Если честно, я не собирался делать публикацию про свою систему. Из-за этого даже некоторых фотографий нет, и утеряны они уже безвозвратно.
Однако в начале этого года я подвергся настолько изощрённому и беспрецедентному по жестокости давлению со стороны главного редактора «АЗ» (это был фактически неприкрытый шантаж), что вынужден был сдаться. А сопротивлялся я вовсе не из вредности или нежелания раскрывать какие-то мифические секреты — просто я не писатель (здесь, правда, вместо шантажа было обещание помочь с запятыми), а главное — мне самому непросто выделить важнейшее условие успеха в создании системы такого типа. Когда прочтёте до конца — поймёте меня, я уверен.
Машина, с которой мне в 2008 году удалось стать бронзовым призёром, а в следующем, 2009-м — чемпионом Европы в классе «Беспроцессорные системы», совсем не гламурная. Это Honda Accord 1996 года выпуска, купленная в 2004-м, то есть уже тогда восьмилетняя и с пробегом 220 тысяч. Наша совместная биография с этим автомобилем заканчивается только сейчас, из-за этого даже нет фотографий мидбасов — уже всё разобрал.
В предыдущих машинах музыка была устроена довольно немудрёно, здесь я решил сделать всё всерьёз, оттого «Хонда» у меня так надолго и задержалась, жалко было расставаться с результатами стольких сотен часов работы.
Концепция системы выросла из... головного устройства. Его я выбирал долго, перепробовав немало топовых моделей, и процессорных, и «чистых». И когда наконец остановился, стало ясно: систему надо делать беспроцессорную. Потому что выбор пал на Denon. Глаза глядели на DCT-A1, но карман с глазами не соглашался, решил отступить на шаг, до DCT-A100. От «Денона» и начал плясать.
Вначале (и довольно долго) не вытанцовывалось. Не удавалось мне «поставить тётю в центр», да так, чтобы она не расплывалась как квашня. Мучил расспросами Аквагена-Шкаликова, он советы давал как-то скудно и не очень внятно, только теперь, повторив, по существу, уже тогда пройденный им путь, я понимаю почему: нет в car audio более тяжёлого пути, чем Pure Passive, и уж тем более нет готовых путеводителей. А тогда не было иного выхода, кроме как искать свою дорогу.
Месяца три искал решение, потом полгода каждый день паял и перепаивал, нащупывая заветные характеристики, я слышал, кто-то из наших автозвуковых спортсменов про меня сказал, что я спать ложусь с включённым паяльником... Врёт, с выключенным, иначе жало обгорает. Но держу неподалёку, это верно. Только через полгода стало окончательно ясно: найденное решение работает. Что за решение? Если очень укрупнённо: двухполосный фронт, работающий от двухканального гибридного усилителя через несимметричный по каналам пассивный кроссовер. Основа кроссовера — ФНЧ первого порядка (с Цобелем) и ФВЧ второго порядка с характеристикой Бесселя. Остальное (а на фото кроссоверов видно, что остального много) — пассивные фазокорректирующие цепи, нет смысла приводить схемы с номиналами, повторяю, это не из вредности (нам, белорусам, вообще несвойственной), просто это бесполезно, и желающих проложить свой путь в Pure Passive только собьёт с маршрута.
Достаточно будет сказать: фазовые корректоры приходилось переделывать при каждой смене головок (а таких смен было несколько), более того, я обнаружил, что такие цепи гораздо менее либеральны по отношению к ошибкам, нежели разделительные фильтры. Например, отклонение в расчётном значении импеданса на 0,1 Ом оказывалось слышно немедленно: фокусировка голоса из «блюдечка» превращалось в «тазик». Подбор номиналов приходилось делать до третьего знака в миллигенри и до второго — в микрофарадах. Иначе не получалось. Или тип элементов в фильтрах: некоторое время я, поддавшись стереотипам, при выборе играл в «ценовые гонки», а заменил одну проволочную катушку ленточной (очевидно более крутой), и звук развалился. Сейчас отказался от ленточных катушек в цепи мидбаса, и заметно улучшился панч в низу диапазона, сформировалась структура струны контрабаса. В звуке нет мелочей, и в самой полной мере это относится к беспроцессорным системам.
Много раз пересматривался и состав акустики, главным образом — мидбасового излучателя, с пищалкой выбор был сделан не очень быстро, но надолго. Это — сугубо домашние, а по конструкции — так даже профессиональные Seas Excel. После покупки я их первым делом разобрал и увидел: подвижная система сделана по типу «бабочки», с возможностью замены, у меня теперь есть запасные купола, и это не лишнее, пищалки не только разыгрываются в начале эксплуатации, но и начинают терять своё звучание после длительной работы, вечного в этом мире мало.
Теперь — о других компонентах. Выбор головного устройства (с которого всё и началось) я по-прежнему считаю удачным, но при его установке пришлось столкнуться с проблемой «земляной петли», от которой в тракт полез фон. В итоге ГУ было установлено на изолирующем пластиковом кронштейне, да и вообще вся система электрически отвязана от массы кузова, «плюс» и «минус» идут отдельными проводами.
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Denon DCT-A100
Кроссовер: Macrom 48.22
Усилители: Poweramper X Power 200, Soundstream Reference Class A 10.0
Акустика: Xetec P6, Seas Excel E0011-06
Сабвуфер: Pioneer TS-W01RS
Вадим ШЕЛГУНОВ, Минск, Республика Беларусь
Источник: журнал Автозвук, 04/2010
Доброго времени суток. Купил моноблок AMP PRO 1.1500, пока что стоит сабвуфер Audio Art BRW 10 номиналом
Последнее сообщение от: M5Russia 02.05.2024, 04:06Товарищи, приветствую.
Просьба подсказать с выбором акустики. Машина - Isuzu
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120