Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Honda Goldwing 1800 A8. Мышонок и динозавр

    «Голдвингов» разных поколений с 2000 года в журнале побывало девять штук. Почти четыре тонны, если брать на вес.

    Даже есть тенденция: в 2006 году — одна, в 2007 — две, в минувшем, в 2008 — три. Разве что в 2009 — первая, но ведь дело не в этом. Этот мотоцикл (что характерно — не автомобиль) впервые нарушил установившуюся, уже почти древнюю традицию журнала: окончательная оценка трудов установщиков делается с помощью диска «АудиоДоктор», изданного, без преувеличения, массовым тиражом (даже в два захода), имеющегося у подавляющего большинства читателей, а потому — идеального в роли проверочного инструмента.
    Впервые расчехлить диск мне не дали, за явной бесполезностью процесса. Настало-таки время, которого мы ждали с лёгкой опаской, как ждут всего, что сталкивает нас с насиженного комфортного места, пусть и в сторону другого, лучшего. Диск в этой системе вставлять некуда, потому что iPod здесь — не вспомогательный «модный девайс», а главный и единственный источник сигнала. Смешно выглядит крошечный плеер в кофре Goldwing, где он меньше любого другого компонента аудиосистемы, а уж контраст плеера и мотоцикла... Так же забавно, вероятно, выглядели первые млекопитающие — эдакие мышата, которых гордые динозавры и разглядеть-то толком не могли — слишком высоко находились глаза на их головных устройствах. Это только через миллион лет выяснилось, кто есть кто...
    К чести мастеров из «Автодопа», надо отметить: они всё учли заранее и не дали замешательству длиться больше трёх секунд. Все треки «АудиоДоктора» были к моменту приезда в студию загнаны в память «мышонка» в формате с наименьшими потерями, уж какой там есть.

    Тыловая (но работающая на фронт) акустика разместилась в штатных и заново изготовленных боксах

    Больше полутора киловатт в трёх корпусах оставили в боковом кофре достаточно места и для других компонентов

    Правый кофр отдан сабвуферу, диффузор которого благодаря «морской сертификации» не страдает от близости к заднему колесу

    Вон тот, маленький, с хвостиком, видите? А динозавр — не видит...

    Вторым этажом в заднем кофре расположился цифровой восстановитель басов Soundstream


    Но это — завершающий этап работы с системой, а пока — с начала. Мотоциклы редко приезжают в студию только «на музыку», Goldwing — в особенности. Что-то в этой машине, в которой, казалось бы, и так почти всё есть, а чего нет — предлагается в качестве заводских опций и аксессуаров, подвигает её владельцев на творческое переосмысливание дизайна двухколёсного броненосца по всем направлениям.
    В первую очередь владелец этого экземпляра решил заняться вопросами колористики. Дебютная идея была такая: чёрная спереди, окраска постепенно должна была переходить в классический песчаный камуфляж, так, чтобы вид мотоцикла, приближающегося сзади и уже обогнавшего, мчащегося навстречу новым просторам, был абсолютно разный, концептуально несовместимый. Аэрографы взялись за дело, закончили его и показали результат заказчику. А у него при взгляде на реальный объект, а не дизайн-проект, концепция изменилась. Вид спереди понравился гораздо больше, чем сзади. К тому же, пока шёл процесс, на глаза заказчику попалось несколько машин, где чёрный был реализован в матовом варианте, а такой цвет пошёл в бурную ротацию. Решено было: делать весь чёрным и весь — матовым. Только здесь, в отличие от технологии, вскользь упомянутой в прошлом номере, покрытие было двухслойным: база с матовым покровным лаком поверху. С цветом разобрались, перешли на звук.
    Типичные требования к мотозвуку, в общем, уже изучены, опыт тех, кто ставит (и даже нас, кто слушает установленное), говорит: акустики нужно много, и та, что будет установлена в тылу, играет отнюдь не вспомогательную роль. Поэтому здесь, по существу, и фронт, и тыл — трёхполосные, и на очень серьёзных компонентах.
    Фронт образован слиянием мидбасовой головки из комплекта Morel Hybrid Ovation 5 и компонентной системы Hybrid Ovation 4. Довольно необычное сочетание калибров излучателей, 5-4-1, но на мотоциклах вообще много необычного. Тыл, а здесь он играет важную роль в формировании фронтального звука, построен по схожему принципу, только компоненты 4 и 1 дюйм входят в состав точечного излучателя (его неудобно называть коаксиалом, не тот уровень) Integra Ovation 4 XO. Последние две буквы в обозначении — это не то, что у коньяка, это гораздо лучше. Это означает — полноразмерный внешний кроссовер, у этой акустики он вышел даже совсем полноразмерным, больше мидбасовой головки в поперечнике.
    И у фронтальных, и у тыловых НЧ-головок свои закрытые объёмы. На фронте это — выделенные внутри обтекателей и усиленные стеклопластиком и виброизоляцией полости объёмом по 4 л на головку, в тылу это — заново изготовленные стеклопластиковые боксы по 3,5 л. Передние 4-дюймовые компонентники и задние 4-дюймовые «точечники» установлены в доработанные штатные места, благо калибр это позволяет.
    Теперь — усиление. Оно базируется на новом фаворите мотоустановок — широкополосных импульсных аппаратах Alpine PDX. Основания для фаворитизма: габариты — раз, КПД — два. Можно взглянуть: девять каналов усиления с тотальным потенциалом 1,6 кВт заняли лишь часть левого кофра. Вместе с ними там хватило места и для 5-фарадной буферной ёмкости Stinger, и для пассивных кроссоверов.
    С кроссоверами возникла некоторая проблема, возможностей встроенных фильтров усилителей на всё задуманное не хватало, поэтому фронтальные и тыловые НЧ-головки фильтруются активно снизу и пассивно — сверху, последовательно с ними включены катушки индуктивности, образующие, самым ожидаемым образом, фильтры НЧ первого порядка. Теперь всё сложилось: один четырёхканальник «ведёт» басовики фронта и тыла, второй — СЧ/ВЧ-блоки, остался нижний бас. Здесь применены два стандартных решения и одно — нестандартное.
    Стандарт: импульсный моноблок PDX и 12-дюймовая головка Polk MM в закрытом ящике объёмом 25 л. Диффузор сабвуфера смотрит на заднее колесо, а значит — обязательно будет ловить на себя воду, на наших широтах иногда падающую на землю в идее дождя, а потом превращаемую в водяную пыль с помощью заднего колеса мотоцикла Honda Goldwing, такое вот наблюдение за природой. Типовой характер решения — в выборе головки. Все сабвуферы Polk MM выпускаются с примечанием «Marine Certified», а будут ли брызги сорваны ветром с верхушек волн или подняты с асфальта – не важно.
    Нестандарт: на входе басового моноблока включён басовый процессор Soundstream, принцип работы и назначение которого — восстановление самого нижнего баса из гармоник. Обычно такую обработку применяют, когда есть недостаток нижнего баса в исходном сигнале или заведомо известно, что слабовато басовое звено акустики. В данном случае Digital Bass Machine призвана отчасти компенсировать отсутствие у мотоцикла передаточной функции салона, из-за чего нижний бас всегда и абсолютно неизбежно значительно ослаблен по сравнению с тем, что звучит в салоне автомобиля. Забегая вперёд, отмечу: эффект заметен вполне отчётливо.
    И наконец, источник. Здесь, действительно, рулит iPod, подключённый к штатному головному устройству через конвертер небезызвестной фирмы Erta. Единственное назначение «головы» в этой схеме — воспринимать команды, поданные с кнопок на рукоятке руля, часть из которых будет потом конвертирована в управляющие сигналы для iPod… Эдакого мышонка, пристроившегося на хвосте у динозавра...

    RTA
    Сабвуфер безукоризненно выполняет положенную ему работу: доигрывает до 60 Гц, это как раз его резонансная частота в ЗЯ такого объёма, а ниже начинает снижать отдачу со скоростью 12 дБ/окт., рассчитывая, что как раз отсюда начнёт работать передаточная функция салона, добавляя по 12 дБ на каждую октаву. Но функции нет, как нет и салона. На слух, однако, басов заметно больше, и они глубже, чем можно было бы заключить по форме АЧХ, Bass Machine, как оказалось, работает исправно. А вот смягчённый характер звучания голосов, как выяснилось, объясняется не спадом на самом верху, он как раз на удивление невелик. Зато выделен весь среднечастотный диапазон, и на этом фоне звучание верхних частот воспринимается несколько приглушенным.

    SQ
    Дорожка, традиционно открывающая сессию прослушивания, только теперь это не дорожка, а файл в мозгах «мышонка с яблочком» — Magic Pump. Голос солистки звучит заметно смягчённо, это — знакомый почерк Morel, разве что здесь он ещё более подчёркнут. Привлекают внимание две особенности звучания: бас не поражает глубиной, но очень хорошо проработан рельеф, и звучит он очень убедительно, особенно если учесть: всё это происходит в условиях «полупространства», кроме асфальта, никаких стен не наблюдается. Отзвуки голоса, звучащие всегда по-разному на разных системах, здесь ведут себя необычно, голос остаётся строго в центре, а эхо как будто сдувает ветром по сторонам. Блюзовый трек (ну, файл) 12 исполняется как будто на наклонной сцене, передний край которой ложится на центральный дисплей, а дальний — уходит за ветровой щиток, поднимаясь по высоте. При этом в явной форме звучание тыловой акустики не ощущается, она вся участвует в формировании фронтальной сцены, таковы законы мотозвука.

    SUM
    Тип системы: аудио
    Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
    Источники: Apple iPod/OEM
    Процессор: Soundstream BX-15
    Усилители: Alpine PDX 4.150, 4.100, 1.600
    Акустика: Morel Hybrid Ovation 5, Hybrid Ovation 4, Integra Ovation XO 4
    Сабвуферы: Polk Audio MM 1224

    Студия Avtodop. Руководители проекта: Игорь ГОГЛОВ, Алексей ПАЛЕНГА.

    Источник: журнал Автозвук, 06/09. Рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa