Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Анфас! Акустика Focal Utopia Be (в вопросах и ответах). Свидание вслепую.

    Сразу признаемся: живьём мы эту акустику не видели, да и никто в России пока не видел, первые экземпляры пересекут границу в конце зимы. Однако создатели новых систем были так любезны, что заранее переслали через границу информацию о свежем продукте, не только подробную, но и весьма интересную, поскольку рассказали не только, что они сделали, но и зачем сделали и почему.

    Не знаю как вы, а мы это воспринимаем не как пересказ с чужих слов. Жак Мауль и Ги Бонневиль нам не чужие, если хотите знать, первое, что ваш покорный слуга когда-либо написал по поводу car audio, было письмо президенту JM Lab/Focal про номиналы конденсаторов в коаксиальных Polyglass. Что интересно — вскоре получил ответ. От президента. С соображениями по поводу выбора номиналов.
    Так что это не с чужих слов. Это как бы один из участников свидания вслепую отправляет другому по Интернету кое-что из своих фотографий и вообще кое-что о себе. Это разумно.
    Автомобильная акустика Utopia Be не сделана вся из чистого бериллия, как не сделана из него и домашняя прародительница Grande Utopia. Из этого металла выполнена только самая маленькая, но едва ли не самая важная деталь акустической системы — купол пищалки. Почему из бериллия? Потому же, почему академик Ферсман писал ещё три четверти столетия назад: «Овладение воздухом, смелые полеты самолетов и стратостатов невозможны без легких металлов; и мы уже предвидим, что в помощь современным металлам авиации — алюминию и магнию — придет и бериллий. И тогда наши самолеты будут летать со скоростью в тысячи километров в час».

    Зря он подсказал: сколько ценного материала не в мирных целях использовали. Что делает бериллий столь ценным материалом для пищалкостроения? Да практически всё. Удельный вес у него — ровно как у магния, а жёсткость (модуль упругости) — выше в семь раз. Или в полтора раза выше, чем у легированной стали. И ещё: скорость звука, которая в воздухе, как известно, около 340 м/с, в воде 1500, в стали около 5000, в бериллии — 12500, ближе чем наполовину к этой отметке ни один другой материал не подходит. А для успешной работы электроакустического преобразователя это, как вы понимаете, немаловажно, если позволить акустической волне не торопясь прогуливаться по излучающей поверхности, молено нарваться на непредсказуемые моды излучения. С этим разобрались. А из чего ещё сделана Utopia Be в её автомобильной инкарнации? Разумеется, как во всех низко- и среднечастотных головках, носящих имя таинственного острова Томаса Мора, материал диффузора — Sandwich W. Смысл этого материала — оптимальное сочетание лёгкости, жёсткости и внутреннего затухания. Опытный читатель здесь воскликнет в сердцах (неплохо, да, как в романах позапрошлого века: «воскликнет в сердцах»?): «Эка невидаль, кто из конструкторов акустики не провозглашает, что их (как правило — только их) материал диффузора всё это сочетает небесно-оптимальным образом?..» Верно, мы живём в мире компромиссов, однако в концепции Sandwich W заложена возможность сделать этот компромисс управляемым. Сердцевина сэндвича выполнена из пористого материала, состав и способ изготовления которого JM Lab/Focal широко обнародовать не намерены, это информация из первоисточника. Однако из одного давнего разговора под неплохое Merlot с другим первоисточником из той же компании автору намекнули, что в основе секретного полимера лежат акриловые смолы, родственные органическому стеклу. А поверх сердцевины находятся диафрагмы из стекла натурального, неорганического, в форме волокна, естественно.
    Сердце (и гордость) системы - берриллиевый твитер TBe. Он комплектуется и чашкой для поверхностного монтажа, но конструкторы настоятельно рекомендуют заглубленную установку, только в этом случае можно рассчитывать на номинальную АЧХ, линейную до 40 кГц и с максимально подавленными "звонами".
    Сердце (и гордость) системы - берриллиевый твитер TBe. Он комплектуется и чашкой для поверхностного монтажа, но конструкторы настоятельно рекомендуют заглубленную установку, только в этом случае можно рассчитывать на номинальную АЧХ, линейную до 40 кГц и с максимально подавленными "звонами".

    Отсюда (предполагаю) и буква «W» в патентованном названии. Двойное «V» может означать «стекло (verre по-французски) внутри, стекло снаружи». Может, и ошибаюсь, но всё равно красиво.
    Так вот, для динамиков разного назначения и структура пористой сердцевины, и характеристики окончательно формирующих жёсткость композитной мембраны фиберглассовых «обшивок» выбираются разными. В сабвуферах, где важнее жёсткость, менее важно затухание и почти не важна масса, добиваются именно максимальной жёсткости. А в диффузорах среднечастотников и фактуру «пены», и толщину стекловолокна выбирают так, чтобы согнать массу и повысить внутреннее демпфирование. Всё под контролем, чего непросто добиться с традиционными материалами.
    Рамы и магнитные системы НЧ и СЧ-головок, разумеется, тоже лишены банальности. Основа — литьё из алюминиевого сплава под давлением, что само по себе уже радикально снижает паразитные резонансы. Но «само по себе» — не стиль фирмы, и внутри характерных изогнутых «спиц» литого каркаса установлены резиновые подушки, служащие средством принудительного подавления резонансов. Магниты неодимовые у всех без исключения головок, а звуковые катушки — увеличенные, у 6-дюймовых, к примеру — до 40 мм.
    Что ещё «не так» в Utopia Be? Да почти всё остальное. Например — кроссоверы. Они настолько не похожи на привычные взору коробочки с катушками и конденсаторами, что вполне уместным кажется то, что они и названы иначе: Crossblock.

    Рекомендации разработчиков: ставить СЧ и ВЧ-излучатели возможно ближе. Они для этого уже сделали все, что от них зависело.
    Рекомендации разработчиков: ставить СЧ и ВЧ-излучатели возможно ближе. Они для этого уже сделали все, что от них зависело.
    Задача среднечастотника 3W2 Be - воспроизводить из одной точки максимально широкую полосу частот с минимальной направленностью. Насколько можно судить по присланному графику, это удалось.
    Задача среднечастотника 3W2 Be - воспроизводить из одной точки максимально широкую полосу частот с минимальной направленностью. Насколько можно судить по присланному графику, это удалось.
    Crossblock удивительно напоминает активный электронный компонент, хотя внутри - только пассивные компоненты. У активного кроссовера Crossblock заимствовал беспримерную гибкость регулировок. Входные клеммы позволяют подключать Crossblock и по схеме би-ампинга.
    Crossblock удивительно напоминает активный электронный компонент, хотя внутри - только пассивные компоненты. У активного кроссовера Crossblock заимствовал беспримерную гибкость регулировок. Входные клеммы позволяют подключать Crossblock и по схеме би-ампинга.

    В принципе, внутри те же самые катушки, конденсаторы и резисторы, пассивные кроссоверы ни из чего другого состоять не могут. Однако Crossblock отличается от обычных кроссоверов примерно тем же, чем Sandwich W от традиционных материалов: всё под контролем, только на этот раз — не конструктора, а пользователя акустики. Впервые в практике car audio удалось сделать пассивный кроссовер с возможностями управления, как у активного. И в подтверждение те, кому это удалось, прислали реально измеренные (насколько не обманывает намётанный вроде бы глаз) кривые фильтров.
    Что конкретно предлагается как форма материализации всех этих технологий? Три системы, довольно оригинально (даже стильно, в этом есть что-то от лучших произведений французских парфюмеров) названные №5, №6 и №7.
    Номер пять — это компонентная система с 5-дюймовым мидбасом 5 W2 Be, пищалкой ТВе (общей для всех систем) и «кроссблоком». Акустика рассчитана на применение с сабвуфером, разумеется, но мидбас дотягивает вниз до 80 Гц без потерь, поэтому проблем со стыковкой полос конструкторы не предвидят. Вернее, обещают, что их не будет.
    Номер 6 (не надо быть Томасом Мором, чтобы догадаться) — классическая конфигурация: двухполосная система с 6,5-дюймовым мидбасом 6 W2 Be. Мидбасовая головка оптимизирована для работы в объёме от 15 до 30 л, при этом конструкторы уже не столь настойчивы в предложениях по части сабвуфера, советуя прежде испытать возможности «шестого номера» как есть.
    Что же тогда №7? Это уже не так тривиально. «Седьмой номер» — трёхполосная акустика. Тоже с 6,5-дюймовым мидбасом. Как поступила бы нормальная фирма, задумавшая сделать трёхполоску на базе уже сделанной двухполоски? Дослала бы туда «четвёрку» на роль среднечастотника и перекроила бы кроссовер под три полосы. Нормальных в этом смысле среди конструкторов не было. Среднечастотник разработан специально для этой акустики (и только для неё), это 80-миллиметровая диффузорная головка 3 W2 Be, обладающая минимальной направленностью излучения, способная работать до 180 Гц в объёме от 0,5 л, при этом глубина составляет всего 35 мм. Все три эти свойства — следствия принципиальной позиции, занятой разработчиками. Она заключается в том, чтобы максимально широкая полоса частот излучалась из оптимальных мест в салоне и чтобы СЧ-головки можно было установить как можно ближе к пищалкам. Комментируя эту позицию, конструкторы Utopia Be поминали недобрыми французскими словами купольные среднечастотники, считая, что те безжалостно рубят посередине голосовой диапазон. А мидбас? Тот же, что и «в предыдущем номере»? Ну, здесь вы должны бы уже сами догадаться. Конечно, нет.
    Мидбас здесь другой, 6 W3 Be, просто такого же калибра. Но в связи с новым назначением у него переделан диффузор и удлинена звуковая катушка, а рабочий диапазон частот смещён вниз, у 6 W2 Be рекомендованные крайние значения граничных частот 70 Гц и 4 кГц, а у 6 W3 Be это 60 Гц и 1 кГц. 21 WX - басовый агрегат на самый крайний случай. И то небольшойРазумеется, Crossblock, к которому окажутся подключены компоненты №7, способен на регулировку и частот раздела, и уровня на отдельных компонентах, включая СЧ.
    Кстати, у всех трёх «номеров» есть вариант исполнения, обозначенный словом Active. Это если по задумке акустика будет применена в по канальном включении. Всё то же самое, но вместо «кроссблока» даётся таблица с рекомендованными частотами раздела полос.
    А какую принципиальную позицию заняли создатели «бериллиевой Утопии» в отношении басов? Ответ содержится в вопросе: принципиальную. Жак Мауль со товарищи решительно встали на защиту переднего баса. Ставьте, говорят, сабвуфер спереди при малейшей возможности. Говорить легко, а как ставить? А вот так, отвечает Ж.М. (со тов.) и даёт такую возможность. В некотором смысле — «малейшую». Развитием идеи «микросабвуфера» Focal Utopia 5WS («A3» №9/1999) стал такой же по назначению драйвер 13 WS. Такого же парадоксального (только переведенного в сантиметры) калибра.

    Куда его ставить? Да куда хотите, говорят фокаловцы. На нижнюю частотную границу 75 Гц (в открытом пространстве) 13 WS выходит уже при объёме закрытого ящика 3 л, оптимальным объёмом конструкторы считают 5, а в 7,5 л добротность выходит на баттервортовскую классику: 0,707. Это — в открытом пространстве. В салоне, где передаточная функция начинает работать на нас примерно с тех же значений частоты, это означает нормальную сабвуферную АЧХ, без экстремизма. Элементов экстремизма можно добиться, применив один из рекомендованных вариантов ФИ: от 6 до 13 л, с нижней частотной границей от 48 до 36 Гц соответственно. 13 WS советуют ставить по два, ради такого дела несколько литров можно и отыскать, зато — прощай бас за кормой.
    Центральные фигуры серии Utopia Be - это, безусловно, системы №6 и №7
    И только если уже совсем невмочь без лихого баса, хоть откуда, или если судьба одарила автомобилем неразумных размеров (на родине Utopia Be это редкость), предлагается дополнить систему «отдельно стоящим» сабвуфером на базе специально подвёрстанной к «Утопии» мультимагнитной головке тоже довольно скромных размеров: 21WX, по-нашему — чуть крупнее «восьмерки». Минимальный рекомендованный для 21 WX объём закрытого ящика 10 л, оптимальный — 20.
    Ещё вопросы? Я думаю, довольно, свидание обещает быть интересным...

    Термины и определения

    Utopia — неосуществимая мечта, фантазия. Слово придумано в 1516 году англичанином Томасом Мором как часть заглавия романа «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
    Grande Utopia — флагманские акустические системы JM Lab, впервые представлены миру в 1995 году французом Жаком Маулем.
    Focal Utopia — верхняя линейка автомобильной акустики, использующая технологию, разработанную для домашней серии Utopia. Появлялась постепенно в 1999 — 2000 годах, тогда же модель 165W3 стала лауреатом премии ЕСАР (European Car Audio Press).
    Бериллий (Be) — химический элемент №4, в форме окиси известен со времён незапамятных; окись бериллия превращает почти бесплатный кварц в совсем не бесплатный изумруд. В чистом виде открыт в 1798 г. Луи Никола Вокленом, что любопытно — тоже французом.
    Grande Utopia Be — новая флагманская акустика JM Lab, в которой впервые (вообще впервые) применены ВЧ-головки с куполами из чистого бериллия. Появилась на свет в сентябре 2002.
    Focal Utopia Be — самая новая и самая верхняя серия автомобильной акустики Focal, находится в объяснимом родстве с Grande Utopia Be. Родилась в той же французской семье в декабре 2004 года.

    Источник: журнал Автозвук, 02/2005. Текст и измерения Андрей Елютин
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa