффузора по окружности одинакова в силу симметрии, и именно ей дали бой инопланетяне. У несимметричного, с переменной по окружности жёсткостью, диффузора условий для образования обширной кольцевой зоны с вредительским фазовым сдвигом нет, такие зоны возникают, но маленькие, подрывная деятельность оказывается хаотичной, в сумме — АЧХ без выраженных пиков и провалов. Это — логика разработчиков, насколько она сообразовалась с практическими результатами, нам предстоит выяснить.
    Остальные элементы конструкции мидбаса можно назвать привычными: литая алюминиевая рама с мощными спицами П-образного сечения, тоже, разумеется, наклоненными по-разному; жёсткий пластиковый диффузор с едва заметной кривизной образующей; очень мягкий центральный колпачок; довольно широкий конгруэнтный (у Евтушенко подхватил словечко) подвес; провода к 30-миллиметровой (дюймы для внеземной цивилизации не указ) звуковой катушке (по документам — из обвитого медными жилами арамидного шнура) размашисто кинуты поверх центрирующей шайбы от винтовых зажимов прямо на звуковую катушку. Разумеется, на диаметрально противоположные стороны каркаса, разумеется — с «длинной» стороны диффузора, чтобы влияние жёсткости проводов было минимальным и уравновешенным, здесь уход от симметрии как раз не приветствуется.
    К пищалке придаётся пластиковый бокс на 75 мл, а при желании её можно установить в отдельный литой корпус с грилем на титановых винтах, тоже, между прочим, слегка несимметричнымКалибр головки, строго говоря, не 130 мм, это они так, чтобы землянам было понятнее. Диаметр диффузора по середине гофра составляет 110 мм, это ненамного, но больше, чем у любой «пятёрки». И в стандартное отверстие тестового бокса, где «пятёрок» перебывало несколько сотен, R-130 встать отказался, ему требуется отверстие диаметром 130 мм (для нормальной «пятёрки» — в среднем 115, а то и меньше).
    Про затейливые характеристики направленности я уже немного знал, по первой, случайной встрече, но только сейчас появилась возможность выяснить все детали. Разумеется, наиболее важны характеристики направленности для пищалки, и то, что она такая, только обостряет любопытство. То, что называется пищалкой, в комплекте Reference (да и в остальных тоже) — миниатюрная диффузорная головка с диаметром диффузора (тоже «кривого») 46 мм по середине гофра, на первый взгляд трогательно повторяющая конструкцию мидбаса: конструкция корзины и материал диффузора такие же. Второй взгляд (а он должен быть всегда наготове) показывает, что это не уменьшенная копия мидбаса: центральный колпачок здесь жёсткий, кривизна образующей мидбаса заметно больше, гофр — полукруглый, магнитная система — неодимовая. В комплекте к пищалке имеется бокс из жёсткого пластика объёмом 75 куб. см, в небогатом наборе параметров, сообщаемых изготовителем, указывается полоса частот именно при установке в этот боксик (390 — 26000Гц). Кстати, в качестве отдельного аксессуара можно прикупить литой алюминиевый бокс с защитной решёткой и комплектом титановых (!) крепёжных винтов для установки R-50 «отдельно стоящим предметом». У него объём побольше, около 100 мл, но это дела не меняет (как выяснится потом).
    Кроссовер по размерам превосходит остальные компоненты: это — мощный литой корпус, с одной стороны два комплекта входных клемм, на случай би-вайринга, с другой — выходы на головки, и никаких переключателей — «там всё сделано как надо, и нечего...». Не заглянуть в межзвёздный кросс было, разумеется, немыслимо, оказалось, что элементов внутри необычно много для двухполосного кроссовера без настроек, при этом сами компоненты — без пафоса, разве что некоторые оксидные конденсаторы шунтированы плёночными. Позже выяснится, что характеристики фильтров куда как неординарны, но это — тоже позже...

    Про зрение и слух
    Хорошим тоном при аудиоэкспертизе считается не видеть результатов измерений перед прослушиванием, у наших соседей «Салона AV» это соблюдается неукоснительно, у нас — когда как. Стараемся, но не всегда получается. При прослушивании Bewith — получилось, во многом потому, что в обращении с таким необычным продуктом я не решился доверять лишь собственным ушам. Вернее, им я доверял меньше всего. Результаты измерений я уже видел и находился в некотором замешательстве, а это не лучшая исходная позиция для прослушивания.
    Впрочем, сначала — об устройстве тестовой инсталляции. Тут дело вот в чём: Bewith сообщает крайне мало параметров своих головок. Импеданс, рекомендуемая мощность усилителя (написано «Power Handling», но раз через тире...) и полоса частот. Эту характеристику R-50 я уже упоминал, с мидбасом R-130 получается немного сложнее. В общих характеристиках акустики изготовители говорят: R-130 — для фри-эйра, следующая в линейке модель Accurate A-130 — для фри-эйра или фазоинвертора, топовая Confidence C-130 — только для фазоинвертора. Параметры ФИ сообщаются: 4 л с настройкой на 40 Гц (ничего себе, для «пятёрки»-то).
    Так что вроде бы наш комплект надо молча ставить в стандартный 35-литровый бокс и не париться. Однако отечественный импортёр Bewith вместе с образцом комплекта дослал нам пару ящиков, сделанных в точном соответствии с рекомендациями изготовителя, и мягко посоветовал: «Попробуйте в них тоже, может, понравится».
    «Где наша не пропадала», — сказал я себе голосом очередного киногероя и соорудил такую структуру: акустика была смонтирована в любезно подогнанные ящики, они поставлены на стойки и подключены вначале к усилителю Boston, ещё не демонтированном со стенда после теста, а позже, когда события стали развиваться драматически — к домашнему Bryston B100-SST (кто привык мерить на деньги — это 7000 американских долларов).

    Вредительство под фанеру

    Начал я с того, что в один из вечеров, когда опасающийся кароси личный состав разбрёлся по домам, зазвал в редакцию Александра Лысенко. Кто знаком с историей автозвука в России, поймёт, что это было нетрудно, он же поймёт, что это было лучшим, что я мог сделать. Зная, зачем зван, Лысенко прихватил десятка два (на глаз) дисков, по которым брался наиболее эффективно оценить звучание новинки.
    Тестовый бокс с площадкой под кроссовер. Собственно акустическийобъём —как видите...Дальше было интересно. После первого получаса Лысенко сказал: «Так, мне всё ясно, сейчас расскажу...» В последующие несколько часов эта фраза повторялась не раз, со стандартным продолжением: «Вот только ещё этот дисочек поставлю». Как вы думаете, судья с самых первых и до самых последних соревнований в этой стране никогда акустику не слышал? Или дисков из своей фонотеки?
    В конце концов после четырёх звонков из дома: «Вы что там, совсем уже?» (три ему, один
    — мне) вердикт был оглашён с нетипичной для этого конкретного эксперта категоричностью. «С точки зрения звуковой сцены это лучшая акустика, которую я когда-либо слышал». До него я это тоже заметил, и даже когда на месте эксперта сидел маэстро (а я пристроился в сторонке, на месте, с которого, знаю, даже хорошая домашняя акустика даёт привязку к ближней колонке), впечатление было очень необычное и сильное. Невзрачные ящички вели себя, как будто они тут ни при чём, где-то за ними стояли, ходили, а иной раз и бегали (был и такой диск) музыканты, и всё, что они играли, пели или топали, возникало в воздухе в самом подробном, естественном и захватывающем виде.
    На тысячу раз прослушанных фрагментах проявлялись детали, которые раньше тонули в звуковой каше той или иной степени густоты, для опыта Лысенко зарядил в проигрыватель диск с записью, подвергшейся сильной компрессии при мастеринге, из-за этого слушать её в машине он не мог. А в машине, напомним... ну да вы знаете. Или могли узнать... Здесь эта запись неожиданно раскрылась, разошлась по сцене и по спектру, звуки отлипли друг от друга, чудеса, одним словом. По поводу тонального баланса у эксперта были комментарии, впрочем, не носившие деструктивного характера и качественно довольно точно соответствовавшие тому, что я знал по итогам измерений. Но что удивительно: качественно, а не количественно. И ещё такой эпизод, напрямую касающийся и тональных способностей акустики. На одном из дисков у Лысенко играют три контрабаса, ставя диск, он объяснил: они стоят треугольником и настроены по-разному. Мог не объяснять: они стояли треугольником, а инструменты были настроены... подождите. Давайте вспомним: мы сейчас слушаем 5-Дюймо-вую акустику в 4-литровых корпусах, играющую пьесу для контрабасов.
    На следующий день я попросил послушать акустику заносчивых хай-эндщиков из соседней редакции. Первая реакция была предсказуема: «Вот эту фанеру? Ты бы нам ещё китайскую балалайку из «Эльдорадо» завёл...» Ну, понятно, они только что откатали свою программу: слева от «фанеры» стояли напольные Dynaudio, справа — B&W, куда нам тут... С гордостью заявляю: с помощью комплекта акустики Bewith Reference мне удалось на сутки дезорганизовать работу сразу двух редакций — своей и соседней. Reference не выключалась целый день, все, кто мог, перетаскали в комнату прослушивания все диски, какие были, а на следующий день принесли ещё кое-что из дома. Реакция от «фанеры-балалайки» у одного из хай-эндщиков к обеду сменилась на «будь у меня машина, о которой я мечтаю, хотел бы туда это поставить». О чём он мечтает, вам лучше не знать, я знаю и осуждаю за снобизм и нескромность. К концу дня это было уже «чёрт с ней, с машиной, я это домой хочу. Сколько? Да это копейки...» Ну, у них курс копейки особый, но всё равно показательно. К середине второго дня для укрепления трудовой дисциплины я акустику отключил. Сказал, что надо возвращать. Но пока не вернул, просто спрятал...

    Рекомендуемая мощность

    R-130

    R-50

    R-130 + R-50 + R-NW

    (поданным изготовителя), Вт

    15 —120

    15-50

    -

    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
    В акустическом экране

    60 — 8000

    250 — >22000

    В рекомендованном оформлении

    40 — 8000

    320 — >2200

    40 — >22000

    Чувствительность, дБ/Вт (1m)

    89

    87

    86

    Средний коэффициент нелинейных искажений
     (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), %

    -

    -

    0,55

     (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц)> %

    -

    -

    1,32

    Параметры Тиля — Смолла
                     Fs, Гц           Vas,л       Qts
    Мидбас        54,7             5,9           0,64
    Твитер          209              0,13         1,29

    Самое забавное: фундаментальные инструментальные показатели акустики, во всяком случае мидбаса, пищалку такого типа не с чем сравнивать, вполне заурядные. Нелинейные искажения, впрочем, отчётливо низкие, но другого ожидать было бы неуместно. Силовой фактор (5,0 Тл м) выше типичного для этого калибра, больше подошёл бы средней «шестёрке», но всё же — не внеземной, а масса подвижной системы и вовсе немалая, 14 г. У пищалки значения силового фактора и массы подвижки выглядят непривычно и даже как-то смешно: 1,8 Тл м и 1,4 г соответственно. Теперь — результаты «частотнозависимых» измерений.

    Начнём с самого любопытного, твитера. С учётом асимметрии измерения делались несколько раз, схемы на графиках показывают, в какую сторону «кривого» диффузора отклонялась измерительная ось. Первые два наблюдения: АЧХ твитера трудно назвать ровной, даже невозможно; диффузорная головка лихо набирает отдачу с ростом частоты, линия осевой АЧХ без малейших признаков нерешительности уходит за пределы измерительного комплекса. Так что указанные в спецификации 26 кГц, похоже, соответствуют действительности. Теперь — направленность. До 5 кГц её, можно считать, нет, независимо от ориентации. А выше от ориентации зависит очень многое. Если отклонение как бы в «неправильную» сторону, АЧХ под углом 30 градусов падает плавно, но довольно быстро, а под 50 градусов отдача на 15 кГц уменьшается на 20 дБ. Правда, потом начинает частично отыгрывать потерянное. При отклонении в другую, «правильную» сторону диаграмма направленности становится существенно более широкой. Даже под углом 50 градусов потери звукового давления не так велики, правда там появляется узкий локальный провал на 12 кГц, но умные люди говорят, что при ширине («по плечам») примерно в одну треть октавы его на слух будет не слишком заметно.

    А вот мидбас. Отметим: здесь усилия по обузданию зонного режима не пропали даром — осевая АЧХ ровная, а полоса частот завидно широкая, до 8 кГц, как и обещали инопланетяне (они пока ни разу не подвели). При отклонении в «неправильную» сторону АЧХ на 30 градусах сохраняет пристойное поведение, спад перемещается на 3 кГц и, что интересно, до 50 градусов АЧХ остаётся, можно считать, неизменной. Отклонение в «правильную сторону» на угол 30 градусов влияет на АЧХ на удивление мало, мидбас по-прежнему эффективно излучает до 7— 8 кГц, только на 3 дБ тише, чем по оси. А на 50 градусах, что совсем уж интересно, АЧХ почти точно повторяет предыдущую, «неправильную». Какие безбрежные возможности это создаёт при настройке системы в машине, путём банального поворота головок вокруг оси, нет нужды говорить, здесь не дети собрались. Для ясности скажем: мидбас при этих и последующих (до особого упоминания) измерениях работал в эквиваленте объёма двери, что для него — free air.


    Пора собирать динамики в систему, а для этого вначале надо посмотреть на кроссовер, который будет это делать. Вот здесь и выясняется: кроссовер хитёр, временами — до необъяснимости. В спецификации сказано: частота раздела 800 Гц, ФНЧ 18 дБ/окт., ФВЧ — 24 дБ/окт. Выбор частоты (инопланетяне отметили) — сознательный, чтобы каждый из излучателей работал предсказуемо как минимум на октаву-полторы вверх и вниз, это соответствует и земным представлениям о действительно качественной многополосной системе. На графике видно: ФВЧ — это даже не 24 дБ/окт., это — эллиптический фильтр с полюсом затухания в районе 300 Гц, где в любом случае окажется частота резонанса пищалки. А вот вызывает недоумение (вернее, требует объяснений, только спросить не у кого, ракету ещё не заправили) то, что уровень сигнала на выходе ФНЧ заметно ниже входного, будто там стоит аттенюатор (аттенюатор в ФНЧ, вы о таком слыхали?). Судя по поведению в области верхних частот, фильтр относится к категории «странных», с дополнительным резистором, значит — что-то там в фазовой характеристике подправляли. И вот— главное: область вблизи частоты раздела словно намеренно (мы уже убедились, здесь нет случайностей) сильно «осажена» по уровню. Посмотрим, как это скажется на результатах работы головок в связке с фильтрами...


    Подключённая к «родному» ФВЧ, пишалка начинает работать, действительно, с 800 Гц, а восходящий характер АЧХ только усугубляется. Что хотят, то и делают... Этот график получен при «нейтральной» ориентации, когда головка развёрнута вокруг своей оси на 90 градусов относительно любого из предыдущих случаев. Для полноты картины. Видно, что даже в этом случае эффективность излучение под углом 30 градусов вполне себе приличная, а как будет при «правильной» ориентации, можно понять по АЧХ без кроссовера, выше 4 кГц фильтр на амплитуду сигнала уже не влияет.

    Теперь — все вместе. Мидбас с кроссовером мы туда-сюда не крутили, поскольку ясно: в зоне его ответственности (до 800 Гц) направленности у него нет как таковой. А АЧХс фильтром — здесь же осевая АЧХ пищалки с ФВЧ и, главное, АЧХ системы в целом. Если бы я не слышал, как это играет, то, возможно, и слушать бы не стал. Как так получается — не знаю.У системы в целом — мощный и широкий провал на верхней середине, именно там, заметьте, где его предусмотрели в кроссовере. При этом зона эффективной совместной работы головок сведена к почти невозможному минимуму (ниже 700 Гц излучает только мидбас, выше 1,1 кГц — только пищалка), а полярность включения пищалки по отношению к мидбасу ни на что не влияет, это означает: фазовый сдвиг на частоте раздела — ровно 90 градусов. Здесь же приведены импедансные кривые компонентов, пищалки — «на воздухе» или в прилагаемой таре.

    АЧХ в альтернативном акустическом оформлении: рекомендованный производителем (и построенный импортёром) ФИ и он же, превращенный в ЗЯ. Для полноты картины...


    Крутим систему в сборе. Интересное кино: даже при повороте в «неправильную» сторону АЧХ подуглом становится во всяком случае объяснимой. А при «правильном» развороте даже на 50 градусах АЧХ приобретает гордый облики, покачиваясь, идёт себе по-прежнему куда-то в ультразвуковую даль. Если кому-то надо, чтобы всё было «в линеечку», нужно перейти на би-ампинг, благо входы фильтров раздельные, и на 3 — 4 дБ убрать уровень на входе НЧ. Для полноты и этой картины были сняты АЧХ при развороте системы в «нейтральной» плоскости. Здесь же —импедансные кривые системы при установке мидбаса в акустический экран и в ФИ.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Компонентная акустика 130 мм
    КТО
    Bewith Reference
    ПОЧЕМ
    69000 руб. (полный комплект)
    43000 руб. (головки без кроссовера)
    ЭТО —ПЛЮС
    Низкие искажения во всём диапазоне
    Уникальные характеристики направленности
    Необъяснимо волшебное звучание
    Необъятные инсталляционные возможности
    ЭТО —МИНУС
    Многое до сих пор непонятно...
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Е.Т.
    РЕЙТИНГ
    Конструкция  9
    Частотная характеристика    7
    Чувствительность  7
    Басовый потенциал  9
    Звук    10
    Итог    42

    Источник: журнал Автозвук, 03/2010. Текст и измерения Андрей Елютин

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa