Как вы, наверное, уже догадались, я живу в столице Киргизии. Уже 37 лет, то есть - с самого начала биографии. И если вам интересно, могу кое-что рассказать.
Сначала - вообще как в нашей стране обстоят дела с автозвуком. Если в цифрах - примерно так: 95% автовладельцев любят автозвук, но платить деньги за него готовы лишь 10 - 15%. Немалую роль в этом играет то, что просто пойти и купить аппаратуру у нас невозможно, только под заказ и ждать. Во всей стране (между прочим, немаленькой, население - точно как в Финляндии плюс-минус 2%) нет ни одного официального дилера известных торговых марок. По неофициальным каналам к нам попадает техника Sony, Pioneer, Kenwood, JVC, в меньших объёмах - JBL, Infiniti, DLS и Alpine. Преобладает же китайский «ЧОН-ДУХ-ВОН». И всё же дело движется, до нас докатились и соревнования по автозвуку, последние прошли в Бишкеке осенью 2006. Неофициально, но по правилам EMMA. Моя работа, кстати, заняла там 2-е место по SQ в категории PRO600+. Недавно померил звуковое давление (приобрел себе Term-Lab, пока единственный в нашей стране экземпляр) - оказалось 138 дБ, можно продолжать работать.
А теперь - про ту самую машину, которая заняла призовое место. Я её делал почти год назад, вернее, начал - полтора года назад, работы заняли 6 месяцев. Люди, не наблюдавшие за ходом работы, уверенно предполагают, что все подиумы я заказал в Москве. А вот и нет... Всё, включая лакокрасочные работы, делалось в моём гараже, благо окраской автомобилей я профессионально занимался около 10 лет.
Главным требованием к этой системе была натуральность и объёмность звуковой сцены, прозрачность и мощность звучания. Один из критериев выбора акустики - бумажные диффузоры, более подробные сведения о моделях-кандидатах узнавал из вашего журнала, его в Киргизии достать можно. Непросто, но можно.
С фронтальной акустикой решил поэкспериментировать, сделав её по схеме 2-полосная плюс фронтальные сабвуферы. Основная акустика - компонентные Focal 130 V2, а на низах подмогу им обеспечивает пара Hertz HX-200.
В этой машине (Mercedes Vito, если кто не узнал) приборная панель здоровенная и находится далеко от слушателя, после долгих перемещений и прослушиваний и мидбасы, и пищалки разместились на ней. С пищалками особых проблем не было - сделал микроподиумы из шпатлевки, загрунтовал и покрасил, а с мидбасами было труднее: штатные места (под «десятки») расширил и сделал коробки из стеклопластика объёмом по 2 л, для чего пришлось менять геометрию воздуховодов, фото, к сожалению не сохранилось. Усилитель поместил под панелью возле бардачка на сварных кронштейнах. В кроссовер усилителя пришлось залезть с паяльником.
Двери: исходя из концепции выбрал сабы по параметрам Тиля - Смолла, перелопатив гору вариантов с помощью BASSBOX 5.1. Решил делать ФИ: корпус - фанера 18 мм плюс стеклопластик, объем нужен был 12 л, частота настройки 42 Гц. По расчёту это давало порт 50 мм длиной 220 мм. После теста с генератором сигналов порт укоротил до 180 мм и увеличил заполнение бокса синтепоном. Корпуса фронтальных сабвуферов разместились в бывших карманах накладок дверей, с креплением на металл. Накладка двери сделана из фанеры (кольцо для саба) и стеклошпатлевки, так, чтобы саб прикручивался к коробу сквозь накладку двери - для герметичности, а когда дверь закрыта замком, еще и для жесткости. Накладка покрашена под кожу. Каждая дверь потяжелела на 20 кг, петли могут выдержать и больше - проверено.
Кроме фронтальных в системе есть и задний сабвуфер. Его корпус сделан из фанеры толщиной 30 мм с двойной фронтальной стенкой, по типу оформления - это ФИ объёмом 70 л с настройкой на 25 Гц (выше было нельзя, объем салона приличный). Такая низкая частота настройки означала большую длину тоннеля, тем более что я решил для повышения эффективности и снижения струйных шумов поставить два тоннеля диаметром 100 мм каждый. Расчёт дал длину 930 мм. Тоже - каждый. Разместить такие длинные трубы стало возможно только после того, как я буквально завязал в узел каждый порт, с помощью стандартных элементов ПВХ-канализации.
Сверху сабвуфера находится объёмная фальшпанель, под ней смонтированы усилители, а в приподнятых «крыльях» - тыловая акустика, компонентные Focal 160 V2.
В машине два источника сигнала: звуковой Alpine CDA9855 и мультимедийный NECVOX RE 7469D. Сигналы от них приходят в электронный коммутатор с независимыми выходными регуляторами уровней - фронт - тыл - саб, при этом Alpine имеет приоритет коммутации. Под торпедо, там, где раньше были подкассетники, разместились АС центрального канала, усилитель центрального канала, коммутатор и DTS-декодер, выдернутый из ресивера Microlab. Поскольку у NECVOX нет SPDIF-выхода, пришлось его создавать, я только недавно смог заказать подходящую микросхему. Для надёжного питания системы установлена вторая аккумуляторная батарея, а вся «сила» протянута проводами 2 GA. Руль с кнопками управления - с более поздней версии, и, как водится, он не подходил, пришлось его спиливать зачистной машинкой (кадр из фильма ужасов сохранился), а накладки рулевой колонки доводить до нужной пропорции и красить. Переходник с мультируля найти не удалось, пришлось скрещивать рулевые кнопки с пультом ДУ, а ИК-светодиод выводить в плафон освещения, встроенный в NECVOX. В общем, судите сами, любят ли автозвук в Киргизии...
SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт + фронтальные сабвуферы + тыл + ЦК + сабвуфер
Источники: Alpine CDA-9855R, Necvox RE 7469D
Монитор Necvox RE 7469D
Процессор Microlab
Усилители: Alpine MRV-F540, MRD-M1005, Kenwood KAC-6202, Pioneer GM-3100T
Акустика: Focal 130 V2, 160 V2, Hertz HX-200
Сабвуфер: JBL P1520
Владимир Романенко, г. Бишкек, Республика Кыргызстан
Источник: журнал Автозвук, 05/2007
Магнитола bos mini t820dsp, сабвуфер активный dl audio piranha, фронт подключенен в штатные места,
Последнее сообщение от: ДЕД 24.01.2025, 12:51Добрый вечер! Есть активный саб DL Barracuda 12a flat с высокоуровневые входом и линейным и
Последнее сообщение от: Xellow 21.01.2025, 21:13
Аудиофил в малом бюджете. Тест компонентных акустических систем AMP SUD-17.2 второго поколения