Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра. Toyota Yaris TSport. Дикий кузнечик.

    Меня зовут Аркадий, хотя сокращённое Арик стало практически официальным именем. А всё потому, что место жительства у меня - Иерусалим, тут ещё многие не по-нашему говорят...

    По профессии я радиоинженер, по этой профессии работаю на радиостанции «Голос Израиля». А когда не работаю, люблю путешествия на машине, автоспорт и хороший звук дома и в автомобиле. Из музыки предпочитаю джаз, классику в современной аранжировке, инструментальную музыку, оркестровые композиции и шансон (настоящий).
    Выбор моей последней (на сегодня, Бог милостив) машины друзей немало озадачил. Раньше у меня были Audi, несколько Subaru (откуда даже возник интернетный ник Subarik), а тут вдруг Toyota Yaris, размером вполовину от самой маленькой из моих предыдущих. Но я им показал место на кузове, где после Yaris написано TSport, а это очень сильно меняет дело. После обкатки машины по всем правилам удивляться друзья перестали и даже прозвали мою машину диким кузнечиком. Теперь встал вопрос о звуке, то, что было в кузнечике до этого момента, назвать звуком можно было с большой натяжкой. Здесь налицо была дикость, только уже в другом смысле. Опыт с озвучиванием Audi, Subaru, разнообразных машин друзей у меня был, я знал, какой звук мне нужен, но пока не знал, куда его поставить: в кузнечике была проблема с размерами посадочных мест под динамики и под «голову», для саба места вообще не находилось, багажник здесь довольно условный.


    Систему решил строить трехполосную. За основу временно взял головное устройство JVС KD-SH909R, аппарат остался от Subaru В4, показал себя там очень хорошо. По различным обзорам в Интернете, по тестам в «АЗ», а также после замеров характеристик своими силами остановил выбор на усилителе Earthquake 2200W4 - ровный мощный усилитель с широкими возможностями регулировок и хорошими характеристиками. После прослушивания различных динамиков через Earthquake в разной комбинации и на разных музыкальных жанрах остановился на MB Quart QSD164 (мидбасы с общим кроссовером под трёхполоску) и компонентном наборе Soundstream EGC 5.

    Снаружи и внутри: посадочное место под 6-дюймовый динамик расширено и на двери, и на дверной карте. Плюс - виброизоляция, разумеется

    Окончательно в углах торпедо утвердились купольные мидрейнджи DLS

    JVC KD-AVX2 вытеснил штатную "голову", его предшественник модели 909 стоял под ней

    Компактные пищалки Hertz сейчас стоят в стойках, а на этапе экспериментов оказывались даже в центре приборной панели

    Камера заднего вида (подарок "Аплодисментов с начинкой") стабильно работает даже в ночное время

    Двери: как было и как стало. Завершенные подиумы окрашены в цвет кузова, а для всех T Sport он один и тот же: Quick Silver


    Совершенно необходимым следующим шагом стала шумоизоляция дверей и пола, кузнечик оказался шумноват. Внутри и снаружи весь металл двери был обклеен «Динаматом», тут ничего нового, но сама дверная карта полностью переделана, пришлось отказаться от карманов. Увидел в каком-то каталоге дверную карту для Yaris под два динамика по 6'', решил было сделать как у них, не нарушая дизайна, но посчитал, что для двух динамиков в двери не хватит объема. Подиумы делал по всем известной и давно проверенной технологии: эпоксидка, фанерные кольца, полиуретан (в форме строительной пены), ткань, наждачка и упорный труд.
    Силовой кабель сечением 2 GA проходит по левой стороне до дистрибьютора. Две пары межблочников Stinger проложены вдоль туннеля с правой стороны. Провода акустики пролегли вдоль левого борта.
    Усилитель и фильтры акустики установлены в багажном отделении на фанерном основании толщиной 20 мм, вырезанном по размеру спинок задних сидений и оформленном красным кожзаменителем под цвет усилителя и саба. Там же примостился и буферный конденсатор.
    Динамики MB Quart QSD164 установлены в подиумах в дверях и развернуты на ручку переключения скоростей. Soundstream EGC.5 были поставлены в штатные места на торпедо и даже закрыты родными ярисовскими сетками. Для этого, правда, пришлось вырезать расширенные посадочные места: в оригинале место было только под 4-дюймовый динамик. твитеры встали в треугольники зеркал заднего вида.
    В небольшом салоне кузнечика акустика фронта справилась очень хорошо даже по низам без сабовой поддержки, но решили: фронт требует помощи.

    Результаты расчета сабвуфера были материализованы в простейших геометрических формах

    Сборка узла кроссоверов: общий (MB Quart) на НЧ и раздельные (доработанные Soundstream) на СЧ и ВЧ

    В отсутствие сабвуфера открывается вид на «приборный щиток». Стрелочные индикаторы уровня - как в аппаратной на радио. Сабвуфер может быть установлен на место за минуту, правда пейзаж загораживает...


    Так в системе появился Earthquake DBXR-12. Очень хорошо понимая, что для кузнечика 12 дюймов - это экстрим, решил, тем не менее, не сдаваться и был прав, в чем убедился в будущем. ЗЯ занял место багажнике, заслонив собой весь пейзаж с усилителями и кроссоверами, при этом в случае необходимости может быть легко демонтирован.
    А сейчас о самом сложном и интересном процессе - прослушивании, настройке и сделанных на этой основе выводах. Первое, что показало прослушивание: сцена низкая и узкая. Начался поиск оптимального направления твитеров. Лучший результат получился, когда твитеры были установлены на козырьке приборов (в кузнечике он по центру) и излучали вперёд, в лобовое стекло (такие системы были у вас в журнале). Но для того чтобы реализовать такую конструкцию капитально, а не по временной схеме, нужно было снять всю панель. Этого я не осилил, к тому же в такой конфигурации твитеры звучали слишком резко. На следующем этапе пищалки были заменены MB Quart и установлены на углу штатной решётки, закрывающей среднечастотники. Теперь сцена приняла более пристойный вид. Одновременно был переделан фильтр Soundstream: добавлено последовательно по конденсатору 40 мкФ и резистору 1 Ом. Теперь Soundstream заиграл с 200 Гц. MB Quart играет с 50 до 280 Гц. Так поездил пару месяцев, попутно получил третье место на небольших соревнованиях, но что-то меня не устраивало. Поиск был долгим. Как-то (можно считать - случайно) снял штатные решётки, закрывающие среднечастотники, и звук разительно улучшился. Ездить без решёток было как-то неэстетично, да и вообще встал вопрос о радикальном апгрейде, тем более что стало казаться: твитеры MB Quart играли с избытком металла. Взгляд упал на купольники DLS Iridium3, им не нужен объем, они практически без сетки, и их можно установить на штатную решётку. Новые среднечастотники фильтром подрезал снизу на 350 Гц, а для выравнивания сцены на выходе правого фильтра понизил уровень на 4 дБ. Твитеры подобрал тоже маленькие: Hertz HT25 заняли место в стойках с направлением на центральное зеркало заднего вида. Сцена наконец-то встала на свое место. Тогда уж подошла пора замены головного устройства. Теперь им работает JVС KD AVX2, для него пришлось полностью переделать рамку. Звук изменился радикально, стал более детальным, вокал (и мужской, и женский) звучит превосходно, все инструменты отлично прослушиваются, хороший тональный баланс, глубокий бас... В общем, я доволен полученным результатом.
    А на днях друг Дима (вы его знаете, это у которого «Аплодисменты с начинкой»), узнав, что теперь у меня головное устройство с большим дисплеем, подарил мне камеру, я её немедленно установил в центральный стоп-сигнал. Кузнечики видят во все стороны, вы не знали?..

    SUM

    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
    Источник: JVС KD AVX2
    Усилитель: Earthquake 2200W4
    Акустика: MB Quart QSD164, DLS Iridium3, Hertz HT25
    Сабвуфер: Earthquake DBXR-12D

    Аркадий Седлецкий, г Иерусалим, Израиль

    Источник: журнал Автозвук, 05/2007.

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa