Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Своя игра. Toyota Camry. Правила простоты

    Собственно, всё просто. Но у простоты есть свои правила и досконально выполнить их — совсем не просто...

    В 2006 году я решительно поменял «вероисповедание». До этого ездил на «Жигулях» и верил, что так и надо. А потом пересел на японские машины, и вера моя в них непоколебима. В очередной «японке», Toyota Camry 97 года в кузове SV40, была построена серьёзная система, где я применил весь свой предыдущий опыт и, конечно, приобрел новый. В этой машине мы с другом построили систему с трёхполосным фронтом и сабвуфером.
    Система удалась, первое участие в EMMA-Уфа 2008 принесло второе место в классе «Мастер 7 каналов». Но хотелось двигаться дальше, причём двигаться именно вперёд, а не топтаться на месте. Мозг начал вынашивать планы по созданию ещё более серьезной, более достойной, более звучной системы. Уже имея опыт в процессорной системе, оставаться в уже известном формате было скучно. Появились мысли и желание нырнуть в Pure Passive и поплавать там. То есть исключить процессор, суперцифровое головное устройство и многоканальность. Еще 2005 году, работая в автосервисе, я увидел свою будущую машину, именно ту, что реально хотел. Это была Toyota Camry в старом (даже совсем старом, прошлого века) кузове V30. Большая, красивая, просторная, мощный и тяговитый мотор — мечта!

    Собственно, нас было двое: слева — Алексей Иванов, главный конструктор аудиосистемы, справа — я, владелец автомобиля и координатор проекта

    Разметка панели перед вырезанием лишнего

    Собственно вырезание

    Примерка пустой панели. Скоро она не будет пустой

    Перенос приборов в центр

    Каркас центральной части

    Скелет новой панели

    Примерка монитора

    Заполнение пустот пенопластом

    Запенивание остального

    Нанесение гипса, слой за слоем

    Сушка готовой "болванки"

    Выведение поверхности

    Вырезание контуров будущих решеток

    Вот примерно так: в мелкую шелуху

    Подготовка к отливке матрицы решеток

    Снимаем отпечаток

    По отпечатку отливается решетка

    Готовую отливку откладываем в сторону, она понадобится позже

    Теперь освобождаем пространство для динамиков

    Примеряем решетки к месту

    Вторая примерка, уже на готовой модели


    Приглядываясь и оценивая этот автомобиль, я начал прикидывать, что в его салоне можно развернуть широкую экспериментальную поляну. И наконец, четыре года мечтаний обратились в покупку. Большой белый корабль, совершенно девственный (в акустическом плане) салон и, кстати, материал салона — велюр, а не кожа. Велюр как раз то, что мне было нужно для оформления звуковой системы, потому что кожа — это зеркало, для звука, разумеется. Руки чесались уже совершенно невыносимо. Не могу, когда всё стандартно в салоне. Хотя, если честно, заводская компоновка очень строгая, простая и красивая. К моменту покупки основной план новой аудиосистемы был готов. И предварительно куплены и приготовлены все составляющие, призванные служить реализации идеи новой системы.
    Идея заключалась в сложной простоте. Простота в том, что головное устройство не будет иметь никаких регулировок, даже тембра и баланса, не говоря уже про временные задержки, только регулятор громкости — большой и удобный. А сложность (на этом этапе, потом я ещё добавил сложностей к простоте) — в том, что такое головное устройство есть, но нужно его доработать, чтобы содержимое и чистый выходной сигнал соответствовали предъявляемым требованиям. Базой головного устройства стал старый добрый Clarion DRX 9255.
    Послушав впервые его звучание, я полюбил этот ресивер. Сильно и крепко, потому что ранее мне не доводилось слушать подобного. Хотя я еще не слушал из этой линейки такие легендарные ресиверы, как Denon, HX-D1, Sony, ну и McIntosh, наконец. Хотя нет! Sony CDX-C9000 у меня был, но мой слух он не порадовал, в отличие от «клары». И вот я уже без сомнения знал, что будет источником сигнала в моей новой системе. Но в 9255 есть (ну, теперь-то уже — были...) регуляторы баланса и тембра, что, на мой взгляд, пагубно влияет на выходной сигнал. Все эти ненужные сложности были выпаяны с платы ресивера. Полностью отключил «родной» предусилитель и собрал новый, с нуля, корпус однодиновой магнитолы при этом превратился в двухдиновый, в дополняющий блок был помещен новый предусилитель и моторизованный регулятор громкости ALPS. Добавлен AUX-вход, выход на фронт/тыл, был сменён на фронт/сабвуфер путём установки в тракт фиксированных ФВЧ и ФНЧ со срезом от 63Гц. После проведенного комплекса мероприятий звук стал ещё прозрачнее и живее, хотя он и был дай бог каждому...

    Выведение формы шпатлевкой

    Готовая панель

    "Борода" будет такой

    Стеклопластиковые боковины нижней части

    Боковины на месте

    Подгонка передней панели "бороды"

    Домашний тест акустической системы

    Было дело, экспериментировали и с ALT

    Поиск углов ориентации акустики в панели

    Найденное положение зафиксировано

    Формование акустического экрана вокруг опорного кольца

    Литые каркасы решеток обтянуты тканью

    Готовая панель. Почти...

    Вот теперь - готовая. Хотя нет, тоже почти - пока нет источника

    В какой-то момент для коррекции на верхних частотах решили поставить пищалки. Вобщем-то, они оказались не нужны


    Акустика задумывалась как предел простоты: домашние широкополосные динамики Fostex FE207E, на них возлагалась задача воспроизведения всего звукового диапазона, кроме самого нижнего баса. Для баса был найден и куплен уже очень редкий экземпляр Hertz Mille 3800 старой версии с бумажным прессованным диффузором и разнесёнными центрирующими шайбами, по моему мнению, этому динамику нет равных по импульсной характеристике, открытости звучания и способности воспроизводить басовый рельеф. При этом динамик топовой серии — фри-эйрный, это редкость необыкновенная.
    Усилители: на фронт пошёл ещё один предмет антиквариата — Denon DCA-3080 (уже твикнутый одним московским умельцем) с «хай-эндной» выходной мощностью 2 х 30 Вт, на сабвуфер — Luxman CM-2100 мощностью 2 х 100 Вт мостом. После доработок оба усилителя, как и головное устройство, не имеют никаких бортовых фильтров, только регулятор входного уровня на «Деноне», и чуть больше у «Люксмана»: напряжение входного сигнала 0,5/1/4 В, режим Direct/Balanced/Unbalanced. Всё. Разделяются полосы между фронтом и сабвуфером, как уже говорилось, с помощью фильтра на 63 Гц, вмонтированного прямо в головное устройство.
    Работа по подготовке места для установки фронтальных колонок потребовала рабочего времени больше всего. Приборную панель изготовил заново, с расположением приборной доски в центре. Прочие элементы управления вообще демонтировал, «под нож» попали панель управления климат-контролем, бортовые часы/термометр/индикатор расхода топлива. Освободившееся место занял 10-дюймовый VGA монитор. Такую штуку я мечтал установить ещё в «копейку», но тогда мечта реализована не была. В то время я не смог состыковать звуковой тракт на выходе со звуковой карты компьютера, с входом AUX магнитолы, из-за некачественного питания через инвертор 12 — 220 В шум и треск преобладали над музыкой. В этом творческом тупике идея и была отложена аж на 7 лет. Вот теперь время настало...
    Чтобы не ущемлять возможности видеотракта, решил ставить максимально возможный по размеру монитор, мерил даже 15 и 12 дюймовые матрицы, но они не помещались, а вот моноблок с сенсорным экраном 10,2 дюйма точно вписался в высвобожденное место панели.
    Монитор в концепции этой системы был не просто видеокомпонентом, он был призван работать в связке с компьютером. В появлении компьютера в системе, ориентированной на максимальную простоту, нет никакого противоречия, даже наоборот. Ведь головное устройство Clarion 9255, кроме CD-Audio, ничего не знает и знать не хочет, а интеграция компьютера позволяет расширить границы возможностей мультимедиа в автомобиле, экономя при этом большие средства. И сам процесс, кстати, интересный, хотя уже и не такой диковинный, как раньше. В Интернете уже есть целый клуб, посвященный CAR PC, то есть интеграции мини (и не мини) компьютеров в автомобиль. Компьютер позволяет использовать навигацию, воспроизводить любые мультимедиа-форматы, а в моём случае — служить огромным банком высококачественных аудиозаписей. Конечно же, чтобы по звуку такой источник сравнялся с легендарным CD-тюнером, необходимо решить немало проблем, путь к простоте очень даже непрост.

    Винтажный 9255 лишился всех регуляторов и стал двухдиновым

    Источник на рабочем месте, под ним - Alps регулятора громкости

    Работа с системным блоком CarPC

    Системный блок установлен в багажнике

    USB-контроллер позволил управлять климатом с сенсорного экрана

    Усилители смонтированы на панели в глубине багажника

    Давнишний, но очень хороший сабвуфер и опорное кольцо для него

    В задней полке кузова вырезано отверстие

    Кольцо приварено на место (потому и стальное)

    Для утяжеления полки по сторонам сабвуфера закреплены мраморные плиты массой по 2 кг каждая

    Каркас гриля под обтяжку акустически прозрачной тканью

    Готовая задняя полка

    А это панель приборов. Теперь уже точно - готовая


    Есть две основные проблемы. Первая — качество собственно звукового сигнала, за которое отвечает звуковая карта, вторая — не побеждённые семь лет назад шумы и наводки. С качеством преобразованного из цифры аналогового сигнала вопрос был решен ещё задолго до реализации всей этой затеи. Решён он следующим образом: в Одессе живёт один умелец, выпускающий небольшими сериями внешние звуковые USB-карты для ПК на основе PCM1793 под названием Pegasus. Хочется ещё раз сказать их разработчику и производителю спасибо, он сделал почти невозможное! Изначально эта приставка изготавливалась для домашнего использования и питалась, соответственно, от сети 220 В. Я, отслушав это чудо, связался с изготовителем и попросил в индивидуальном порядке адаптировать устройство под автомобильные 12 В с сохранением гальванической развязки во избежание попадания помех на НЧ-выход. Устройство было сделано и выслано мне на пробу. Ожидания оправдались на сто процентов. Звуковая карта играет, едва отличаясь от прославленной уже не первым поколением аудиофилов «клары». Разумеется, если исходный материал — wav или lossless (ape или flac), про mp3 мы не говорим, здесь не место для непристойностей.
    Шумы. Да, шумы с установленным в автомобиле компьютером — дело неизбежное, как следствие, неизбежна и борьба с ними, и здесь надо быть готовым не только к поражению, но и к победе, она возможна. Главный источник помех — блок питания компьютера. В ходе борьбы с помехами схема питания оказалась нестандартной: от аккумулятора были протянуты как плюсовой, так и минусовой провода, при этом масса автомобиля не используется в качестве минуса питания для всех установленных устройств. Межблочные кабели собраны на проводах Tchernov Audio Cuprum Junior IC, соединители Tchernov Audio (разъемы RCA) спаяны припоем с содержанием серебра, а металлические корпуса, накручиваемые на сам штекер, заменены по технологии господина Лысенко термоусадочной трубкой.
    Компьютер с монитором вытеснили с торпедо многое, что принадлежало автомобилю, решено было восстановить справедливость. Теперь управление климат-контролем салона организовано через компьютер посредством USB-модуля, приставки для ПК, которая, образно и понятно говоря, позволяет программно управлять замыканием контактов, то есть имитировать нажатие кнопок через программу на компьютере.
    Новейшее изменение в системе: динамики ручной работы заменили «Фостексы», сделав пищалки окончательно лишнимиДальнейшие шаги изготовления новой панели были следующими: снята панель целиком, вырезана вся внутренняя часть, оставлены лишь контур и узлы крепления панели к кузову. Сделан каркас для установки устройств (монитора и ресивера) и жёстко закреплён на каркасе панели. Затем каркас установили в салон, на своё место, заполнили монтажной пеной, после затвердевания которой с помощью гипса была выведена окончательная форма поверхности будущей панели. С этой формы был снят стеклопластиковый слепок (скорлупа) из двух частей, левой и правой, а также матрицы защитных решёток для фронтальных широкополосников. После этого всю массу из пены и гипса удалили с каркаса панели и на него установили стеклопластиковый слепок из двух частей. Так была создана новая симметричная панель с нишами для монтажа фронтальных колонок и монитора. По завершении хирургической работы с панелью её ожидала обтяжка кожей, при этом палитра салона осталась неизменной.
    С панелью закончили, установили её на своё место. Затем были отформованы и изготовлены нижние крышки «бороды»: переход от самой панели в тоннель и далее подлокотник (он же бар). «Родная» центральная часть панели у Camry с большим кармашком (такой ямой), а хотелось, чтобы было, как у «Мерседеса», с плавным и приятным глазу переходом в тоннель. Здесь и расположился блок головного устройства. Итак, панель закреплена, динамики установлены, с нижней частью панели, получившей новую форму, тоже закончено. Установлена задняя стенка, отделяющая салон от багажника, на ней смонтированы усилители, компьютер, дистрибьютор питания и вся проводка, относящаяся к аудиосистеме.
    Далее были установлены в приготовленное место выточенные металлические кольца для динамиков и смонтированы сами динамики. Положение и наклоны монтажных колец для них были определены продолжительным прослушиванием, в несколько заходов. В окончательном положении монтажные кольца для динамиков были прикреплены к металлической трубе кузова, находящейся под панелью. Очень твердая конструкция, не позволяющая колонкам создавать какие-либо вибрации на месте установки. Изначально, как планировали, взяли домашние Fostex FE207E. В своём роде уникальные по характеристикам широкополосные динамики. Но верха им не хватало, поэтому систему дополнили кольцевыми ВЧ-излучателями из комплекта Alpine SPX-Z18T (по сути — те же ScanSpeak 7000). Сигнал на ВЧ-головках отсечен от 4 кГц фильтром, собранным на плёночных конденсаторах. Даже ещё не прогретая система уже подавала признаки хорошего, домашнего звука. Но за время работы, а длилась она 3,5 месяца, уши уже забыли, что и как надо слышать. Так что разогревать всю систему пришлось вместе со своими ушами...
    ScanSpeak 7000 (ну хорошо, пусть будет Alpine) и Fostex FE207E спелись прекрасно, полгода я наслаждался, думая, что это верх совершенства. Конечно, иллюзию разрушило появление на горизонте многообещающей АЧХ картинки альтернативных ШП-динамиков. Это хэнд-мэйд под заказ. Они меньше калибром, «Фостекс» — 200 мм, а эти — 144 мм в диаметре, с двойным магнитом, бумажным подвесом и диффузором и очень редким сочетанием второго диффузора и фазовыравнивающего тела в центре звуковой катушки. Как оказалось, «Фостексы» при всех своих достоинствах всей правды не говорили, точнее, не пели. С новой акустикой я поначалу даже отключил пищалки совсем, слушая только ШП-стерео с сабом. Вполне достойно играют и без пищалок, но неугомонное желание экспериментов привело к тому, что пищалки теперь выведены на тумблер через реле, чтобы сравнивать, какой звук с ними, а какой — без. По личным ощущениям от прослушивания музыкального материала на своей, на данный момент уникальной и индивидуально построенной системе: звук поражает лёгкостью, прозрачностью, разрешением. Система способна действительно играть, а не воспроизводить, любой материал, и, кстати, как уже не раз подмечалось в статьях, в процессе инсталляций, действительно, могут меняться (и реально изменились) музыкальные предпочтения. Система легко играет джаз, рок, электронику, инструментал, оркестр, да вообще всё, что погружалось в привод ресивера, ни один диск ещё не расстроил своим звучанием. Что дальше? Дальше я сменю межблочные провода на Tchernov Classic, послушаю усилитель Celestra, переделаю оформление интерьера, в частности панели, и, конечно же, выступлю на ЕММА-Уфа 2010. Всё просто...

    SUM
    Тип системы: аудио/видео
    Состав: ШП фронт + сабвуфер
    Источники: Clarion DRX-9255, CarPC + USB ЗК Pegasus
    Усилители: Denon DCA-3080, Luxman CM-2100
    Акустика: Fostex FE207E, Alpine SPX-Z18T
    Сабвуфер: Hertz ML 3800

    Максим НАБИУЛЛИН, Уфа

    Источник: журнал Автозвук, 04/2010

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa