Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Aston Martin DB9 Volante. Золото из глины

    Все помнят историю про Менделеева, юбилей, весы, золото и алюминий? А про Наполеона III и опять алюминий? Ну тогда рассаживайтесь, и так не самый короткий рассказ станет ещё чуть длиннее.

    В порядке хронологии — Наполеон, третья модель. Очумев от гордости за только что присвоенное императорское звание, он распорядился было заменить парадную посуду в замке Тюильри изготовленной из недавно открытого металла, как его... алюминия. Дескать, с золотой-то любой султан покушать может, а «императору всех французов» надобен эксклюзив. Прикинув наскоро смету, императору доложили: война с Австрией обойдётся куда дешевле. Так и не пришлось придворным похлебать черепахового супа из алюминиевых плошек.
    Полвека спустя, в 1904-м, когда уже поднялся в воздух первый самолёт, мировая общественность решила подарить профессору Менделееву что-нибудь совершенно эдакое, денег собрали уйму, поэтому и хватило на весы (по другим источникам — вазу, но весы — лучше, я за эту версию) из поделочного золота и драгоценного алюминия.
    Сто лет с копейками прошло со второго из упомянутых событий, человечество нашло массу применений для материала, который поначалу называли «золотом из глины». Научилось даже превращать алюминий в золото самым прямым образом. Как — можете спросить у Олега Владимировича («Базовый Элемент») или, скажем, у Джеймса Макнирли-младшего («Боинг»), они скажут как.

    Готовый продукт: пищалка в передней стойке

    Правый сабвуфер. Как он там оказался - читайте дальше

    Там, где обитал штатный сабвуфер, теперь есть вспомогательная электроника

    Тыловая акустика состоит только из мидбасов, сетка наверху - вообще не сетка, а лампа освещения


    Если не скажут или не дозвонитесь, ничего страшного, есть и другие способы. Их знают производители автомобилей Aston Martin, последних, разумеется, моделей. Эффективность процесса — мечта алхимика. 1700 килограммов преимущественно алюминия превращаются в 300 (в среднем и приблизительно) тысяч евро, что в пересчёте на золото по текущей цене составит примерно 12 кило всеобщего эквивалента.
    Владелец этого автомобиля пошёл по противоположному пути: перечислил 12 кило на счёт «Aston Martin Москва», ему за это выписали почти две тонны товара под названием DB9 Volante. Последнее слово на иностранном языке означает «летающий», так по традиции фирмы обозначаются машины с кузовом «кабриолет».

    Первое открытие: оказывается, Volvo + Aston Martin=Linn

    Центр штатной системы - 11-канальный агрегат "один за всех"

    Один из этажей агрегата отдан усилителям: 10 раз по 75 Вт и один раз - 200. Все - импульсное, разумеется

    Штатная фронтальная акустика. Душераздирающее зрелище...

    Опорой и нагрузкой фронтальной акустики были наклонные закрытые боксы

    Подиумы - тоже долой. Не без дрожи в руке на драгоценном металле намечается линия реза...

    ...и уже недрогнувшей рукой и верной болгаркой с алмазным диском...

    Путь для новых мидбасов открыт. Но опереься им пока не на что

    Черновой макет опорных конструкций, идет битва за миллиметры

    Чистовой скелет, задающий базовые плоскости

    На скелет наращивается стеклопластиковое "мясо"

    В процессе интеграции в дверь удаляется и часть "скелета"

    Теперь грунт...

    ...и окраска. Кто скажет, что здесь раньше жили 9-сантиметровые динамики?

    Установка головки и вибропоглотителя по периферии

    Обивка практически не затеняет диффузор. Битва за миллиметры выиграна

    Штатная сетка навеки скрыла поле битвы


    Ещё за 15 тысяч евро машину оснащают супераудиосистемой. С именем, достойным автомобиля. Linn, слыхали наверняка. Разумеется, премиальная аудиосистема не была основанием для покупки автомобиля, её включение в лист комплектации было обусловлено тем, что дома у владельца побывали и «Линны», и «Левинсоны» с «Уилсонами». В другие машины хозяин тоже всегда ставил нормальный звук и всегда в одном и том же месте, в «Автоподиуме». Заказав «летающий» DB9, он впервые решил отказаться от услуг верной студии: «Где поработал Linn, там, при всём уважении, Егорову делать нечего...» Такое было мнение. До получения машины.
    Получив, насладившись песней 12-цилиндрового двигателя и всем, что к нему прицеплено, владелец явился к Александру «с повинной». Насладиться песней 11-канальной (так было написано в буклете) аудиосистемы Linn не удалось. При всём пафосе имени и ценника для уха, тренированного на «Линне» (и не только) домашнем, песня не удалась. Конец первого действия: Linn отдыхает.

    Тыловая акустика: похожая композиция, только...

    ...здесь опорные площадки - из отборной английской фанеры

    Алмазному диску нашлось дело и здесь

    Новую опору тыловая акустика делит с механизмами задних ремней

    Опорная площадка с тыла, видны "капоты" ременных натяжителей

    Ответная часть: задняя стенка будущего закрытого объема вклеена в кузов

    Заполнение синтепоном перед сборкой

    И вновь: сейчас придет сетка и все скроет

    Единственное отклонение от принципа невидимости: пищалки на передних стойках


    Действие второе: Егоров — работает. Саша очень уважает слово «анализ» и то, что это слово обозначает. Анализ предварил все последующие деяния, связанные с DB9. Толком даже необъезженная машина пошла в разборку, анализ показал, что играть она никак не могла, что бы ни было написано на элементах аудиосистемы. Кстати, далеко не всегда на них было написано «Linn». На центральном компоненте любой аудиосистемы — CD-транспорте — горделиво значилось... «Volvo». Транспорт оказался, по результатам следующих этапов анализа, неплохим, но элемент очковтирательства был запротоколирован. На акустике, действительно, значилось «Linn», но вот вы здесь люди опытные, скажите, по каким законам добра и красоты можно свести звучание фронтальной двухполосной акустики с мидбасами калибра 9 (даже не 10) сантиметров и сабвуфера, расположенного в задней части салона? Теоретически, изготовив совершенно специальную головку, можно, но лишь на позорных уровнях громкости. Владелец «Летающего» увлекается acid jazz, и, по его же словам, ему нужно было «хорошее звуковое давление с ясно читаемой звуковой сценой». С давлением уже многое становилось ясно, что касается сцены: её брался обеспечить чудо-агрегат, совмещающий функции звукового процессора и многоканального усилителя. «Много» в данном случае действительно означает 11. Вернее (как в буклете), 10.1 с таким раскладом: пять раз по два канала на фронт, тыл и центральный канал (все — на одинаковых головках) плюс сабвуфер. Сабвуфер, отдадим должное, во всяком случае технологически передовой. Восьмидюймовая головка помещена в микроскопического объёма ящик, по замерам — меньше 7 л, а её работу в противоестественных условиях призвана обеспечивать система электромеханической обратной связи, сигнал с датчика ускорения на диффузоре заводится внутрь процессора, а тот решает, как корректировать сигнал. В домашней аппаратуре эта технология наиболее прочно пустила корни у Velodyne, марка стала почти нарицательным именем, затем и упомянута.

    После снятия декора на свет появляется штатный сабвуфер

    Вот он, в собственном корпусе объемом едва 7 литров

    Головка сабвуфера - мудреная, с датчиком ЭМОС

    Сабвуфер ушел, аккумулятор и аварийный сброс ручника готовятся к уходу

    Кузов DB9, действительно, весь - на клею

    После удаления лишнего открылось пространство для нового сабвуфера

    Макет будущего корпуса под наклонную установку головки

    Стенки наращиваются по живому кузову...

    ...и намертво скрепляются с ним. На клею, "как было"


    ЭМОС — это хорошо, это дорого и прогрессивно, но законы природы вообще и акустики в частности яростно сопротивляются попыткам изнасилования. Не может одна «восьмёрка» с 200-ваттным (по буклету) усилителем обеспечить достойное звуковое давление, и всё тут. Сабвуфер включили в план ампутации. Здесь, впрочем, возникли два осложнения. Первое: процессорно-усилительный агрегат оказался устроен таким образом, что на отсутствие сигнала ЭМОС с сабвуфера реагировал крайне невыдержанно: все усилители блокировались, а на дисплее загоралось «милости просим в авторизованный сервис, принимаются к оплате все основные кредитные карты». Второй фактор — человеческий, более естественный, чем реакция процессора, но и намного более трудный для учёта. Интерьер Volante не подлежал никакому вмешательству, тут даже объяснять ничего не надо, будет у вас свой такой, можем ещё раз обсудить.
    Так закончилась фаза анализа и начался синтез новой системы. Начали с процессора, от его «операбельности» зависела архитектура будущей системы. Долго ли, коротко ли (долго, что уж там), но получилось обойти наиболее подлые фрагменты этого устройства. Из него удалось вытащить требуемые сигналы, взамен датчика обратной связи сабвуфера подсунуть «обманку», жизнь стала понемногу налаживаться. Источник решено было оставить прежний, даром что на нём значилось «Volvo», он оказался очень даже. Для нормальной, предсказуемой обработки звука приготовили процессор Alpine PXA-H650, определились с усилителями — все из импульсного семейства Alpine PDX. Оставалось самое трудное: акустика и сабвуфер. И то и другое надо было куда-то девать, а куда, спросим себя, если оригинальные узлы были, как сговорившись, исчезающе малогабаритны?

    Дизайн багажника (хоть и нештатный) из "родной" стилистики нисколько не выбивается

    Практически готовый правый (по ходу) ящик

    Это уже левый сабвуфер, после установки головки

    Наклонная панель под головку с закладными гайками

    Сплошные сетки окрашены в цвет ковров на полу

    Ящик окончательно собран, закреплен и покрашен в естественный цвет панелей кузова

    Даже так сабвуфер почти не виден...

    ...а уж так - тем более


    В отношении пищалки обычно деликатному Александру пришлось проявить твёрдость на уровне ультиматума: или разрешаем ставить на стойки, или сворачиваем проект, из двери (где стояли «Линны») они нормально играть не будут. Так в салоне появился единственный элемент, видимый глазу, но не предусмотренный конструкторами машины. За место для мидбасов в дверях и задних панелях решили бороться. Миллиметр за миллиметром добывали его там, где раньше жили 9-сантиметровые карлики, и в итоге добыли. На каркасе дверей выросли подиумы, способные принять 6,5-дюймовые головки, притом так, что они готовы были скрыться за штатными сетками. Не будь у нас фотодневника процесса, который вели по настоянию педантичного Александра, не поверили бы нипочём.
    В качестве акустики фронта и тыла Александр предложил Alpine серии SPX, причём в версии Reference (формально — нижней), а не PRO (верхней). Reference, по мнению мастера, более приспособлена для работы в такой системе, а кто там сверху или снизу, в данном случае — вопрос несущественный. В составе фронтальной системы вместе с мидбасами работают комплектные пищалки на стойках, в составе тыловой не работают никакие, сзади стоят только мидбасы, что естественно для тыловой подзвучки, достаточной для серьёзной, ориентированной на корректную звуковую сцену системы. С тыловой акустикой распорядились так: мидбасовые головки установлены на алюминиевом щите, служащем опорой для механизмов задних ремней безопасности, но за ними выделены и изготовлены из нескольких слоёв жёсткого виброизоляционного материала объёмы по 3,5 л на головку с заполнением синтепоном. И вновь штатные сетки скрыли нештатные компоненты.

    Багажник: 11-канальный агрегат Linn вернется на прежнее место, а вновь установленные компоненты расположились на полу

    Крышки боковых ниш багажника интегрированы с вентиляторами охлаждения усилителей

    Здесь решено было поселить аккумуляторы (это - место для левого)

    Опорная площадка и крепежные шпильки (это уже - правый)

    Снова левый: примерка на место

    Он же, притянутый окончательно


    Дума о сабвуфере всё это время не отпускала. А сами посудите: туда — нельзя, сюда — тоже нельзя. «Туда» — это багажник, отделенный от салона отсеком, в который прячется мягкий верх. Не хотел бы я быть на месте того, кто станет объяснять владельцу Volante, что после установки новой аудиосистемы у него будет не Volante, а Coupe с тряпичным верхом. И вообще, основным расчётным режимом для будущей музыки хозяин DB9 назначил открытый, это не обсуждалось. «Сюда», то есть в салон — и вообще непросто, а когда требуется сохранить первозданность интерьера, вовсе невозможно. Или...
    Стали скрести по сусекам. Консоль между задними сиденьями, где жил прежний сабвуфер, отпадала, там места было только под 7-литровый корпус. Более многообещающим вроде бы выглядел сусек под задними сиденьями. Открыли, посмотрели, даже хотели отчаяться (потом передумали). Под одним из сидений устроился аккумулятор, под другим — два блока управления двигателем и механизм аварийной ручной разблокировки ручного же тормоза, который в штатном режиме, разумеется, электрический.
    Больше сусеков не было, и решили разгрести этот. Аккумулятор сняли с насиженного места и заменили... двумя гелевыми, глубокого разряда «Стингерами» общей ёмкостью даже больше оригинального. Новые аккумуляторы удалось пристроить в нишах багажника. Перенесли, не нарушив работоспособности. На новое место — и «разблокиратор», после этого два небольших «мозжечка» стали уже детской забавой. Физическое пространство для сабвуферов открылось, прикинули, что можно взять по 20 л под каждым сиденьем, правда габаритная высота получалась меньше, чем нужно «десятке». Головки под этот объём и под эту установочную высоту нашлись: два квадратных Kicker Solobaric, формально — «десятки», по площади диффузоров — «двенашки». Под сиденья они вставали враспор и только в слегка наклонном положении. Началась новая кампания, на этот раз — с целью отвоевать пространство для сабвуферов уже «в железе».

    Титры пошли...Linn в них не упомянут...


    «В железе»... Если бы... Кузов у DB9 — действительно алюминиевый, да к тому же ещё — клеёный, а не на сварке или заклёпках. Первая попытка имплементировать сабвуфер предполагала, что алюминиевый пол салона станет одной из стенок сабвуферного корпуса. Не тут-то было: ни жёсткости, ни (особенно) герметичности кузовные детали обеспечить были не в состоянии. И началась «стройка века»: на освобождённой территории под сиденьями деталь за деталью вырастали корпуса сабвуферов, одновременно намертво (также на клею) прирастая к алюминию кузова. Когда корпуса были готовы и даже окрашены в цвет «окружающего кузова», их дополнили сетками по всей фронтальной поверхности, что сделало самые крупные агрегаты совершенно незаметными в салоне. Только если знать...
    После этого размещение пяти относительно компактных блоков (четыре усилителя и процессор) в багажнике было делом техники. Все компоненты расположились в одной плоскости под прозрачным фальшполом, на котором подсвечиваются логотипы Aston Martin (большой и гордый) и Autopodium (небольшой, но тоже гордый). Логотипа Linn нет, ему здесь нечем гордиться. Разве что тем, что это из его глины добывали золото...

    SUM
    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источник: Linn (OEM)
    Процессор: Alpine PXA-H650
    Усилители: Alpine PDX 4.150, PDX 2.150, PDX 1.1000
    Акустика: Alpine SPX-17REF
    Сабвуферы: Kicker S10L7

    Студия: Autopodium
    Руководитель проекта: Александр Егоров.

    Источник: журнал Автозвук, 05/2009. Рубрику ведет Михаил Габриелов

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa