Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Неместные. Студия Блюзмобиль-Смоленск. Смоленский ветеран

    Где ветеран - там и награды...Toyota Crown — это редчайший на сегодня легковой автомобиль с кузовом на раме. Его жесткость такова, что даже на плохой дороге вы не услышите ни малейшего скрипа обшивок в салоне. Дальневосточники говорят, что если поставить на торпедо этого автомобиля стакан воды, то на скорости до 100 км/ч никакое бездорожье не сможет эту воду расплескать.

    Вот с такой машиной мы и начали работать. Давно было дело... Все началось со смены штатного двухдинового кассетника с японской «радиосеткой» на DVD проигрыватель Audiovox PAV 8000 (предтеча нынешнего Challenger). Сейчас в это трудно поверить, но тогда он был единственным на российском рынке аппаратом со встроенным декодером 6-канального звука! Экраном выбрали механизированный монитор того же брэнда PAV 9. Полученные на тот момент из учебников знания позволили сделать вывод, что фронт должен быть трёхкомпонентным. Двери автомобиля пришлось тщательно продемпфировать, а для 16-сантиметровых мидбасовых динамиков DLS R6A изготовить специальные подиумы. Среднечастотники DLS C4 разместили в дверях выше мидбасов, выделив им свой объем, а высокочастотники расположились в традиционных местах — на стойках. Для воспроизведения мультимедийных эффектов в усиленной задней полке закрепили DLS 962. Сабвуфер поставили обычный корпусной заводского исполнения. Усиливал звук DLS СА450.

    Начиналось все с DVD-ресивера Audiovox и моторизованного экрана к нему. Позже (и ниже) в консоль встал процессорный звуковой Clarion

    Ноу-хау для праворуких: камера переднего обзора при обгоне

    Настоящий динамик (внизу) и место для штатного игрушечного (выше)

    Готовая дверь с логотипом команды

    Вот примерно в таких условиях состоялся исторический разгром "пацанмобиля"

    Багажник, славящий родной город и родную команду...

    ...и его оснащение

    Проводку у нас принято делать всерьез


    Уже тогда смоленская команда посещала все тематические выставки и соревнования, добывала специальную литературу, так как знаний катастрофически не хватало. Из журналов мы выяснили, что в апреле на «Горбушке» состоится открытие сезона 2003 года по качеству звучания. Совсем молодая и неопытная на тот момент команда приняла решение поехать в столицу не просто посмотреть, а поучаствовать. Конечно, тогда мы понятия не имели о правилах проведения соревнований и даже где их взять (прошу не забывать — мы были первые, а тогда и единственные спортсмены в регионе). Прибыв в Москву, узнали, что именно с этого года в Европе введен новый класс «Мультимедиа» (5 — 6 лет назад, наверное, менее 1% автомобилей имели экран). Мы зарегистрировались в этом классе. Участие в соревнованиях на «Горбушке» стоило целых $100 (для 2003 года сумма весьма значительная). Для сравнения: участие в международном этапе Чемпионата России по качеству звучания, тюнингу и неограниченному звуковому давлению, организованном УЦ «Автомагия» и студией Машина уже другая. Но команда-то - прежняя!«Блюзмобиль-Смоленск» 23 августа 2008 года на стадионе «Спартак», стоило всего 300 рублей. Но, как позже выяснилось, это очень малая плата за полученные знания и опыт.
    Многие считают, что знают всё о музыке в автомобиле. Мы не стали исключением из правил и тоже так думали. Однако судья (а впоследствии — чемпион Европы в этом классе) Андрей Вахтин с удовольствием, как нам тогда показалось, вскрыл недостатки в установке компонентов и звучании нашей системы. Тем не менее наш автомобиль вошел в историю отечественного автозвукового спорта уже тем, что первым в России был оценен в новом классе. Этот день можно считать днем рождения смоленской команды — будущего чемпиона России по качеству звучания, а уважаемого Андрея (сегодня он судья международной категории, член коллегии главных судей) мы и сейчас называем «крёстным отцом». На «Горбушке» команда получила свой первый кубок, а главное — первоначальные знания правильной инсталляции. С этого момента начался рост профессионализма команды.
    Автомобиль стал соревноваться в двух классах одновременно: «Мультимедиа» и «Качество звучания». Правила были выучены наизусть, как общевоинские уставы (как потом выяснилось, немало победителей соревнований — уволившиеся в запас кадровые офицеры, ставшие в одночасье ненужными новой стране). Мандраж у взрослых людей, офицеров, неоднократно участвовавших в пусках боевых ракет, как у школяров — очень необычное чувство. Соревнования затянули нас, как наркотик. Во время состязаний знакомились с такими же фанатами из разных городов, обменивались опытом и знаниями, помогали друг другу. Все получаемые от судей замечания фиксировались, судейские протоколы тщательно анализировались, а выявленные недостатки устранялись. Понятно, что для настройки аудиосистем необходимо точно знать, как звучат инструменты в жизни, поэтому всей командой стали ходить на живые концерты. Особенно полюбились проходящие ежегодно в мае «Глинковские фестивали», на которые приезжают именитые симфонические оркестры страны. Новое увлечение, несомненно, способствовало духовному развитию команды.
    Активное участие в соревнованиях позволило смоленской команде состояться как профессионалам — мы выяснили множество нюансов чемпионской инсталляции, а после каждого этапа в музыкальной системе автомобиля происходили значительные изменения. Вот некоторые из них.
    Во-первых, появился центральный канал, который вначале для привязки к экрану стал двухкомпонентным, а затем — для выравнивания АЧХ получил 2 ВЧ-динамика, которые установили в солнцезащитном козырьке над зеркалом заднего вида (да, в этом автомобиле японцы предусмотрели и его).
    Во-вторых, третье ГУ Clarion DXZ 925 — единственный тогда относительно бюджетный аппарат с 24-битовым ЦАПом и цифровым звуковым процессором (мы являемся сторонниками DSP и сейчас — наверное, сказывается инженерное образование), который позволил подстроить звуковую сцену и скорректировать тональный баланс. Его встроили в специально изготовленный подиум.
    В-третьих, СЧ поменяли название на DLS DUR 2,5 и переместились из дверей на торпедо, что позволило поднять звуковую сцену на уровень глаз и устранить провал в АЧХ на 500 — 600 Гц. А отверстия для штатных 8-сантиметровых фронтальных динамиков закрыли специально изготовленными на одном смоленском заводе стильными панелями с фирменным логотипом команды.
    В-четвертых, сменили ВЧ на лучшие из доступных, как мы тогда считали — Focal TN51 из верхней линейки Utopia (на тот момент просто Utopia, а не Utopia Be).
    В-пятых, для обеспечения прозрачности звукового тракта установили более дорогие и новые тогда усилители Impulse SD-600 и SD-700, пассивные кроссоверы фронтальной акустики заменили одним активным Prestige PX 400. Это позволило реализовать схему поканального усиления и, следовательно, наиболее полно раскрыть возможности Clarion.
    В-шестых, изготовили сабвуферный ящик по новой тогда технологии «стелс». Его встроили в нишу заднего правого крыла, а в центре задней полки сделали тоннель для прохода баса к слушателям. Кстати, за нижний бас автомобиль практически всегда получал максимальное количество баллов.
    В-седьмых, все компоненты системы соединили фирменными проводами DAXX. Это, конечно же, витая пара в двойной изоляции с внешним фольгированным экраном, выполненная из бескислородной меди. Сигнальные и акустические провода протянули по разным сторонам салона, заменили питающий кабель соответствующим мощности системы в 1300 Вт. Его сечение — 0AWG. Специально для судей, утверждающих, что такого сечения не бывает, возили 20-сантиметровый образец. Интересный случай, связанный с высокой мощностью системы, произошел в сосновом бору на берегу озера Сапшо. На природу люди обычно выезжают для более близкого общения с ней: послушать птичек, сверчков, наполнить легкие свежим воздухом и т.д. Однако рядом с «Крауном» припарковалась «восьмерка», из открытых окон которой громогласно разносились клубные ритмы. Попытка агитации против обычного городского отдыха оказалась непонятой. Мы люди мирные, биту с собой не возим, и просто включили свою систему. На «полсвиста». По «закону джунглей» победил сильнейший. Не прошло и минуты, как над озером воцарилась долгожданная (и обоюдная) тишина. Так работает механизм капитуляции...
    В-восьмых, усовершенствовали интерьер и экстерьер «Крауна» — вся инсталляция и сам соревновательный автомобиль должны выглядеть достойно. Поэтому аппаратуру закрепили на специально изготовленной задней стенке, закрытой декоративной накладкой с названием нашего города. Пол багажника изготовили из специально привезенного из Москвы металла, встроив в его центре герб Смоленска (знай наших!). Все детали салона, задействованные в аудиосистеме, перетянули специально привезенной, опять же из столицы, настоящей итальянской кожей. Все динамики, включая сабвуферный, закрыли изготовленными на том же заводе стильными грилями (команда получила огромное моральное удовлетворение от проделанной работы на фестивале «Автоэкзотика 2003», когда сотни посетителей фотографировались на фоне багажника «Крауна»).
    Вес аппаратуры, установленной в багажнике, превысил 100 кг, поэтому задние пружины пришлось заменить новыми от «Крауна» с кузовом «универсал», приобретенные в Эмиратах, и поставить спортивные амортизаторы. Автомобилю было 10 лет, конечно же, кузов покрыт множеством мелких сколов и царапин, и чтобы соответствовать «уровню», пришлось его полностью покрасить. А для безопасности путешествий на большие расстояния установили биксенон.
    В-девятых (это ещё не в-последних), и для баллов за бонусы, и для практической пользы установили две видеокамеры: заднего обзора (включается при задней передаче) и переднего (автомобиль ведь «праворукий») — в левом зеркале. Камера переднего обзора нужнее всего при обгоне, это понятно. Поэтому она начинает работать при включении левого поворота, прекращает — при включении правого. Организовали охлаждение аппаратуры кулерами, а чтобы они не шумели (снижаются баллы), подключили их параллельно-последовательно. Добавили дополнительный механизированный монитор Challenger и игровую приставку Dreamcast для задних пассажиров, изготовив непростой блок питания для последней, потребляющей большой ток.
    В-десятых (вот теперь — всё), первыми в России сделали специальный фильм-презентацию системы в формате DVD, за что получили 10 баллов из 10 возможных.
    В течение всего 2003 года команда закалялась в автозвуковых боях, накапливая профессиональные знания и бесценный соревновательный опыт. Нашему развитию и совершенствованию способствовало и то обстоятельство, что команда вела тяжелую и неравную борьбу в основном с московскими машинами, инсталлированными самыми дорогостоящими компонентами.
    В конце сезона 2003 года смоленская команда, вошедшая в десятку лучших, получила официальное приглашение на финал России в Санкт-Петербурге. К сожалению, одного желания победить оказывается недостаточно, явная бюджетность нашей системы (конечно, относительно других) не позволила представлять Россию на финале Европы (нас опередили всего на 3 балла).
    Получив в Санкт-Петербурге существенный эмоциональный заряд, наша команда закончила год в Краснодаре этапом, вошедшим в зачет 2004 года. Все три недели, прошедшие после финала, система «Тойоты» кропотливо настраивалась по 10 часов в день. Усилия команды не пропали — в 2-миллионном Краснодаре «Тойота Краун» победила с большим преимуществом и местные, и ростовские, и ставропольские машины, завоевав сразу два первых места в своих классах. Запомнилось искреннее удивление судьи по звуку Федора Тисленко — тогдашнего чемпиона ЕММА Россия и нынешнего руководителя замечательной студии «Блюзмобиль-Сочи»: «Как вы смогли получить такой качественный звук на таких недорогих компонентах?» Справедливая оценка героических усилий нашей команды.
    Окрыленная достигнутыми результатами, команда решила участвовать в соревновательном движении и в 2004 году. Открытие сезона ЕММА Россия началось традиционно на «Горбушке». Приобретенный нами в течение года бесценный опыт, подкрепленный большим количеством сложных инсталляций, позволил подготовить клиентский автомобиль «Ниссан Патрол» (подробности этой инсталляции — в следующих номерах журнала). В упорнейшей борьбе наш внедорожник с перевесом всего в 2 балла занял первое место, опередив «Гранд Чероки», инсталлированный судьей по звуку в этом же классе. Если бы не второй судья по качеству инсталляции, наверное, первого места нам не видать. Этот случай подтвердил: именно детальное знание правил соревнований, приложенные огромные усилия и бескомпромиссное стремление к победе позволили команде в очередной раз победить автомобили с системами, собранными на дорогостоящих компонентах Pioneer и Alpine (на недорогом Audiovox мы вообще в России одни соревновались). Наши автомобили иногда проигрывали соперникам по количеству баллов за звук, но оставляли им мало шансов победить нас при оценке инсталляции.
    Бизнесмены люди занятые, поэтому отказ от дальнейшего участия в соревновательном движении владельца чемпионской машины нам был понятен. Однако мы-то уже были «на игле» и на «Автоэкзотику 2004» поехали опять на «Крауне». По итогам соревнований мы уступили только 3 балла «Фокусу» на Alpine из Казани. В общем, после «Автоэкзотики 2004» «Краун» завоевал два вторых места в Белгороде в классах «Мультимедиа. Профессионал» и «Звук. Профессионал без ограничений». А 7 мая 2006 года в Смоленске на стадионе «Спартак» в составе команды «Блюзмобиль-Смоленск» «Краун» достойно закончил свой спортивный путь, уверенно победив в самом тяжелом классе «600+» по правилам SPL-клуба. В дальнейшем эстафета была подхвачена другой нашей «Тойотой» — «Камри», которая в том же году и стала чемпионом России по качеству звучания.
    Примечательный факт: японский праворукий автомобиль за все годы соревнований ни разу не подвел в дороге. Даже колесо не спускало. Ветераны из строя не выходят...

    Виктор ЯКУШЕВ, «Блюзмобиль-Смоленск»

    Источник: журнал Автозвук, 04/2009

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa